Дело № 2а-1175/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2022 года г. Вязьма Смоленской области

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего - судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 2 по Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени, ссылаясь на то, что за административным ответчиком числятся задолженность: по транспортному налогу за 2020 год в размере 45 062 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу – 11 рублей 27 копеек, земельному налогу за 2020 год в сумме 412 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу – 00 рублей 10 копеек, налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1 150 рублей 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц – 00 рублей 29 копеек, а всего на сумму 45 073 рубля 27 копеек, которая до настоящего времени не уплачена.

В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, административный иск поддерживает, в дополнительном письменном пояснении указал, что порядок выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных утвержден приказом ФНС России от 26 мая 2016 года № ММВ-7-12/338@, в соответствии с которым установлены единые принципы технического обеспечения подготовки налоговыми органами, а также принципы выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных с отправкой по назначению заказными письмами/бандеролями. Массовой печати и рассылке по местам назначения Центрами печати подлежат, в том числе налоговые уведомления, требования об уплате. В соответствии с реестрами почтовых отправлений 1 сентября 2021 года налогоплательщику ФИО1 было направлено налоговое уведомление № 55394266 от 1 сентября 2021 года, а 3 декабря 2021 года было направлено требование об уплате налога № 54311 от 3 декабря 2021 года.

Административный ответчик ФИО1 заявленные требования не признал по тем основаниям, что уведомление и требование он не получал, поэтому обязательство по уплате налога отсутствует. В списках отправлений, представленных административным истцом, адрес отправителя указан – <адрес>, однако более года он уже зарегистрирован по другому адресу. Задолженность по налогам, возникшая в период пандемии, ему, как работнику пострадавшей отрасли – туризма, должна быть аннулирована по амнистии.

В силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы дела № 2а-674/2022-15, суд приходит к следующему.

На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 19 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги с боры.

На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц согласно ст. 400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе, квартира, комната.

При этом согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе: уплачивать законно установленные налоги (пп. 1); представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (пп. 6).

Пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Налоговое законодательство в пункте 2.1 статьи 23 НК РФ, конкретизируя обязанность налогоплательщика по уплате законно установленного налога, указанную в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 названного Кодекса, разделяет указанную обязанность дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке и обязанность при неполучении налогового уведомления сообщать об имуществе, подлежащем налогообложению, в налоговый орган.

В Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В статье 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

Порядок исчисления налогов установлен статьей 52 НК РФ, согласно которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В статье 69 НК РФ указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно статье 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

В случае направления документа налоговым органом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг датой его получения считается день, следующий за днем получения указанного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 является плательщиком налогов.

В связи с этим административному ответчику заказным почтовым отправлением направлялось налоговое уведомление № 55394266 от 1 сентября 2021 года об уплате не позднее 1 декабря 2021 года транспортного налога за 2020 год в размере 43 500 рублей 00 копеек, земельного налога за 2020 год в сумме 412 рублей 00 копеек, налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1 150 рублей 00 копеек (л.д. 15-16, 17).

В соответствии с положениями ст. 70 НК РФ административному ответчику заказным почтовым отправлением направлялось требование № 54311 от 3 декабря 2021 года об уплате в срок до 28 декабря 2021 года недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 43 500 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу – 10 рублей 88 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 1 150 рублей 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц – 00 рублей 29 копеек, недоимки по земельному налогу за 2020 год в размере 412 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу – 00 рублей 10 копеек (л.д. 18-20, 21).

Довод административного ответчика о ненаправлении в его адрес налогового уведомления и требованиям об уплате налога суд находит несостоятельным на основании следующего.

Приказом ФНС РФ от 25 февраля 2009 года № ММ-7-6/86@ «Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов по назначению в условиях централизованной обработки данных» установлены единые принципы выполнения массовой печати налоговых уведомлений и требований с отправкой по назначению заказными почтовыми письмами без уведомления о вручении, а также информационных писем с отправкой по назначению простыми почтовыми отправлениями в условиях использования программного обеспечения АИС «Налог-ЦОД».

