УИД 63RS0024-02-2022-000417-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 сентября 2022 года с.Хворостянка
Приволжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Макаровой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Нарченковой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2(2)а-281/2022 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №23 по Самарской области к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени,
установил:
МИ ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности за 2020 год по транспортному налогу в размере 1043 рублей и пени в размере 2 рублей 87 копеек, по земельному налогу - в размере 2280 рублей и пени в размере 6 рублей 27 копеек, по налогу на имущество - в размере 30532 рублей и пени в размере 83 рублей 96 копеек, мотивируя свои требования тем, что ФИО2, ИНН №, является налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемых налоговых периодах, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п.4 ст.85 НК РФ. Соответственно у налогоплательщика возникла обязанность уплаты в рассматриваемых налоговых периодах обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом на основании п.2 ст.52 НК РФ в адрес ответчика налогоплательщика были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. В адрес ответчика было направлено требование об уплате налога от 13.12.2021г. №, которое должником в установленный срок не исполнено.
18.04.2022 мировым судьей участка №159 Приволжского судебного района Самарской области по заявлению инспекции был вынесен судебный приказ по административному делу № 2а-518/2022 о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и сборам, который отменен определением от 29.04.2022. В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административный истец, ссылаясь на изложенные обстоятельства РФ, просил взыскать с административного ответчика в свою пользу задолженность за 2020 год по транспортному налогу в размере 1043 рублей и пени в размере 2 рублей 87 копеек, по земельному налогу - в размере 2280 рублей и пени в размере 6 рублей 27 копеек, по налогу на имущество - в размере 30532 рублей и пени в размере 83 рублей 96 копеек.
Административный истец обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя МИ ФНС, указав, что задолженность ответчиком не погашена, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, с ходатайствами к суду не обращался, возражений на иск не представил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2, ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец , состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области.
В соответствии с п. 3 ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, которые в силу ч. 3 ст. 12 Кодекса, устанавливаются настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, то есть возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (пункт 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговые ставки определены в ст. 2 Закона Самарской области N 86-ГД от 06.11.2002 года "О транспортном налоге на территории Самарской области".
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 4 ст. 391 НК РФ).
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ч. 1 ст. 397 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Из содержания ст. 400 НК РФ, следует, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В силу ч. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Из содержания ст. 403 НК РФ следует, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Судом установлено, следует из материалов дела, не оспорено административным ответчиком и подтверждается выписками из ЕГРН от 06.09.2022 и сведениями из ГИБДД, что ФИО2, имел в собственности:
в период с 01.01.2020 по 31.12.2020:
-здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: А;
-земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: А;
в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 за ФИО2 было зарегистрировано транспортное средство:
- ВАЗ 2106г.р.з. П6961КШ, мощностью 74 л.с.
В соответствии с п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
По смыслу указанных выше правовых норм одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
Из содержания ст. 48 НК РФ (действующей на момент возникновения задолженности) следует, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что основанием для обращения административного истца в суд послужило то обстоятельство, что административный ответчик не выполнил в добровольном порядке требования налогового органа об уплате налогов и пени.
Согласно налоговому уведомлению № 44089350 от 01.09.2021 ФИО2 исчислены за 2020 год: транспортный налог в размере 1043 рублей за автомашину ВАЗ №, мощностью 74 л.с.; налог на имущество в размере 30532 рублей за здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: А; земельный налог в размере 2280 рублей за земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: А; и установлен срок уплаты – не позднее 01.12.2021. Налоговое уведомление об уплате налогов было направлено в личный кабинет административного ответчика налогоплательщика.
Налоговым органом ФИО2 было выставлено требование об уплате налогов № 66586 по состоянию на 13.12.2021., в котором установлен срок для добровольного погашения задолженности за 2020 год: по транспортному налогу в размере 1043 рублей и пени в размере 2 рублей 87 копеек, по земельному налогу - в размере 2280 рублей и пени в размере 6 рублей 27 копеек, по налогу на имущество - в размере 30532 рублей и пени в размере 83 рублей 96 копеек- в срок до 11.01.2022. Указанное требование было направлено налогоплательщику в личный кабинет.
Поскольку общая сумма задолженности ФИО2 на момент направления ему требования об уплате налогов превышала 3000 рублей, то в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (12.01.2021). Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган вправе был обратиться до 11.07.2022 года. (11.04.2022+ 6 месяцев = 11.07.2022).
Согласно части 1 статьи 123.5 КАС РФ судебный приказ выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.
К мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и пени налоговый орган обратился в апреле 2022 года, т.е. в пределах установленного законом срока для обращения взыскания.
После отмены 29.04.2022 мировым судьёй судебного приказа от 29.03.2021, вынесенного в отношении административного ответчика ФИО2, налоговый орган 01.08.2020 в пределах установленного законом шестимесячного срока, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
С учетом указанных обстоятельств и норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных МИ ФНС № 23 по Самарской области требований о взыскания с ФИО2 задолженности по налогам за 2020 год: по транспортному налогу в размере 1043 рублей, по земельному налогу - в размере 2280 рублей, по налогу на имущество - в размере 30532 рублей. Указанный размер задолженности основан на налоговом законодательстве, является правильным и не оспорен ответчиком. Доказательств оплаты указанной задолженности административным ответчиком суду не представлено.
Согласно ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пени.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Поскольку суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам за 2020 год, и отсутствия сведений о своевременной оплате налогов за указанные периоды., заявленные налоговым органом требования о взыскании с административного ответчика пени по указанным налогу также подлежат удовлетворению.
Исходя из представленного административным истцом расчета пени, с учетом суммы задолженности по налогам составят по транспортному налогу в размере 2 рублей 87 копеек, по земельному налогу в размере 6 рублей 27 копеек, по налогу на имущество в размере 83 рублей 96 копеек, которые подлежат взысканию с административного ответчика. Расчет по пени судом проверен и признается правильным. Административным ответчиком иного варианта расчета представлено не было, равно как и доказательств необоснованности расчета, выполненного налоговым органом.
Административный истец при подаче административного иска освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ.
По правилам ч.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии с указанными нормами закона с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1818 рублей 44 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №23 по Самарской области, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по , ИНН №, дата регистрации - 23.12.2004 года, задолженность за 2020 год по транспортному налогу в размере 1043 рублей и пени в размере 2 рублей 87 копеек, по земельному налогу - в размере 2280 рублей и пени в размере 6 рублей 27 копеек, по налогу на имущество - в размере 30532 рублей и пени в размере 83 рублей 96 копеек, а всего взыскать 33948 (тридцать три тысячи девятьсот сорок восемь) рублей 10 копеек.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, в доход бюджета муниципального района Хворостянский Самарской области государственную пошлину в размере 1818 (одна тысяча восемьсот восемнадцать) рублей 44 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, через Приволжский районный суд, в течение одного месяца, с момента его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2022 года.
Судья М.Н.Макарова