Дело № 2а-42/2025 (2а-274/2024;)
УИД 22RS0071-01-2024-000474-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Яровое 23 сентября 2025 года
Яровской районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Гросс А.И.
при секретаре судебного заседания Сулима В.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени.
В обоснование требований указано, что ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю в качестве налогоплательщика. ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 42, в связи с чем, является плательщиком налога на имущество физических лиц. За 2018 год ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц в размере 1 671 руб., за 2019 год – 1 713 руб., за 2020 год – 1 386 руб., за 2021 год – 1386 руб., за 2022 год – 924 руб. По состоянию на 17.10.2024 в виду ненадлежащей оплаты у ФИО1 за период 2018 – 2022 гг. образовалась задолженность по налогу на имущество физических лиц. Кроме того, в виду ненадлежащей оплаты транспортного налога за 2014 год, 2016 год, налога на имущество физических лиц за 2014 год, 2016 – 2022 гг. у ФИО1 начислены пени. Административный истец указывает, что применялись меры взыскания недоимки, однако задолженность не погашена. В связи с неуплатой задолженности, на основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка г. Яровое Алтайского края вынесен судебный приказ №2а-1043/2024, который 27.05.2024 отменен.
Административный истец просит взыскать с ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 671 руб., за 2019 год – 1 713 руб., за 2020 год – 1 386 руб., за 2021 год – 1 386 руб., за 2022 год - 924 руб.; суммы пеней в размере 3540,44 руб., а всего на сумму 10620,44 руб.
02.09.2025 административным истцом заявлен отказ от иска в части взыскания по налогу на имущество за 2018 год в размере 1671 руб., по налогу на имущество за 2019 год в размере 1252 руб., по пене в размере 2175,52 руб. Из названного заявления следует, что 01.11.2024 на ЕНС ФИО1 поступил платеж от 01.11.2024 в размере 2923 руб., который зачтен в счет погашения налога на имущество в размере 1671 руб. за 2018 год, в размере 1252 руб. за 2019 год, также налоговым органом списана задолженность по пене в размере 2175,52 руб. По состоянию на 02.09.2025 сумма долга в рамках административного искового заявления составляет 5521,92 руб., в том числе налог на имущество за 2019 год в размере 461 руб., за 2020 год в размере 1386 руб., за 2021 год в размере 1386 руб., за 2022 год в размере 924 руб., пеней в размере 1364, 92 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Между тем, в силу ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Судом отказ административного истца от иска в части взыскания по налогу на имущество за 2018 год в размере 1671 руб., по налогу на имущество за 2019 год в размере 1252 руб., по пене в размере 2175,52 руб., не принят, в виду того что это противоречит КАС РФ и нарушает права административного ответчика ФИО1
Представитель административного истца МИФНС России № 16 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом. В административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении административного дела без ее участия.
В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик (л.д. 75) просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, признать сумму задолженности в размере 10620,44 руб. невозможной к взысканию, указав, что пропущен срок исковой давности.
Протокольным определением суда 24.01.2025 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю, 22.04.2025 - Управление Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Согласно положениям ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как предусмотрено п. 2 ст. 402 НК РФ, утратившей силу 23.11.2020, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 404 НК РФ, утратившей силу 23.11.2020, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год» утвержден коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,481.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2018 № 595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год» утвержден коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,518.
Действовавшие с 01.01.2015 по 01.01.2020 положения п. 2 ст. 402 НК РФ, регламентировавшие порядок определения налоговой базы налога на имущество физических лиц, предусматривали, что для объектов налогообложения соответствующая база определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 п. 1 ст. 402 НК РФ, а также если речь не идет об объектах, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ.
Законом Алтайского края от 13.12.2018. № 97-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.
Следовательно, налог на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы подлежит исчислению исходя из инвентаризационной стоимости объекта, а за 2020, 2021, 2022 годы подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Городского Собрания депутатов город Яровое от 28.10.2014 №38 «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Яровое Алтайского края» установлено, что ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), в отношении объектов налогообложения: жилой дом; квартира, комната; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; объектов незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом), единый недвижимый комплекс (в состав которого входит хотя бы один жилой дом):
- до 300000 руб. (включительно) – 0,1;
- свыше 300000 руб. до 500000 руб. (включительно) – 0,3;
- свыше 500000 руб. до 800000 руб. (включительно) – 0,6;
- свыше 800000 руб. – 1,1.
Установлено, что в период с 23.07.2001 по настоящее время ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 42 кв.м., а также ФИО1 являлась в период с 14.03.2014 по 14.09.2022 собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
ФИО1 на основании ее заявления с 09.08.2016 по 14.09.2022 налоговым органом была предоставлена льгота «Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством» по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, а с 15.09.2022 по настоящее время по объекту, расположенному по адресу: <адрес>.