Факт направления налогового уведомления № 55394266 от 1 сентября 2021 года и требования № 54311 от 3 декабря 2021 года подтверждается, в том числе реестрами исходящих документов, направленных в адрес ФИО1, со ссылкой на использование программного обеспечения АИС «Налог-ЦОД» (л.д. 17, 21).

Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

С учетом приведенных обстоятельств и норм закона, налоговое уведомление считается полученным вне зависимости от того, было ли получено заказное письмо ФИО1 в отделении почтовой связи. Следовательно, у ФИО1 возникла обязанность по уплате налогов, доказательств исполнения которой в суд не представлено.

Требование об уплате недоимки по налогам и пени налоговым органом направлялись ФИО1, в том числе через личный кабинет налогоплательщика и получены им (л.д. 21).

Как указано административным истцом, ФИО1 является пользователем личного кабинета налогоплательщика.

Согласно положениям Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 22 августа 2017 года № ММВ-7-17/617@, получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: логина и пароля, полученных в соответствии с Порядком (посредством обращения в налоговую инспекцию и получения регистрационный карты); усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА).

Авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов: а) путем подписания введенной информации усиленной квалифицированной электронной подписью; б) с использованием кода активации в ЕСИА.

С учетом указанных способов получения доступа к личному кабинету налогоплательщика ссылки административного ответчика на неполучение им требования налогового органа не могут являться подтверждением его доводам.

Способ передачи информации в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика соответствует требованиям ст. 11.2, п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик ФИО1, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имел возможность ознакомиться с направленным ему налоговым уведомлением, а также требованием об уплате налога и пени.

Доказательств, свидетельствующих об обращении ФИО1 с заявлениями об отказе от пользования личным кабинетом налогоплательщика либо о прекращении доступа к личному кабинету налогоплательщика, не представлено.

Сведений о том, что ФИО1 обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе, также не представлено.

Кроме того, неполучение налогоплательщиком налоговых уведомлений само по себе не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку обязанность по уплате налогов (сборов, страховых взносов) возникает у налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога, сбора или страхового взноса, а не в результате направления уведомления налогового органа. Именно неисполнение данной конституционной обязанности влечет наступление предусмотренных законодательством о налогах и сборах последствий и применение установленного порядка мероприятий, не зависящих от факта направления инспекцией лицу соответствующего письма.

Кроме того, как следует из материалов дела, соответствующая информация о сумме недоимки по налогу и его исчислении до налогоплательщика была доведена в рамках приказного производства, однако, и после отмены судебного приказа на основании поданных ФИО1 возражений, обязанность по их уплате им не была исполнена.

Довод административного ответчика о том, что задолженность по налогам, возникшая в период пандемии, а именно за 2020 год, как работнику пострадавшей отрасли – туризма, должна быть аннулирована по амнистии, суд находит несостоятельным и ошибочным на основании следующего.

В соответствии с Письмами Федеральной налоговой службы от 3 апреля 2020 года № ЕД-20-8/37@, от 27 апреля 2020 г. N ЕД-20-8/53@, от 26 мая 2020 г. N ЕД-20-8/71@, принятых в связи с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» поручено приостановить применение мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, до 1 июля 2020 года (включительно) в отношении всех налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Однако ФИО1 налоговым органом начислены налоги как физическому лицу, в связи с чем его обязанность по уплате налогов не была приостановлена.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пункт 2 статьи 48 НК Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В силу ч. 3.1 ст. 1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 КАС РФ.

По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (ч. 1 ст. 123.7 КАС РФ).

По смыслу положений глав 11.1 и 32 КАС РФ, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ мировой судья отказывает в принятии такого заявления.

В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 6 ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п. 3 ст. 48 НК РФ).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (ч. 2 ст. 287 КАС РФ).

Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.

Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ, то указанный срок им признан не пропущенным.

Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 123.8 КАС РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 КАС РФ не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.

Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в административном исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отменен судебного приказа.

