Дело № 2а-580/2025 (10RS0008-01-2025-000904-58)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2025 года г. Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Савицкой А.В.,

при секретаре Жолудевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам (сборам) и пени,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее – Инспекция, административный истец, УФНС по РК) обратилось с административным исковым заявлением к ФИО1 (далее – административный ответчик) о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2023 г. в размере 2 490,52 руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2023 год в размере 963,69 руб., пени в размере 3002,68 руб..

В обоснование требований административный истец ссылается на то, что ФИО1 в 2023 году являлась собственником транспортного средства, объектов недвижимости, следовательно, обязана уплатить транспортный налог, налог на имущество физических лиц. 13.07.2024 в адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление № 1444429584, в котором налоговый орган сообщил о необходимости уплатить исчисленные суммы налогов не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налогов административным ответчиком не исполнена, равно как и требование об уплате налога. Ранее налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании спорной задолженности, судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений должника.

Представитель административного истца УФНС по РК в судебное заседание не явился, Управление извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещалась надлежащим образом по месту жительства.

При таких обстоятельствах, поскольку явка административного истца и административного ответчика в судебное заседание по данному делу не является обязательной, оснований для отложения дела не имеется, дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

Суд, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Пункт 1 части 1 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 358 НК РФ).

В силу ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ).

В соответствии с п.3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц (в ред. Федерального закона от 20.10.2005г. №131-ФЗ).

Согласно ст. 6 Закона РК от 30.12.1999г. № 384-ЗРК «О республиканских налогах (ставках налога) и сборах» (в редакции, действующей на дату возникновения правоотношений) для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно налоговая ставка составляла 35 руб. за лошадиную силу.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Судом установлено и подтверждается сведениями, представленными ОГИБДД ОМВД России по Медвежьегорскому району, наличие в собственности у ФИО1 в 2023 году транспортного средства ТОЙОТА АВЕНСИС, 2006 г.в., госномер №, мощность двигателя – 129 л.с. (дата регистрации – 05.12.2013), следовательно, ФИО1 в силу требований ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога.

УФНС по РК ФИО1 был исчислен транспортный налог за 2023 г. в сумме 4 515 руб. (35 руб. * 129 л.с.*12/12).

С учетом частичной оплаты, размер недоимки по транспортному налогу за 2023 год на дату рассмотрения дела составляет 2 490,52 руб..

Правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы судом проверена.

Кроме того, как следует из данных ЕГРН, в спорный период (2023 год) ФИО1 являлась собственником следующих объектов недвижимости:

- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, доля в праве – 1,

- комната, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, доля в праве – 1,

- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, доля в праве – 1,

- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, доля в праве – 1.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ст. 403 НК РФ).

Согласно ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус").

Ставки налога на 2023 год установлены решением Петрозаводского городского Совета от 18.11.2014 № 127/29-45710, с учетом изменений, внесенных решениями от 24.11.2016 № 28/02-28, 24.11.2017 № 28/10-211, 19.09.2018 № 28/18-373, 18.09.2019 № 28/26-502, 22.11.2019 № 28/27-516.

Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

Налоговым органом ФИО1 исчислен налог на имущество физических лиц за 2023 год, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (объектов недвижимости), ставки налога и периода пользования: в отношении объектов недвижимости: с кадастровым № – 1402 руб. (1640369 руб.*1*0,50 %*12), в отношении объекта недвижимости с кадастровым № - 232 руб. (333006 руб. *1*0,1 %*12 мес), в отношении объекта недвижимости с кадастровым № - 65 руб. (80879 руб. *1*0,1 %*12 мес), в отношении объекта недвижимости с кадастровым № - 48 руб. (59435 руб. *1*0,1 %*12 мес); итого по веем объектам – 1747 руб..

С учетом частичной оплаты, размер недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2023 год на дату рассмотрения дела составляет 963,69 руб..

Правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы судом проверена.

Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 указанного кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ на неуплаченные суммы налога начислены пени за период с 05.02.2024 по 13.01.2025 в размере 3002,68 руб..

УФНС по РК было сформировано и направлено административному ответчику налоговое уведомление № 144429584 от 13.07.2024, в котором ФИО1 было предложено уплатить в срок налог на имущество физических лиц, транспортный налог в указанных размерах; уведомление вручено 24.09.2024.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Статьей 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом, в этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В связи с тем, что налогоплательщиком в установленный срок налоги уплачены не были, налоговый орган направил ФИО1 требование № 17107 от 06.07.2023 об уплате налога, пени.

Сальдо ЕНС с даты направления требования от 06.07.2023 до даты подачи УФНС России по РК заявления о вынесении судебного приказа и административного искового заявления, оставалось отрицательным. В силу чего, на основании абз. 2 п. 3 ст. 69 НК РФ у налогового органа отсутствовала обязанность по формированию налогоплательщику нового (уточненного) требования о наличии задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и исчисленных пени.

Данным требованием налогоплательщику при наличии разногласий предложено провести сверку расчетов. Разногласий в УФНС по РК не поступило, требование не исполнено.

28.02.2025 мировым судьей судебного участка № 2 Медвежьегорского района РК вынесен судебный приказ № 2а-302/2025 о взыскании с ФИО1 спорной задолженности. Определением от 14.03.2025 судебный приказ отменен в связи с поступлением от ФИО1 возражений относительно его исполнения.

Согласно п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С иском административный истец обратился в суд 03.09.2025, то есть в пределах установленного ст. 48 НК РФ срока.

В соответствии с требованиями п. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Принимая во внимание, что факт и размер задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени подтверждаются исследованными материалами дела, каких-либо доказательств, подтверждающих факт уплаты налогов, пени, либо наличие обстоятельств, освобождающих административного ответчика от уплаты налогов, пеней, либо доказательств отсутствия объектов налогообложения в судебное заседание не представлено, срок давности взыскания в судебном порядке не пропущен, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика ФИО1, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 руб. в доход бюджета МО «Медвежьегорский муниципальный район».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 286-293 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, паспорт: <данные изъяты>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия 6 456 руб. 89 коп., в том числе:

- задолженность по транспортному налогу за 2023 г. - 2 490 руб. 52 коп.,

- задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2023 г. – 963 руб. 69 коп.,

- пени – 3 002 руб. 68 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета МО «Медвежьегорский муниципальный район» государственную пошлину в сумме 4000 руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Савицкая

Мотивированное решение составлено 25.11.2025.