Административное дело № 2а-3169/2022
УИД 48RS0001-01-2022-002534-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2022 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Полухина Д.И.,
при секретаре Волокитиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области (далее по тексту - МИФНС №6 по Липецкой области, административный истец, инспекция) обратилась с административным иском к ФИО1, в котором просила взыскать с административного ответчика налог на имущество физических лиц за 2018 г. в общем размере 52 410 руб., ссылаясь на то, что ФИО1 направлялись налоговые уведомление и требование об уплате налога, однако недоимка уплачена не была.
Представитель административного истца и административный ответчик в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) (здесь и далее в редакции на дату возникновения обязанности по уплате налогов) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как указано в статье 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2). Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
Согласно пунктам 2, 4 и 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 399 НК РФ).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В числе прочего пункт 1 статьи 401 НК РФ относит к объектам налогообложения квартиру, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как указано в статье 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1).
Согласно ст.405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении:
жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом…
Исходя из п.3 ст.406 НК РФ налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус»).
В соответствии со статьей 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1).
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте (п.5).
Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (H1 - Н2) х К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате.
H1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса…
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса…
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта (п.8).
В силу п.8.1 ст.408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
Положения настоящего пункта применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.
Положения пункта 8.1 статьи 408 Кодекса распространяются на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 года.
Согласно п.1 ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации на территории города Москвы установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, и налоговые льготы.
Согласно пункту 1 статьи 1 названного регионального закона ставки налога на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливаются в отношении: (в ред. Закона г. Москвы от 28.09.2016 N 30) жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, определены в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: до 10 млн рублей (включительно) - 0,1 процента; свыше 10 млн рублей до 20 млн рублей (включительно) - 0,15 процента; свыше 20 млн рублей до 50 млн. рублей (включительно) - 0,2 процента; свыше 50 млн рублей до 300 млн рублей (включительно) - 0,3 процента.
Как усматривается из материалов дела, согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (выписка из ЕГРН от 17.08.2022 года № №) за ФИО1, среди прочих объектов недвижимости, зарегистрировано на праве собственности следующее недвижимое имущество:
жилое помещение – в период с 07.12.2010 года по 04.02.2021 года, с кадастровым номером №, площадью № кв.м., местоположение:
жилое помещение – с 12.04.2011 года, с кадастровым номером №, площадью № кв.м., местоположение: .
ФИО1 был начислен налог на имущество физических лиц за 2018 год.
11 сентября 2019 года административному ответчику направлено посредством почтовой связи налоговое уведомление № от 22 августа 2019 года (вручено 24 сентября 2019 года, ШПИ №) об уплате, в том числе, налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 52410 руб. (относительно жилых помещений с кадастровыми номерами №) по сроку уплаты согласно п.1 ст.409 НК РФ - не позднее 2 декабря 2019 года.
Расчет налога за указанные объекты (согласно налоговому уведомлению и содержанию административного иска) следующий:
13 922 287 руб. (кадастровая стоимость) х 1 (доля в праве) х 0.15% (налоговая ставка) х 12 мес./12 мес. = 20 883 руб. (жилое помещение с кадастровым номером №) – далее -Объект № 1;
19 208 405 руб. (кадастровая стоимость) х 1 (доля в праве) х 0.2% (налоговая ставка) х 12 мес./12 мес. = 38 416 руб. 81 коп. (жилое помещение с кадастровым номером №) – далее - Объект № 2. Однако поскольку согласно содержанию административного иска, расчет налога на указанную квартиру более чем на 10 % превышает соответствующий расчет за предыдущий, 2017 год (28 661 руб. согласно налоговому уведомлению № от 07.09.2018 года), то расчет налога произведен в соответствии с п.8.1 ст.408 НК РФ с учетом коэффициента 1,1, поэтому сумма налога составила 31 527 руб. (28 661 руб. х 1,1).
Повышающий коэффициент 0,6 применен к третьему налоговому периоду – за 2017 год. Соответственно, с учетом п.8 ст. 408 НК РФ далее к налоговым периодам коэффициент правомерно не применен.
Суд соглашается с расчетом налога по Объекту № 1, вместе с тем, не может принять во внимание расчет налога относительно Объекта № 2 по следующим основаниям.
Как усматривается из Закона города Москвы от 19 ноября 2014 года № 51 «О налоге на имущество физических лиц» ставка налога на имущество физических лиц устанавливается в отношении квартир в размере 0,15 % - при кадастровой стоимости объекта налогообложения свыше 10 млн рублей до 20 млн рублей (включительно), и в размере 0,2 % - при кадастровой стоимости объекта налогообложения свыше 20 млн рублей до 50 млн. рублей (включительно).