В пункте 1 статьи 48 НК РФ прямо указано на право налогового органа обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 48 НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

На основании абзаца третьего пункта 2 статьи 48 НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из приведенных положений закона следует, что минимальная сумма для обращения налоговых органов в суд определяется исходя из общей суммы недоимок и задолженностей по всем налогам, указанных в налоговых требованиях.

Определением мирового судьи судебного участка № 15 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 7 апреля 2022 года ранее выданный по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Смоленской области судебный приказ от 22 марта 2022 года по делу № 2а-674/2022-15 о взыскании обязательных платежей и санкций в отношении ФИО1 отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения (л.д.22).

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 17 мая 2022 года (л.д.4-9), то есть в пределах шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, налоговым органом соблюдены установленные налоговым законодательством сроки обращения в суд с административным исковым заявлением.

При этом проверка районным судом соблюдения срока обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание обязательных платежей и санкций положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.

Районный суд в силу положений части 1 статьи 313 КАС РФ не является надзорной инстанцией над мировыми судьями.

Поскольку мировым судьей судебного участка № 15 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области ранее был выдан судебный приказ, то районный суд с учетом приведенных положений законодательства не обязан проверять соблюдение сроков обращения налогового органа к мировому судьей, а проверяет только соблюдение шестимесячного срока для обращения в районный суд с момента вынесения определения об отмене судебного приказа, который в настоящем случае, как указывалось выше, соблюден.

Согласно расчетом налогового органа, не доверять которым у суда оснований не имеется, за административным ответчиком числится задолженность: по транспортному налогу за 2020 год по требованию № 54311 от 3 декабря 2021 года – 43 500 рублей, пени, включенные в данное требование, - 10 рублей 88 копеек; по земельному налогу за 2020 год по требованию № 54311 от 3 декабря 2021 года – 412 рублей, пени, включенные в данное требование, - 00 рублей 10 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2020 год по требованию № 54311 от 3 декабря 2021 года – 1 1540 рублей, пени, включенные в данное требование, - 00 рублей 29 копеек.

Принимая во внимание отсутствие в материалах дела письменных доказательств оплаты административным ответчиком предъявленных к нему налоговым органом к взысканию обязательных платежей и санкций, учитывая, что ФИО1 имеет обязанность по уплате налогов, оснований для освобождения от уплаты которых не имеется, суд считает требования административного истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в вышеуказанном размере.

При этом суд считает, что административным истцом ошибочно указано в просительной части административного искового заявления на размер задолженности по транспортному налогу за 2020 год в сумме 45 062 рублей и пени по транспортному налогу – 11 рублей 27 копеек.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в пункте 40 постановления Пленума от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу положений ст. 50, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина (по нормативу 100%) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит взысканию в бюджеты муниципальных районов.

Следовательно, государственная пошлина по административному делу должна быть уплачена в местный бюджет по месту нахождения соответствующего суда.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ установлено, что при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей, уплачивается государственная пошлина в размере 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

В силу п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. При этом согласно п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Исходя из вышеизложенного, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, исходя из цены заявленных административных исковых требований, подлежащих удовлетворению 45 073 рублей 27 копеек (43500,00+10,88+412,00+00,10+1150,00+00,29), в размере, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, - 1 552 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИНФС России № 2 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (паспорт <данные изъяты>), зарегистрированного по адресу: <адрес> в доход бюджета: недоимку по транспортному налогу за 2020 год в размере 43 500 (сорок три тысячи пятьсот) рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу – 10 (десять) рублей 88 копеек; недоимку по земельному налогу за 2020 год в сумме 412 (четыреста двенадцать) рублей 00 копеек, пени по земельному налогу 00 (ноль) рублей 10 копеек; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1 150 (одна тысяча сто пятьдесят) рублей 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц – 00 (ноль) рублей 29 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области государственную пошлину в размере 1 552 (одна тысяча пятьсот пятьдесят два) рубля 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Т.Н. Красногирь

16.09.2022 – объявлена резолютивная часть решения,

29.09.2022 – составлено мотивированное решение,

27.10.2022 – решение вступает в законную силу