Дело №

УИД №

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Нижний Новгород

Приокский городской суд г. Нижнего Новгорода

в составе судьи Лебедевой А.Б.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки,

УСТАНОВИЛ:

На налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО1 ИНН № в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № функции по урегулированию и взысканию задолженности в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, зарегистрированных на территории <адрес>, из территориальных налоговых органов <адрес> переданы в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> (далее - Взыскатель, Налоговый орган) (ИНН №, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) инспекции: №, адрес электронной почты <адрес>

Согласно сведений, представленных регистрирующим органом в налоговый орган, Ответчик в соответствие с положениями главы 28 НК РФ и Закона Нижегородской области от 28.11.2002 N 71-З "О транспортном налоге" (принят постановлением ЗС НО от 28.11.2002 N 297-III) является (являлся) плательщиком транспортного налога, т.к. на нем в установленном законом порядке зарегистрированы (были зарегистрированы) транспортные средства:

- <...>

<...>

В соответствие с указанными нормативно-правовыми актами налоги были исчислены налоговым органом (расчет налога по каждому объекту налогообложения, с указанием налоговых ставок, налоговой базы за каждый налоговый период отражены в налоговых уведомлениях, имеющихся в материалах дела): от ДД.ММ.ГГГГ № и предъявлены налогоплательщику к уплате путем направления налогового уведомления. Однако в сроки, установленные законодательством, Ответчик данный налог не оплатил.

На основании положений статьи 75 НК РФ Административному ответчику были начислены пени. На основании положений статьи 75 НК РФ Ответчику были начислены пени. В связи с возникновением у административного ответчика недоимки по налогам и пени, в соответствие с нормами статьи 69 НК РФ ему было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное требование административный ответчик так же не оплатил.

На основании данного обстоятельства, руководствуясь статьями 31, 48 НК РФ налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени. Данное заявление было удовлетворено, судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ выдан. Согласно статьи 123.7 ч.1 КАС РФ судья отменяет судебный приказ, если от административного ответчика в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. Административный ответчик в установленный срок представил свои возражения. Судебный приказ определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменён. Согласно ст.123.7 КАС РФ в определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ).

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого платить установленные налоги и сборы. Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

По данным лицевого счета налогового органа установлено, что на момент подачи заявления Ответчиком суммы недоимки, взыскиваемые в приказном производстве, в полном объеме не погашены. В настоящее время за налогоплательщиком числится непогашенная задолженность:

- Транспортный налог:

налог в размере <...> руб., сумма по транспортному налогу состоит из начислений за:

- <...>

<...>

по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ (треб. № от ДД.ММ.ГГГГ) со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период <...>. в размере <...> руб., с учетом имеющейся оплаты к взысканию <...> руб.

пеня в размере 94.71 руб. (в соответствии с ч. 2 ст.287 КАС РФ, расчет пени приложен к требованиям с указанием недоимки, на которую начислены пени, и с указанием периода, за который рассчитана взыскиваемая сумма пени). Согласно указанному расчету пени начислены:

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку <...> года в размере <...> руб. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, на сумму пени в размере <...> руб. (пени включены в требование № от ДД.ММ.ГГГГ),

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку <...> года в размере <...> руб. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, на сумму пени в размере <...> руб. (пени включены в требование № от ДД.ММ.ГГГГ),

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку <...> года в размере <...> руб. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, на сумму пени в размере <...> руб. (пени включены в требование № от ДД.ММ.ГГГГ).

Принимая во внимание, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст. 150-152, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные налоги и сборы.

В развитие указанных положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Как установлено п. 2 ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В частности, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

За неисполнение обязанности по уплате налогов с нарушением установленных законом сроков предусмотрена ответственность в виде начисления пени.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты.

В соответствие со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В связи с отменой судебного приказа Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с настоящим административным иском.

Довод административного истца, о том, что транспортный налог, начисленный в отношении транспортного средства <...>, гос номер №, не подлежит взысканию, поскольку определением <...> суда <адрес> по делу № договор купли-продажи, на основании которого транспортное средство зарегистрировано за ФИО1, признан недействительным, подлежит отклонению в связи со следующим.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362).