Кроме того, ФИО1 с 09.08.2016 предоставлена льгота «Женщины, достигшие возраста 55 лет, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание» по транспортному налогу по объекту <данные изъяты>, гос (рег) знак <данные изъяты>.
Налог на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы подлежит исчислению исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.
Инвентаризационная стоимость имущества определена на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 (188078,60 рублей), умноженной коэффициент – дефлятор, за 2018 год – 278544 руб., за 2019 год – 285503 руб.
Сумма налога на имущество за 2018 год в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет: 188078,60 рублей *1,481 * 1 * 0,6 % * 12/12 = 1671 руб.; за 2019 год составляет: 188078,60 рублей *1,518 * 1 * 0,6 % * 12/12 = 1 713 руб.
Исходя из решения Городского собрания депутатов города Яровое «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Яровое Алтайского края» от 29.10.2019 № 30 в рассматриваемом случае при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, подлежит применению налоговая ставка равная 0,3% (в отношении квартир).
В соответствии со ст. 408 НК РФ исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, в соответствии с действующим законодательством, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
В силу пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период, в котором в отношении такого объекта налогообложения применялся порядок определения налоговой базы исходя из его инвентаризационной стоимости; К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.
В силу п. 9 ст. 408 НК РФ в случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.
Налоговым органом в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, исчислена верно сумма налога на имущество за 2020 год в размере 1386 руб., за 2021 год – 1386 руб., за 2022 год (с учетом налоговой льготы) – 924 руб.
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из материалов дела следует, что налоговое уведомление № 482617 от 27.06.2019 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1671 руб. направлено ответчику почтовым отправлением. Факт получения налогового уведомления подтвержден списком почтовых отправлений, отчетом об отслеживании.
Налоговое уведомление № 8783032 от 03.08.2020 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1713 руб. направлено ответчику почтовым отправлением. Факт получения налогового уведомления подтвержден списком почтовых отправлений, отчетом об отслеживании.
Налоговое уведомление № 23161870 от 01.09.2021 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1386 руб. направлено ответчику почтовым отправлением. Факт получения налогового уведомления подтвержден списком почтовых отправлений, отчетом об отслеживании.
Налоговое уведомление № 16150505 от 01.09.2022 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2021 год в размере 1386 руб. направлено ответчику почтовым отправлением. Факт получения налогового уведомления подтвержден списком почтовых отправлений, отчетом об отслеживании.
Налоговое уведомление № 102020343 от 05.08.2023 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2022 год в размере 924 руб. направлено ответчику почтовым отправлением. Факт получения налогового уведомления подтвержден списком почтовых отправлений, отчетом об отслеживании.
Следовательно, у ответчика возникла обязанность по уплате налогов за 2018 год не позднее 02.12.2019, за 2019 год не позднее 01.12.2020, за 2020 год не позднее 01.12.2021, за 2021 год не позднее 01.12.2022, за 2022 года не позднее 01.12.2023.
ФИО1 направлены следующие требования:
- требование № 4249 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 671 руб. и пени 22,81 руб. по состоянию на 06.02.2020 со сроком уплаты 31.03.2020;
- требование № 4252 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1 713 руб. и пени 50,27 руб. по состоянию на 16.06.2021 со сроком уплаты 23.11.2021;
- требование № 130469 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1 386 руб. и пени 6,63 руб. по состоянию на 21.12.2021 со сроком уплаты 02.02.2022;
- требование № 107211 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 8 823 руб., по транспортному налогу в размере 466,98 и пени 2679,53 руб. по состоянию на 24.07.2023 со сроком уплаты 17.11.2023.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.04.2020 года, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ в редакции, действовавшей до 23.12.2020, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Как предусмотрено п. 1 ст. 70 НК РФ в редакции, действовавшей с 23.12.2020 по 01.01.2023, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в редакции, действовавшей до 23.12.2020, налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2 той же статьи).
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в редакции, действовавшей с 23.12.2020 до 01.01.2023, налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 263-ФЗ) в Налоговый кодекс Российской Федерации включена статья 11.3 («Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет»), согласно пунктам 4, 5 которой единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом согласно пп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания.
