Административное дело № 2а-3146/2022
УИД 48RS0001-01-2022-002978-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2022 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Полухина Д.И.,
при секретаре Волокитиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области (далее – МИФНС №6 по Липецкой области, административный истец, налоговый орган) обратилась с административным иском, в котором просила взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2020 год в размере 42 075 руб. и пени по указанному налогу за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года в размере 147 руб. 26 коп., ссылаясь на то, что транспортный налог за 2020 год не был уплачен в соответствии с налоговым уведомлением в установленный срок, что повлекло начисление пени на недоимку по данному налогу. Оплата налога и пени по требованию также не была произведена, что и послужило основанием для обращения в суд.
Представитель административного истца и административный ответчик в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) (здесь и далее в редакции на дату возникновения обязанности) личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1).
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Как указано в статье 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2). Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
Согласно пунктам 2, 4 и 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога является пени (пункт 1 статьи 72 НК РФ).
В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов… Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 НК РФ).
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (пункт 2 этой же статьи).
Пунктом 1 статьи 360 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
В силу п.3 ст.362 НК РФ, если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Как указано в пункте 1 статьи 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Ставки транспортного налога на территории Липецкой области установлены Законом Липецкой области от 25 ноября 2002 года № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области».
Так, согласно данному закону, налоговая ставка для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) составляет 150 руб.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку в 2020 году за ним значилось зарегистрированным транспортное средство:
- автомобиль легковой «MERCEDES BENZ S500», гос.рег.знак № с мощностью двигателя 306 л.с. (с 14.11.2018г. по 26.11.2020г.).
За 2020 год административному ответчику был начислен транспортный налог в общей сумме 42075 руб., расчет налога: 306 л.с. х 150 руб. х 11 мес./12 мес.
23 сентября 2021 года административным ответчиком посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» получено налоговое уведомление № от 1 сентября 2021 года об уплате, в том числе, и транспортного налога за 2020 год в сумме 42 075 руб. по сроку уплаты согласно п.1 ст.363 НК РФ - не позднее 1 декабря 2021 года.
В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога, ФИО1 также в «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование № по состоянию на 16 декабря 2021 года, полученное 19 декабря 2021 года, об уплате транспортного налога 42 075 руб. и пени 147 руб. 26 коп. Срок исполнения требования установлен до 11 января 2022 года.
Факт направления в адрес ответчика налогового уведомления № от 1 сентября 2021 года и требования № по состоянию на 16 декабря 2021 года подтверждается сведениями из личного кабинета налогоплательщика. Факт использования последнего и получение от налогового органа в электронной форме указанного требования не оспаривалось сторонами.
Таким образом, налоговым органом процедура взыскания с ФИО1 транспортного налога соблюдена, налоговые уведомление и требование об уплате налога направлены в адрес административного ответчика с соблюдением положений статей 11.2, 69, 70 НК РФ, и с учетом п. 23 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика (утв. Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@), поэтому у налогоплательщика ФИО1 возникла обязанность по уплате вышеуказанного налога.
Само по себе заключение ФИО1 договора купли-продажи от 14.11.2018 года вышеуказанного автомобиля, не свидетельствует о том, что административный ответчик не является плательщиком транспортного налога.
Из смысла положений статей 128, 130 и 235 Гражданского кодекса РФ, статей 357 и 358 Налогового кодекса РФ следует, что в качестве объекта налогообложения транспортного налога признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: является транспортным средством, обладающим определенными физическими показателями; зарегистрировано в установленном порядке согласно законодательству РФ.
Согласно ст.2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Пункт 3 настоящей статьи содержит принципиальное положение о недопустимости по общему правилу применения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в частности к налоговым, другим финансовым и административным отношениям, если иное прямо не предусмотрено законом.
Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и Приказом МВД России от 26.06.2018г. № 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России", в соответствии с которыми юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 24 апреля 2018 г. N 1069-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362). При этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605) предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4).
Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога. Вместе с тем из представленных с жалобой судебных постановлений следует, что ФИО3 с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в органы ГИБДД не обращалась.
Поскольку ФИО1 транспортное средство в спорный период не было снято с регистрации в ГИБДД, а налоговое законодательство не предусматривает в качестве основания прекращения обязанности по уплате транспортного налога наличие одного лишь договора купли-продажи, то при таких обстоятельствах, налогоплательщиком транспортного налога в спорный период являлся ФИО1, за которым это транспортное средство было зарегистрировано в спорный период.
Порядок взыскания недоимки по указанному транспортному налогу за 2020 год административным истцом соблюден, поскольку ему направлялись вышеуказанные налоговое уведомление и требование, что подтверждается сведениями сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».
В сроки, установленные в налоговом требовании, транспортный налог и пени ответчиком не уплачены.
Шестимесячный срок обращения в суд с исковыми требованиями, предусмотренный ч.3 ст.48 НК РФ, налоговым органом соблюден, так как судебный приказ от 01.03.2022 года отменен определением мирового судьи судебного участка № 21 Советского района г.Липецка от 17.03.2022 г., а в суд МИФНС №6 по Липецкой области обратилась 31.05.2022 г.
Таким образом, налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налогов, а у налогоплательщика ФИО1 возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2020 года в размере 42 075 руб., а в связи с неуплатой налога, также и пени по транспортному налогу за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года в размере 147 руб. 26 коп.
В связи с вышеназванными обстоятельствами, из-за неоплаты указанного налога, суд соглашается с позицией административного истца, и приходит к выводу, что задолженность ФИО1 по транспортному налогу за 2020 год составляет 42 075 руб., и пени по транспортному налогу за 2020 г. 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года в размере 147 руб. 26 коп.
Доказательств уплаты транспортного налога за 2020 год, а также пени по нему в вышеуказанных размерах стороной административного ответчика в ходе рассмотрения дела не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает заявленные налоговым органом требования подлежащими удовлетворению, поэтому с ФИО1 надлежит взыскать задолженность по транспортному налогу за 2020 год, а также пени в указанных размерах, на общую сумму 42 222 руб. 26 коп.: 42 075 руб.+ 147 руб. 26 коп.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты судебных издержек, то с учётом бюджетного законодательства уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в сумме 1 467 руб. с ФИО1 в доход бюджета г. Липецка.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
взыскать с ФИО1 (ИНН №), зарегистрированного по адресу: <адрес>А, <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2020 год в размере 42 075 руб., а также пени по транспортному налогу за 2020 г. (за период с 2 декабря 2021 года по 15 декабря 2021 года) в размере 147 руб. 26 коп., а всего взыскать 42 222 руб. 26 коп.
Перечисление указанных сумм осуществлять по реквизитам:
Получатель: ИНН <***>, УФК по Липецкой области для Межрайонной ИФНС России №6 по Липецкой области, р/с <***>, БИК 044206001, отделение г. Липецк, ОКТМО 42701000, КБК: транспортный налог 182 1 06 04012 02 1000 110, транспортный налог (пени) 182 1 06 04012 02 2100 110.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета г. Липецка государственную пошлину в размере 1 467 руб.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.И. Полухин
Мотивированное решение составлено 5 октября 2022 года.