Дело №2а-3387/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2025г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего: Кудряшова А.В.
при секретаре: Барановой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску УФНС России по Смоленской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени за несвоевременную уплату налогов,
установил:
УФНС России по Смоленской области обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании суммы отрицательного сальдо по единому налоговому счету (33 048 руб. 50 коп.), образовавшегося в связи с неуплатой административным ответчиком налога на имущество физических лиц за 2019г. в размере 87 руб., транспортного налога за 2021-2022гг. в сумме 1 666 руб. 15 коп. и пени за несвоевременную уплату налогов в размере 31 295 руб. 35 коп., указав, что ФИО1, являясь в 2019г. собственником квартиры, а в 2021-2022гг. - собственником транспортного средства, не выполнила своевременно и в полном объеме установленную законом обязанность по уплате в бюджет соответствующих налогов и в срок, установленный в требовании налогового органа об оплате взыскиваемых денежных сумм, данное требование в добровольном порядке не исполнила.
Представитель УФНС России по Смоленской области ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
ФИО1 против удовлетворения административного иска не возражала.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Согласно ст.ст.357-358, 360, 362, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, к числу которых относятся, в частности, автомобили. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налоговым периодом признается календарный год. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, т.е. обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от факта его нахождения в собственности того или иного лица.
В соответствии со ст.ст.400-401, 405, 408, 409 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которому, в частности, относятся расположенные в пределах муниципального образования здание, строение, сооружение, помещение. Налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, имеющихся у органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и иных сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Исходя из положений п.2 ст.52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
С 01.01.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым с 01.01.2023 осуществлен переход налогоплательщиков на единый налоговый счет, а глава 1 части 1 НК РФ дополнена ст.11.3, которой предусмотрен единый налоговый платеж (ЕНП).
В силу п.п.1-3 ст.11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с НК РФ. Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа. Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
По правилам п.п.4-6 ст.11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием ЕНП. Сумма пенейСумма пеней, рассчитанная в соответствии со ст.5 НК РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
По смыслу положений Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ, сальдо единого налогового счета на 01.01.2023 формируется на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 данных, в частности, о суммах неисполненных (до 01.01.2023) обязанностей налогоплательщика по уплате налогов.
Согласно п.п.1, 8 ст.45 НК РФ (в действующей редакции) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве ЕНП, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: в первую очередь платеж направляется на погашение недоимки по хронологии ее возникновения, а потом погашаются пени, проценты и штрафы.
По правилам п.п.1, 3 ст.75 НК РФ пеней признается установленная ст.75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Таким образом, нововведения, связанные с единым налоговым счетом и единым налоговым платежом, предусмотрели, что недоимка и пени учитываются совместно на едином налоговом счете налогоплательщика и формируют его совокупную налоговую обязанность; если денежное выражение данной обязанности больше суммы внесенных для ее погашения денежных средств, образуется отрицательное сальдо единого налогового счета, в связи с которым и направляется требование об уплате задолженности (пункты 3 и 6 ст.11.3 и п.1 ст.70 НК РФ). В свою очередь, исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета на дату исполнения, тогда как в случае неисполнения этого требования взыскание задолженности производится в размере отрицательного сальдо с учетом как имеющейся недоимки по налогам, так и начисляемых на нее пеней (п.3 ст.46, п.1 ст.48 и пункты 1, 3 ст.69 НК РФ).
Как установлено п.3 ст.48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с данным пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с данным пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с данным пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с данным пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 ст.286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
По делу установлено, что в 2019г. административный ответчик являлся сособственником квартиры <адрес>, а в 2021-2022гг. – собственником автомобиля «МИЦУБИСИ КАРИЗМА», гос.рег.знак №, и, соответственно, - плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем в адрес ФИО1 налоговым органом направлялись налоговые уведомления от 19.07.2023 №№, от 01.09.2020 №№ и от 01.09.2022 №№ с указанием размера подлежащего уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Ввиду несвоевременного исполнения административным ответчиком соответствующей налоговой обязанности налоговой инспекцией ФИО1 направлено требование от 09.07.2023 №93306 об уплате в срок до 28.11.2023 недоимки по названным налогам, налогу на доходы физических лиц, страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени.
До настоящего времени соответствующие суммы налогов административным ответчиком в полном объеме в бюджет не уплачены; отрицательное сальдо по ЕНС составило 33 048 руб. 50 коп., из которых 1 666 руб. 15 коп. - размер недоимки по транспортному налогу за 2021-2022гг., 87 руб. - размер недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019г., а 31 295 руб. 35 коп. - сумма пени за несвоевременную уплату налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (в период с 22.01.2016 по 17.09.2020 ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и обязана была уплачивать названные взносы, которые за 2017-2020гг. ею своевременно в бюджет перечислены не были).
Из материалов дела усматривается, что определением мирового судьи судебного участка №7 в г.Смоленске от 02.07.2024 отменен выданный этим же мировым судьей по заявлению административного истца от 28.03.2024 судебный приказ от 16.04.2024 № о взыскании с ФИО1 упомянутой выше недоимки по налогам и пени, тогда как с названным административным иском УФНС России по Смоленской области обратилось в Ленинский районный суд г.Смоленска 19.06.2025, т.е. по истечении 6 месяцев после отмены судебного приказа.
Вместе с тем, поскольку копию определения мирового судьи судебного участка №7 в г.Смоленске от 02.07.2024 налоговый орган получил только 20.05.2025, суд считает возможным восстановить УФНС России по Смоленской области пропущенный по уважительной причине срок обращения с административным иском в суд (ч.2 ст.286 КАС РФ).
Правильность осуществленного УФНС России по Смоленской области расчета подлежащих взысканию сумм налогов и пени административным ответчиком при рассмотрении дела не оспорена.
При таких обстоятельствах, поскольку налоговым органом соблюден порядок взыскания названной недоимки, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ФИО1 о том, что автомобиль «МИЦУБИСИ КАРИЗМА», гос.рег.знак №, утилизирован со ссылкой на представленный в дело приемосдаточный акт от 26.11.2021 о передаче данного транспортного средства ООО «<данные изъяты>» в качестве лома черных металлов, во внимание судом не принимаются.
Прекращение взимания транспортного налога возможно в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. До момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Поскольку до настоящего времени автомобиль «МИЦУБИСИ КАРИЗМА», гос.рег.знак №, зарегистрирован на имя ФИО1 и не снят последней с учета в связи с его утилизацией в отсутствие уважительных на это причин, оснований для освобождения ФИО1 от уплаты задолженности по транспортному налогу за 2021-2022гг. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд
решил:
восстановить УФНС России по Смоленской области срок обращения с административным иском в суд.
Взыскать с ФИО1 в пользу УФНС России по Смоленской области с зачислением в соответствующий бюджет отрицательное сальдо по единому налоговому счету в размере 33 048 руб. 50 коп., в том числе недоимку на имущество физических лиц за 2019г. в размере 87 руб., недоимку по транспортному налогу за 2021-2022гг. в сумме 1 666 руб. 15 коп. и пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 31 295 руб. 35 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья А.В. Кудряшов
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска Е.Е. Дедованаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции 05.02.2026.
Мотивированное решение
изготовлено 27.11.2025
УИД: 67RS0002-01-2025-003925-73
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-3387/2025