Согласно пп. 1 п. 9 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ требование об уплате задолженности, направленное после 01.01.2023 в соответствии со статьей 69 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2023, требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пп. 1 п. 9 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ с 01.01.2023 взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом того, что требование об уплате задолженности, направленное после 01.01.2023 в соответствии со статьей 69 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах» предусмотренные предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности были увеличены на шесть месяцев. Данный порядок не содержит ограничений по его применению исключительно в отношении задолженности, возникшей в 2023-2024 годах.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
В соответствии с абз. 2 пп. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности (вынесении судебного приказа) не позднее 1 июля года, на 1 января которого задолженность превысила 10 000 рублей, то есть - не позднее 1 июля 2024 года.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированным в Постановлении от 25.10.2024 № 48-П, абз. 2 п. 4 ст. 48 НК РФ предполагает, что суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности (в том числе по пеням) после отмены судебного приказа в связи с подачей налогоплательщиком возражений относительно исполнения судебного приказа, обязан проверить, соблюдены ли налоговым органом все предусмотренные этой статьей сроки осуществления действий по судебному взысканию налоговой задолженности, включая как сроки обращения за вынесением судебного приказа (пункт 3), так и срок для подачи соответствующего административного искового заявления, если судебный приказ был отменен, а также при нарушении данных сроков (в зависимости от обстоятельств - всех в совокупности или одного из них) отказать в удовлетворении административного искового заявления налогового органа, если при этом отсутствуют основания для их восстановления.
Из материалов дела следует, что истец своевременно обратился с заявлением о выдаче судебного приказа (в срок до 17.05.2024) о взыскании вышеуказанной задолженности к мировому судье судебного участка г. Яровое 22.04.2024 года, 07.05.2024 судебный приказ был выдан, определением мирового судьи названного судебного участка от 27.05.2024 – отменен.
В этой связи административный иск 24.10.2024 (л.д. 54) предъявлен в предусмотренный налоговым законодательством срок – в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, притом, что заявление о выдаче такового подавалось в пределах шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Суд при разрешении спора и определения наличия у административного ответчика задолженности, подлежащей взысканию, в том числе, проверяет правильность формирования единого налогового счета с учетом того, что в совокупную налоговую обязанность не подлежали включению суммы недоимки и пени, безнадежные к взысканию по состоянию на 31.12.2022, а также правильность произведенного налоговым органом расчета пеней, с учетом поступивших в погашение задолженности платежей.
Согласно информации налогового органа по состоянию на 31.12.2022 у ФИО1 имелась задолженность, которая была включена при формировании общего сальдо по единому налоговому счету в размере – 11495,93 руб., из которых недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 1386 руб., за 2020 год в размере 1 386 руб., за 2019 год в размере 1713 руб., за 2018 год в размере 1671 руб., за 2017 год 1 608 руб., за 2016 год в размере 1059 руб., недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере 466,98 руб., пени – 2205,95 руб. (по транспортному налогу 198,92 руб., по налогу на имущество физических лиц 2007,03 руб.).
Между тем, суд приходит к выводу, что задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 466,98 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1059 руб. и за 2017 год в размере 1 608 руб. подлежали признанию безнадежными к взысканию, и как следствие необоснованно включены в размер совокупной обязанности ЕНС налогоплательщика.
Установлено, что определением мирового судьи судебного участка г.Яровое Алтайского края отказано Межрайонной ИФНС № 9 по Алтайскому краю в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки. Налоговым требованием № 2315 по состоянию на 01.02.2019 на должника возложена обязанность по уплате налога и пени, срок исполнения обязанности установлен до 19.03.2019. Заявление о выдаче судебного приказа подано инспекцией 18.12.2020. Налоговым органом пропущен установленный налоговым органом законодательством шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, который начинает исчисляться с 20.03.2019. В требование № 2315 от 01.02.2019 вошло требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год и транспортного налога за 2017 год.
Суд соглашается с вышеуказанным выводом мирового судьи судебного участка г. Яровое Алтайского края, соответственно налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 3343 руб. и транспортный налог за 2017 год в размере 800 руб. подлежат признанию безнадежными к взысканию.
Согласно уведомлению от 05.08.2017 № 40144830 срок оплаты налога за 2016 год (на имущество физических лиц на сумму 3 119 руб., транспортному налогу в размере 800 руб.) - 01.12.2017. В адрес ФИО1 07.02.2018 направлено требование № 518 об оплате задолженности в срок до 03.04.2018.
Вместе с тем, доказательств обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности за 2016 год в установленный законом срок налоговым органом суду не представлено и судом такие обстоятельства не установлены.