Федеральным законом от 02 июля 2021 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 362 Налогового кодекса РФ дополнена п. 3.4, согласно которому в отношении транспортного средства, право собственности на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием по основаниям, предусмотренным федеральным законом, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором такое транспортное средство было принудительно изъято у его собственника, на основании заявления о прекращении исчисления налога в связи с принудительным изъятием транспортного средства, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 апреля 2018 г. N 1069-О, правовое регулирование, согласно которому федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362), при этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 г. N 605, предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4), предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" 56. Прекращение государственного учета транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления о проведении регистрационного действия, поданного владельцем транспортного средства или его представителем.

Анализируя вышеперечисленные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что у административного истца имелись правомочия по обращению в подразделение ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации транспортных средств, в спорный налоговый период транспортное средство зарегистрировано за административным истцом, которое снято с учета по его заявлению, поданному лишь в <...>.

Вместе с тем, задолженность за <...> в размере <...> руб, за <...> в размере <...> руб., за <...> в размере <...> руб. взыскана судебным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ выданным мировым судьей судебного участка № <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Приокским РОСП г. Н. Новгорода на основании указанного судебного приказа возбуждено исполнительное производство № о взыскании недоимки в общей сумме <...> руб. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство прекращено на основании п.5 ч.2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с отменой судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в Приокский районный суд г. Н. Новгорода с административным иском о взыскании указанной недоимки, который ДД.ММ.ГГГГ принят к производству суда.

Согласно ст.52 Налогового кодекса РФ 2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ст. 70 Налогового кодекса РФ (в ред. от 03.07.2016г). 1. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ст.48 Налогового кодекса РФ (в ред. от 03.07.2016) 1. …Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ (в ред. от 03.07.2016) 4. …Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

При этом, как указали в своих актах Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации; несвоевременное совершение налоговым органом действий по взысканию налоговой задолженности не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной указанным Кодексом (Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2024 N 576-О).

Абзац второй пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает, что суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности (в том числе по пеням) после отмены судебного приказа в связи с подачей налогоплательщиком возражений относительно исполнения судебного приказа, обязан проверить, соблюдены ли налоговым органом все предусмотренные этой статьей сроки осуществления действий по судебному взысканию налоговой задолженности, включая как сроки обращения за вынесением судебного приказа (пункт 3), так и срок для подачи соответствующего административного искового заявления, если судебный приказ был отменен, а также при нарушении данных сроков (в зависимости от обстоятельств - всех в совокупности или одного из них) отказать в удовлетворении административного искового заявления налогового органа, если при этом отсутствуют основания для их восстановления (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.10.2024 N 48-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия").

Следовательно, срок для взыскания налоговой задолженности за <...> пропущен, поскольку суммы недоимки превышали установленный ст. 70 Налогового кодекса РФ, в связи с чем после истечения срока уплаты налога требование подлежало направлению в течение трех месяцев с даты образования недоимки, в дальнейшем в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ после истечения срока исполнения требования в течение шести месяцев налоговым органом подается заявление о взыскании налога мировому судье. В свою очередь, транспортный налог за <...> подлежал уплате до ДД.ММ.ГГГГ налог за <...> подлежал уплате до ДД.ММ.ГГГГ, налог за <...> подлежал уплате до ДД.ММ.ГГГГ Требование об уплате налога за <...> подлежало исполнению до ДД.ММ.ГГГГ в дальнейшем срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа составляет 6 месяцев. В свою очередь, судебный приказ о взыскании задолженности за <...> вынесен ДД.ММ.ГГГГ то есть за пределами установленного законом 6-месячного срока.

Решением Приокского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признана безнадежной ко взысканию недоимка по транспортному налогу за <...> в размере <...> руб., за <...> в размере <...> руб, за <...> в размере <...> руб., а также пени, начисленные на недоимки по транспортному налогу за <...>. Решение вступило в законную силу.

Данным административным иском административный истец взыскивает задолженность по транспортному налогу за <...>

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание решение суда требования административного истца о взыскании с ФИО1 недоимку по : Транспортному налогу в размере <...> руб., пени в размере <...> руб., на общую сумму <...> руб. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 ИНН № о взыскании недоимки отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

В силу ст. 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судья А.Б. Лебедева

Мотивированное решение изготовлено 19.11.2025г.