Дело № 2а-2232/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тверь 26 сентября 2025 года
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Грачевой С.О.,
при секретаре Соловьевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Административный истец обратился в Заволжский районный суд г. Твери с указанным административным исковым заявлением, в котором просит суд взыскать с ответчика задолженность в размере 13275 рублей 77 копеек, в том числе: 10073 рубля 80 копеек - недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2023 год; 369 рублей - недоимка по земельному налогу физических лиц в границах горских округов за 2023 год; 912 рублей 71 копейка – недоимка по земельному налогу физических лиц в границах муниципальных округов за 2023 год; 510 рублей 72 копейки - недоимка по налогу на имущество физических лиц в границах городских округов за 2023 год; 541 рубль 03 копейки - недоимка по налогу на имущество физических лиц в границах муниципальных округов за 2023 год; 868 рублей 51 копейка - пени за период с 03 декабря 2024 года по 12 марта 2025 года на недоимку в размере 12407 рублей 26 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что административному ответчику в налоговом периоде 2023 г. на праве собственности принадлежали транспортные средства, земельные участки и объекты недвижимого имущества (комнаты, гараж, квартира), в связи с чем, административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов. Налогоплательщику направлено соответствующее налоговое уведомление на уплату налоговых платежей. Своевременно ответчиком налоговые платежи не уплачены. В связи с тем, что административный ответчик не выполнил обязанность по уплате налогов в установленные законом сроки, то на основании ст. 75 НК РФ начислены пени. Для добровольной уплаты недоимки по налоговым платежам административному ответчику отправлено требование об уплате недоимки, со сроком исполнения. Ранее принятый судебный приказ о взыскании задолженности отменен. До настоящего времени ответчиком задолженность по налоговым платежам и пени в бюджет не перечислена.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области не явился.
Административный ответчик ФИО1, извещенная о времени месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась.
Исследовав материалы дела, оценив доводы административного искового заявления, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Как следует из ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно положениям п. 1, 2, 4 статьи 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности. Требование об уплате задолженности также должно содержать: сведения о сроке исполнения требования; сведения о мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком; требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По смыслу статьи 75 НК РФ следует, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
В соответствии со ст. 15, 399 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из ст. 400 НК РФ налогоплательщиками названного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Подпунктами 1, 2 п. 1 ст. 401 НК РФ установлено, что объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") имущество, в том числе квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 чт. 403 НК РФ если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус").
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок исчисления суммы налога установлен ст. 408 НК РФ.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 392 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Согласно ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Главой 28 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
П. 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налогоплательщиками данного налога положениями ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Ст. 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что административный ответчик ФИО1 в налоговом периоде 2023 года являлась собственником следующих транспортных средств: ХЕНДЭ ГАЛЛОПЕР, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с мощностью двигателя 120 л.с.; ТОЙОТА КОРОЛЛА, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с мощностью двигателя 110 л.с.; ХЕНДЭ ГЕТЦ GL 1.3, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с мощностью двигателя 85 л.с.; HYUNDAI ACCENT, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с мощностью двигателя 102 л.с.; НИССАН ALMERA 1.5 LUXURY, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с мощностью двигателя 98 л.с.; ЗАЗ CHANCE, государственный регистрационный знак <данные изъяты> с мощностью двигателя 86 л.с.; TOYOTA RAV4, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с мощностью двигателя 128 л.с.; CHEVROLET DAEWOO LANOS, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с мощностью двигателя 86 л.с.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 является плательщиком транспортного налога.
Кроме того, ответчик ФИО1 в налоговом периоде являлась собственником земельных участков: с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> (Хрустальная); с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 является плательщиком земельного налога.
Также, ответчик ФИО1 в налоговом периоде являлась собственником комнаты с кадастровым номером <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>; комнаты с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенной по адресу<адрес> гаража с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> (Хрустальная); квартиры с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>
В связи с чем, ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом в соответствии с приведенными выше требованиями закона, а также с учетом мощности двигателя транспортных средств, кадастровой стоимости земельных участков и периода владения ответчику, согласно налоговому уведомлению № 160251255 от 19 июля 2024 года начислены транспортный и земельный налоги, налог на имущество физических лиц за 2023 год в размере 13920 рублей, в том числе: транспортный налог – 11302 рубля (ХЕНДЭ ГАЛЛОПЕР - 2520 рублей, ТОЙОТА КОРОЛЛА - 2310 рублей, ХЕНДЭ ГЕТЦ GL 1.3 - 850 рублей, HYUNDAI ACCENT -2142 рублей, НИССАН ALMERA 1.5 LUXURY - 980 рублей, ЗАЗ CHANCE - 430 рублей, TOYOTA RAV4 - 1568 рублей, CHEVROLET DAEWOO LANOS -502 рубля); земельный налог - 1438 рублей (земельный участок 69:40:0100292:1327 - 414 рублей, земельный участок 69:10:0132101:1679 - 430 рублей, земельный участок 69:10:0000028:1097 - 594 рубля); налог на имущество физических лиц – 1180 рублей (за комнату <данные изъяты> - 79 рублей, за комнату <данные изъяты> - 14 рублей; за комнату <данные изъяты> - 143 рубля; за гараж <данные изъяты> - 337 рублей, за квартиру <данные изъяты> - 607 рублей).