В налоговом уведомлении № от 22 августа 2019 года кадастровая стоимость Объекта №1 определена в размере 13 922 287 руб., Объекта №2 – в размере 19 208 405 руб., то есть оба объекта находятся в стоимостном диапазоне свыше 10 млн рублей до 20 млн рублей (включительно), при этом Объекту №1 правомерно определена налоговая ставка в размере 0,15 %, однако Объекту №2 при прочих равных условиях установлена иная, повышенная налоговая ставка в размере 0,2 %, что ухудшает положение административного ответчика. Оснований для применения указанной ставки не установлено.
Согласно п.2 ст.5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, расчет налога в отношении Объекта № 2 подлежит пересмотру с учетом налоговой ставки в размере 0,15%, поэтому расчет налога выглядит следующим образом: 19 208 405 руб. (кадастровая стоимость) х 1 (доля в праве) х 0.15% (налоговая ставка) х 12 мес./12 мес. = 28 813 руб. (с учетом п.6 ст.52 НК РФ).
Коль скоро данная сумма не превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, соответственно, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, и согласно п.8.1 ст.408 НК РФ, отсутствуют основания для применения при расчете налога на имущество в отношении указанного объекта коэффициента 1,1.
Следовательно, в отношении объектов №1 и №2 сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год составляет 49 696 руб. (20 883 руб. и 28 813 руб. соответственно).
В связи с неуплатой налога ФИО1 выставлено требование под № (на сумму неуплаченного налога 52 410 рублей) по состоянию на 5 февраля 2020 года.
В требовании установлен срок исполнения – не позднее 31 марта 2020 года.
Согласно сведениям, полученным судом из УВМ УМВД России по Липецкой области, ФИО1 в период с 12.02.2008 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: .
По указанному адресу ФИО1 были направлены вышеуказанные налоговые уведомление и требование.
Указанные выше доказательства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога на имущество физических лиц за 2018 г., а у налогоплательщика возникла соответствующая обязанность по уплате налога с учетом уменьшения налога на имущество физических лиц за 2018 год на жилое помещение с кадастровым номером № с 31 527 руб. до 28 813 руб.).
Исходя из того, что административный ответчик не уплатил сумму задолженности в добровольном порядке как по налогу, так и по пени, налоговый орган обратился в мировой судебный участок с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по указанным налогам и пени.
Мировым судьей судебного участка № 28 Советского судебного района города Липецка 29 марта 2021 года был вынесен судебный приказ, которым с ФИО1 были взысканы недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в размере 52 410 рублей и пени в сумме 704 руб. 48 коп.
Указанный судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 17.11.2021 года.
В суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по указанному налогу инспекция обратилась посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках настоящего дела предусмотренный п.3 ст.48 НК РФ шестимесячный срок с момента вынесения судом определения об отмене судебного приказа и до дня обращения в суд с административным исковым заявлением налоговым органом не пропущен.
С учетом вышеизложенного суд полагает, что налоговым органом соблюдены как порядок и срок взыскания недоимки по указанном выше налогу, так и срок обращения в суд с административным исковым заявлением.
Расчет налога, представленный истцом, соответствует требованиям закона – главе 32 НК РФ и признается верным (за вышеназванными на предыдущей странице исключениями).
Доказательств уплаты задолженности в полном объеме ФИО1 в ходе рассмотрения дела не представлено.
Таким образом, учитывая, что инспекцией соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога на имущество физических лиц за 2018 г., у налогоплательщика ФИО1 возникла обязанность по уплате указанного налога, которую он добровольно в полном объеме не исполнил, взысканию с ФИО1 подлежат: недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в общем размере 49 696 руб. (20 883 руб. + 28 813 руб.).
В связи с изложенным суд взыскивает с административного ответчика задолженность в вышеуказанном размере.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты судебных издержек, то с учётом бюджетного законодательства уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в сумме 1691 руб. с ФИО1 в доход бюджета г.Липецка.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (ИНН №), зарегистрированного по адресу: :
- недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, за 2018 год в размере 49 696 рублей.
Перечисление указанных сумм осуществлять по реквизитам:
Получатель: ИНН <***>
УФК по Липецкой области для Межрайонной ИФНС России № 6 по Липецкой области
р/с <***>, БИК 044206001 отделение г. Липецк
ОКТМО: 42701000
КБК
Налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – 18210601010031000110.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета г. Липецка государственную пошлину в размере 1 691 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.И. Полухин
Решение в окончательной форме принято 19 сентября 2022 года.