2а-774/2025

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2025 года г. Нариманов

Наримановский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Супрунюк М.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кабланбаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Управление федеральной налоговой службы по Астраханской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что ФИО1 являясь собственником траснпортных средств и объектов недвижимости, своевременно не оплатила задолженность по налогам и сборам. В связи с чем УФНС России по Астраханской области направлено заявление о выдаче судебного приказа. Судебным приказом мирового судьи СУ № 2 Трусовского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с ФИО1 в пользу УФНС России по Астраханской области взыскана задолженность на налогам с 2017 по 2021 год, определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен, в настоящее время имеется задолженность по налогу на имущество за 2017 год в размере 43 рублей; по транспортному налогу за 2020 год в размере 7280 рублей, за 2021 год – 12480 рублей; сумму пеней в размере 2679,85 рублей, которую административный истец просит взыскать с ответчика ФИО1

В судебное заседание административный истец Управление ФНС России по Астраханской области не явился, извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания по делу извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Иные участники судебного процесса не явились, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не представили.

Статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова (часть 1).

Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд (часть 3).

Из приведенного правового регулирования следует, что независимо от того, какой из способов извещения участников судопроизводства избирается судом, любое используемое средство связи или доставки должно обеспечивать достоверную фиксацию переданного сообщения и факт его получения адресатом.

Согласно ч. 4 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.

Статьей 101 названного кодекса предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или адресу адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу заявленных требований в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Порядок и сроки уплаты транспортного налога определены гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых и соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктами 1, 2 статьи 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются B налоговые осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории органы органами, Российской Федерации.

Согласно п. 4, 11 ст. 85 НК Российской Федерации, Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утв. Приказом МВД России № органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и расположенном на подведомственной на территории недвижимом имуществе ( правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и ей не владельцах и налоговые органы по месту своего нахождения, в электронной форме.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода начисляется в отношении каждого транспортного средства исходя ходя из следующих показателей: налоговая база (мощность двигателя и лошадиных силах) налоговая ставка( устанавливается законами субъектов РФ (Закон Астраханской области от 22.11.2002 №14/2002 ОЗ) в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя ст. 361 НК РФ) 12/12(количество месяцев владения ТС в году).

На основании п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который начислен налог.

Согласно сведениям РЭО ГИБДД г. Астрахани, и ЕГРН ФИО1 являлась собственником объектов недвижимости и транспортных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество согласно п. п. 1, 2 ст. 401 НК РФ: жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы в соответствии с п.2 ст.402 НК РФ.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой согласно п.2 ст. 399 НК РФ.

В силу ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 3 ст. 363 НК РФ установлено, что физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

ФИО1 были направлены: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период 2017 год; налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период 2021 год; налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период 2022 год.

В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата (перечисление) налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Установлено, что административный ответчик состоит на учете в налоговом органе, имеет в собственности транспортное средство.

Налоговым органом исчислен налог, подлежащий уплате налогоплательщиком.

При разрешении исковых требований, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.

В силу п. 2 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В соответствии с п. 3 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

На основании подп. 13 п. 5 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе расчетов суммы налога (перерасчета ранее исчисленных сумм налога), произведенных налоговым органом в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» со дня уведомления налогоплательщика о сумме налога, подлежащего уплате, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов.

В силу п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Сроки направления требования об уплате задолженности определены ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации.

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В случае увеличения совокупной обязанности отражение на едином налоговом счете начисления пеней на сумму недоимки осуществляется с даты учета увеличения соответствующей обязанности в соответствии с п.5 ст. 11.3 настоящего Кодекса (абз. 2 п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Подпунктами 1 и 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей.

Установлено, что судебным приказом мирового судьи СУ № 2 Трусовского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с ФИО1 в пользу УФНС России по Астраханской области взыскана задолженность на налогам с 2017 по 2021 год, определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен, в настоящее время имеется задолженность по налогу на имущество за 2017 год в размере 43 рублей; по транспортному налогу за 2020 год в размере 7280 рублей, за 2021 год – 12480 рублей; сумму пеней в размере 2679,85 рублей, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления, суд полагает, что с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт №) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, задолженность по налогу на имущество за 2017 год в размере 43 рублей; по транспортному налогу за 2020 год в размере 7280 рублей, за 2021 год – 12480 рублей; сумму пеней в размере 2679,85 рублей, всего на общую сумму 22482,85 рублей.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Наримановский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2025 года.

Судья (подпись) М.М. Супрунюк