Таким образом, с учетом вышеназванных норм налогового законодательства, а также того, что взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока – отсутствуют, суд приходит к выводу, что задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 в размере 1 059 руб., за 2017 год – 1 608 руб., по транспортному налогу за 2017 год в размере 800 руб. признаются безнадежными к взысканию, и как следствие не подлежат учету при определении размера совокупной обязанности ЕНС налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что 02.02.2022 ФИО1 произведен платеж на сумму 1386 руб. (чек-ордер от 02.02.2022, назначение платежа: налоговый платеж). Налоговым органом данный платеж необоснованно зачтен в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год, который на дату платежа являлся безнадежным к взысканию, в то время как в соответствии с положениями ст. 45 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) подлежал зачету за уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1386 руб.
При таких обстоятельствах, по состоянию на 01.01.2023 в совокупную обязанность налогоплательщика по уплате налогов подлежала включению недоимка по налогу на имущество в размере 4 770 руб.:
- за 2018 год в размере 285 руб.;
- за 2019 год в размере 1713 руб.;
- за 2020 год в размере 1386 руб.;
- за 2021 год в размере 1386 руб.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего дня за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Из пункта 3 статьи 75 НК РФ следует, что сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пункт 4 статьи 75 НК РФ определяет, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. Исходя из положений п. 5 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 08.02.2007 № 381-О-П, от 17.02.2015 № 422-О, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Взыскание пени производится в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, предполагающем принятие налоговым органом соответствующих мер по их принудительному взысканию.
Как разъяснено в п. 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление), пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Налоговым органом по состоянию на 01.01.2023 в совокупную обязанность налогоплательщика включены пени в размере 2205,95 руб.
Между тем, учитывая, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и не является самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание, которых налоговым органом утрачено, суд приходит к тому, что налоговым органом необоснованно исчислены пени по налогу на имущество физических лиц и по транспортному налогу за 2014 – 2017 годы, в связи с чем по состоянию на 01.01.2023 не подлежали включению пени, исчисленные на указанные налоги.
Таким образом, по состоянию на 31.12.2022 обоснованной следует признать пеню, начисленную в следующем размере 617,20 руб.:
- в связи с неуплатой за 2018 год налога на имущество физических лиц в размере 1 671 руб. за период с 03.12.2019 по 02.02.2022 (пеня 245,70 руб.), в размере 285 руб. за период с 03.02.2022 по 31.12.2022 (пеня 34,15 руб.);
- в связи с неуплатой за 2019 год налога на имущество физических лиц в размере 1 713 руб. за период с 02.12.2020 по 31.12.2022 (пеня 231,48 руб.);
- в связи с неуплатой за 2020 год налога на имущество физических лиц в размере 1 386 руб. за период с 02.12.2021 по 31.12.2022 (пеня 95,47 руб.);
- в связи с неуплатой за 2021 год налога на имущество физических лиц в размере 1 386 руб. за период с 02.12.2022 по 31.12.2022 (пеня 10,40 руб.).
Налоговым органом сумма пеней на отрицательное сальдо ЕНС за период с 01.01.2023 по 05.02.2024 начислена в размере 1334,49 руб. без учета того, что по состоянию на 01.01.2023 в совокупную обязанность налогоплательщика по уплате налогов подлежала включению недоимка в размере 4 770 руб. с последующим доначислением налога на имущество физических лиц за 2022 год в размере 924 руб.
С учетом изложенного, взысканию подлежит задолженность по пеням за период с 01.01.2023 по 05.02.2024 в размере 700,78 руб.
30.10.2024 административным ответчиком внесен налоговый платеж в размере 2 923 руб.
Согласно ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ денежные средства, поступившие после 1 января 2023 года в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:
1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);
5) пени;
6) проценты;
7) штрафы.
При таких обстоятельствах налоговый платеж от 30.10.2024 подлежит учету: в размере 285 руб. недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, в размере 1 713 руб. недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, в размере 925 руб. недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2020 год.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 461 руб., за 2021 год – 1 386 руб., а также о взыскании с административного ответчика пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц по состоянию на 05.02.2024 в размере 1317,98 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (ИНН <данные изъяты>) задолженность:
- по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 461 руб.
- по налогу на имущество физических лиц за 2021 год – 1 386 руб.
- по пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 1317,98 руб.,
а всего на сумму 3164,98 руб.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Данные денежные средства перечислить в Отделение Тула Банк России // УФК по Тульской области г.Тула, получатель Казначейство России (ФНС России), ИНН получателя: 7727406020, КПП получателя: 770801001, БИК: 017003983, счет банка получателя: 40102810445370000059, счет получателя: 03100643000000018500, код ОКТМО: 0, Статус плательщика: 13, КБК 18201061201010000510, УИН 18202208230107975540.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Яровской районный суд Алтайского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.И. Гросс
Мотивированное решение составлено 07.10.2025.