Уведомлением предложено в срок до 02 декабря 2024 года оплатить начисленные налоги.
Как следует из положений ч. 3 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой.
ФИО1 частично оплачен налог, задолженность за 2023 год составляет 12407 рублей 26 копеек.
С 01 января 2023 года введен в действие механизм единого налогового счета.
В соответствии со статьей 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС осуществляется с использованием единого налогового платежа.
Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Согласно п. 4 ст. 11.3 НК РФ единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
В соответствии с п. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов,- плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за неисполнение обязанности по уплате в бюджет налоговой задолженности начислены пени за период с 03 декабря 2024 года по 12 марта 2025 года в размере 868 рублей 51 копейка.
В связи с тем, что административный ответчик не выполнил надлежащим образом обязанность по уплате налоговых платежей в установленные законом сроки, то налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое требование от 07 декабря 2024 года № 53523, которым предложено налогоплательщику добровольно погасить числящуюся задолженность в срок до 22 января 2025 года.
Налоговым органом уведомление № 160251255 и требование № 53523доведены до сведения ответчика посредством его размещения в функционирующем на Интернет-сайте ФНС России электронном сервисе «Личный кабинет налогоплательщика», что подтверждается соответствующей страницей сервиса.
В соответствии со ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных данным Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных указанным Кодексом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Порядок получения налогоплательщиками - физическим лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а именно Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 22 августа 2017 года «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика».
В материалах дела имеются доказательства регистрации ФИО1 в личном кабинете налогоплательщика. Таким образом, требования указанных выше норм при направлении налогового требования об уплате налоговой недоимки выполнены налоговым органом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что налоговые уведомление и требование считаются полученными ответчиком.
Таким образом, истец выполнил возложенную на него законом обязанность по направлению ответчику требования об уплате налога – в целях предупреждения о наличии задолженности по уплате налогов. Неполучение административным ответчиком в срок налогового уведомления не отменяет обязанность уплатить правильно начисленные налоги.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Вместе с тем, в добровольном порядке требование налогового органа административным ответчиком не исполнено, задолженность не оплачена.
ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих уплату налоговых платежей и пени в установленном законом размере и в сроки, предусмотренные законодательством, равно как и доказательств наличия оснований, освобождающих ее от уплаты налогов.
Расчет взыскиваемой суммы налоговым органом произведен в соответствии с законом, является арифметически правильным и административным ответчиком не оспорен.
Поскольку в установленные законом сроки административный ответчик налоговую задолженность не погасил, суд считает требования административного искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При решении вопроса о своевременности обращения в суд, в соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, не пропущен.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
При решении вопроса о размере подлежащей уплате государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которой размер госпошлины подлежащей взысканию с административного ответчика составляет 4000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области к ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес> – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области задолженность по обязательным платежам на общую сумму 13275 рублей 77 копеек, в том числе: 10073 рубля 80 копеек - недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2023 год; 369 рублей - недоимка по земельному налогу физических лиц в границах горских округов за 2023 год; 912 рублей 71 копейка – недоимка по земельному налогу физических лиц в границах муниципальных округов за 2023 год; 510 рублей 72 копейки - недоимка по налогу на имущество физических лиц в границах городских округов за 2023 год; 541 рубль 03 копейки - недоимка по налогу на имущество физических лиц в границах муниципальных округов за 2023 год; 868 рублей 51 копейка - пени за период с 03 декабря 2024 года по 12 марта 2025 года на недоимку в размере 12407 рублей 26 копеек.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Тверь в размере 4000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 октября 2025 года.
Председательствующий подпись С.О. Грачева
Копия верна.
Решение (определение) не вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-2232/2025 Заволжского районного суда города Твери.
Копия выдана (направлена) 09 октября 2025 года
Судья С.О. Грачева
Секретарь с/з В.А. Соловьева