Дело № 2а-4000/2025
УИД 23RS0040-01-2025-004237-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2025 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара
в составе председательствующей Довженко А.А.,
при секретаре Мельник В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России N? 2 по г. Краснодару к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России N? 2 по г. Краснодару обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей.
В обоснование требований указано, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России N? 2 по г. Краснодару. У ответчика имеется недоимка по налогам в общей сумме 128 645,33 рублей, состоящей из задолженности по: транспортному налогу с физических лиц за 2021 год в сумме 511,11 рублей; транспортному налогу с физических лиц за 2022 год в сумме 1 080 рублей; страховым взносам в совокупном фиксированном размере за 2024 год в сумме 18 096,77 рублей; страховым взносам в совокупном фиксированном размере за 2023 год в сумме 45 842 рубля; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) за 2022 год в сумме 34 335,89 рублей. В связи с тем, что налогоплательщик не погасил задолженность, административным истцом направлены требования об уплате налога, пени, штрафа в соответствии с которыми ответчику предложено в добровольном порядке уплатить сумму задолженности. До настоящего времени сумма задолженности не оплачена. В связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежаще и своевременно.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательны платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ в случае внесения в ЕГРИП записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа перечисление суммы задолженности и или постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с тем, что в ЕГРИП внесена запись об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 12.05.2024, срок на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истек 12.11.2024.
Согласно сопроводительному письму от 08.10.2024 N? 19-3-05/60, заявление о вынесении судебного приказа от 02.10.2024 N? 2836 сдано 08.10.2024 мировому судье судебного участка N? 60 Центрального округа г. Краснодара, в установленный п. 3 ст. 48 Кодекса, срок.
Абзацем 2 пункта 4 статьи 48 НК РФ (с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 14 июля 2022 года N? 263-Ф3 и от 8 августа 2024 года N? 259-Ф3) административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.
Определение мирового судьи судебного участка N? 60 Центрального округа г. Краснодара об отмене судебного приказа по делу 2а-2929/2024 вынесено 18.03.2025, соответственно, срок подачи административного искового заявления истекает 18.09.2025.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России N? 2 по г. Краснодару.
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, «налогоплательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых и в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
На основании ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Согласно Выписке из ЕГРИП ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность с 18.06.2021 по 12.05.2024.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на ОПС в размере, который определяется в следующем порядке, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей в фиксированном размере 34 445 рублей за расчетный период 2022 года.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ установлен фиксированный размер страховых взносов на ОМС в фиксированном размере 8 766 рублей за расчетный период 2022 года.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а в случаях, предусмотренных абзацем третьим подпункта 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 1.2 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
В соответствии с п. 1.2 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, начиная с 2023 года уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 рублей за расчетный период 2023 года, 49 500 рублей за расчетный период 2024 года в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей составляет.
Если плательщики прекращают в предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (или иные самозанятые лица сняты с учета в налоговых органах). За неполный месяц фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (дату снятия с учета в налоговых органах иных самозанятых лиц) (п. 5 ст. 430 НК РФ).
В случае прекращения деятельности, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей СРО, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных РФ, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия лица с учета в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (п. 5 ст. 432 НК РФ, письмо Минфина России от 27.04.2018 N 03-11-11/28962).
На основании вышеизложенного, сумма к уплате по страховым взносам исчислена пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 357, 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от 26.11.2003 N? 639-К3 «О территории Краснодарского края» на территории Краснодарского края устанавливаются ставки транспортного налога в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя транспортного средства или единицу транспортного средства.
Пунктом 4 статьи 85 Кодекса установлено, что органы осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Налогооблагаемые объекты движимого имущества перечислены в сводных налоговых уведомлениях от 01.09.2022 N? 55348411, от 15.08.2023 N? 96269459.
На основании пункта 4 статьи 57 Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 3 статьи 363, пункту 4 статьи 397, пункту 2 статьи 409 Кодекса налогоплательщики - физические лица уплачивают имущественные налоги основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии со ст. 401 НК РФ транспортное средство, признается объектом налогообложения.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от 26.11.2003г. N? 639-К3 «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» на территории Краснодарского края устанавливаются ставки транспортного налога в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Указанное требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Обязанность по уплате должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговые уведомления от 01.09.2022 N? 55348411, от 15.08.2023 N? 96269459 направлены в адрес налогоплательщика заказным письмом, что подтверждается списками заказной корреспонденции от 04.10.2022 N? 100182, от 26.09.2023 N? 165889. По состоянию на 09.06.2025 сумма задолженности, подлежащая взысканию в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения (уменьшения), включенная в заявление о взыскании задолженности суммы отрицательного сальдо, составляет 128 391,57 рубль, в т.ч. налог - 108 378,10 рублей, пени - 20 013,47 рублей.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в порядке, предусмотренным статьей 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о взыскании суммы недоимки по налогам подлежат удовлетворению, так как они являются обоснованными и подтверждаются материалами дела.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИФНС России № 2 по г. Краснодару к ФИО1 о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России № 2 по г. Краснодару сумму долга по налоговым платежам в размере 128 391 рублей 57 копеек.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 07.11.2025 г.
Судья А.А. Довженко