Дело № 2а-2630/2022
55RS0005-01-2022-003855-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.
при секретаре Семиренко В.В., помощнике судьи Слабодцкой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Омске 20 сентября 2022 года
дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Омской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России № 7 по Омской области обратился в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование требований указал, что ФИО1 является собственником объектов налогообложения, в связи с чем на него возложена обязанность по уплате налогов.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление на уплату транспортного налога, налога на имущество физических лиц, в связи с неисполнением которого в установленные сроки ему выставлено налоговое требование.
Определением мирового судьи судебного участка № 79 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 25.05.2022 отказано в принятии заявления о взыскании с ответчика задолженности.
На основании изложенного просит взыскать со ФИО1 задолженность:
по транспортному налогу за 2020 год в размере 29 250 руб. и пени в размере 95 руб. 06 коп. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021;
по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 495 руб. и пени в размере 01 руб. 61 коп. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021.
Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д.83), в судебном заседании требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что задолженность ФИО1 по уплате налогов относится к текущим платежам, которые взыскиваются в общем порядке, с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 налоговый орган не обращался. В данный момент пени не начисляются, но в момент признания ФИО1 банкротом пени начислялись, подлежат взысканию в рамках настоящего дела.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом по месту отбывания наказания.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующий согласно ордеру, в судебном заседании требования не признал. Не оспаривая наличие задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, утверждал, что налоговый орган в связи с признанием ФИО1 банкротом, должен обратиться с данным иском в арбитражный суд, при этом начисление пени с момента признания должника банкротом не должно производиться.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании п.п. 1, 2 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных названной главой.
Статьей 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Транспортный налог введен на территории Омской области Законом Омской области «О транспортном налоге» от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ. С 01 января 2015 года налог на транспортное средство уплачивается налогоплательщиками в срок, установленный НК РФ постольку, поскольку Законом Омской области от 28 июля 2014 года № 1652-ОЗ исключена ч. 3 ст. 4 Закона Омской области «О транспортном налоге» от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ, предусматривавшая срок уплаты налога на уровне субъекта РФ.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. ст. 360 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в пункте 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
В силу ст. 2 Закона Омской области «О транспортном налоге» от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в указанных в настоящей статье размерах.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (ст. 363 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п.1,2 ст. 409 НК налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В судебном заседании установлено, что в заявленные истцом периоды административному ответчику принадлежало следующее имущество: автомобиль марки , государственный регистрационный знак №, квартира с кадастровым номером № по адресу: (л.д.71,75-77).
Согласно сведениям, истребованным из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, на кадастровый учет под номером № поставлено жилое помещение - квартира по адресу: общей площадью кв.м. (л.д.49-52,55-58).
Частью 2 ст. 64 КАС РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Первомайского районного суда г. Омска от 22.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Омского областного суда от 05.05.2022, по гражданскому делу № 2-3074/2021 по иску финансового управляющего ФИО1 – ФИО4 к ФИО1, Управлению Росреестра по Омской области о регистрации за ФИО1 права собственности на квартиры, расположенные по адресу: и (л.д.85-87,88-91).
При рассмотрении дела установлено, что по сведениям БУ ОО «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» ФИО1 на праве собственности принадлежит в том числе, квартира по адресу: , возникшее на основании договора купли-продажи от 05.08.1996, заключенного с ФИО5
Согласно п.п. 2,4 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
07.12.2017 ФИО1 был зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru, отказ от использования личного кабинета не был заявлен (л.д.92).
23.09.2021 через личный кабинет налогоплательщика административному ответчику направлено налоговое уведомление № 7820105 от 01.09.2021 об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 29 250 руб. и налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 495 руб. (л.д.5-6,93).
Согласно положениям п. 1 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 1 ст. 70 НК РФ регламентировано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 НК РФ обеспечивается начислением пени.В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 названного Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.3).
В связи с неуплатой налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок ФИО1 были начислены пени:
по транспортному налогу за 2020 год в размере 95 руб. 06 коп. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021;
по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 01 руб. 61 коп. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021.
15.12.2021 административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 39010 по состоянию на 15.12.2021 об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 29 250 руб. и пени в размере 95 руб. 06 коп., налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 495 руб. и пени в размере 01 руб. 61 коп. в срок до 21.01.2022 (л.д.7-8,94).
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Определением мирового судьи судебного участка № 79 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 25.05.2022 налоговому органу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности (л.д.48).
Согласно абз. 3 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
При предъявлении налоговым органом требования № 39010 по состоянию на 15.12.2021 со сроком исполнения до 21.01.2022 общая сумма задолженности превысила 10 000 руб. и составила 29 841 руб. 67 коп.
Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился своевременно 20.05.2022, т.е. в течение шести месяцев со дня превышения 10 000 руб. (л.д.38-оборот-40).
В последующем после отказа в принятии заявления налоговый орган направил в районный суд административное исковое заявление 21.07.2022 также в установленный срок (л.д.3-30,31-32).
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не оспаривал, что у административного ответчика имеется задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, но при этом указывает на отсутствие законных оснований для начисления и взыскания пени в связи с признанием ФИО1 банкротом в 2019 году.
Относительно доводов представителя административного ответчика суд отмечает следующее.
Действительно, Решением Арбитражного суда Омской области от 31.12.2019 по делу № А46-10765/2019 ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества сроком на 4 месяца, финансовым управляющим утвержден ФИО6 (л.д.63-65).
В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2014 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Исходя из положений ч. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
В силу ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими (ч. 1).
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ч. 2).
Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 3).
В п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, и их требования подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве (пункты 2 и 3 статьи 5 Закона).
Согласно определению Арбитражного суда Омской области от 31.12.2019 по делу № А46-10765/2019 заявление ООО «КОМПАНИЯ С.К.» о признании ФИО1 банкротом признано обоснованным, в отношении ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов сроком на 4 месяца (до 02.01.2020).
Согласно п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Предметом настоящих административных требований является взыскание задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2020 год.
Датами окончания налогового периода 2020 года по указанным налогам, заявленным ко взысканию в рамках настоящего спора, является 31.12.2020. При этом в силу п. 4 ст. 57 НК РФ обязанность по уплате налогов возникла у административного ответчика не ранее даты получения налогового уведомления № 7820105 от 01.09.2021.
Таким образом, в силу ст. 5 Федерального закона о банкротстве, исходя из периода возникновения обязательств, вытекающих из положений ст.ст. 363, 409 НК РФ, указанная задолженность относится к текущим платежам, спор подлежит разрешению в порядке искового производства.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии у налогового органа законных оснований для начисления пени также являются несостоятельными.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Пени в результате неуплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц возникли на основании требования № 39010 от 15.12.2021 со сроком уплаты до 21.01.2022, то есть после даты принятия заявления о признании ФИО1 банкротом.
Поскольку административным ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, сроки и порядок взыскания задолженности административным истцом соблюдены, то требования налогового органа о взыскании со ФИО1 задолженности подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представленный истцом расчет задолженности является верным.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с удовлетворением требований с административного ответчика в доход местного бюджета также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 932 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Омской области задолженность:
по транспортному налогу за 2020 год в размере 29 250 руб. 00 коп. и пени в размере 95 руб. 06 коп. за период с 02 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года;
по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 495 руб. 00 коп. и пени в размере 01 руб. 61 коп. за период с 02 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 932 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение не вступило в законную силу. Мотивированное решение составлено 30.09.2022.