РЕШЕНИЕ

И<ФИО>1

28 сентября 2022 года <адрес>

Куйбышевский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кучеровой А.В., при секретаре судебного заседания <ФИО>4,

с участием представителя административного ответчика <ФИО>3 – <ФИО>7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <номер>а-2212/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России <номер> по <ФИО>2 <адрес> к <ФИО>3 о взыскании задолженности по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная ИФНС России <номер> по <ФИО>2 <адрес> обратилась в Куйбышевский районный суд <адрес> с административным иском к <ФИО>3, требуя взыскать с административного ответчика задолженность по обязательным платежам в бюджет в размере 10 656,18 рублей, в том числе: по транспортному налогу за 2017 год в размере 10 500 рублей, по пени по транспортному налогу в размере 156,18 рублей.

В обоснование требований указано, что административный ответчик имеет в собственности транспортное средство: <данные изъяты> выпуска.

Таким образом, административный ответчик является плательщиком налогов и имеет по данным обязательным платежам задолженность. Поскольку сумма задолженности административным ответчиком добровольно погашена не была, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей был вынесен судебный приказ, который впоследствии отменен по заявлению должника. По настоящее время административный ответчик свою обязанность по уплате налогов и пени не исполнил.

Представитель административного истца МИФНС России <номер> по <ФИО>2 <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил пояснения относительного искового заявления, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Административный ответчик <ФИО>3, уведомленный о дате, месте и времени судебного разбирательства по делу, в суд не явился, реализовал свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя по доверенности <ФИО>7

В судебном заседании представитель административного ответчика <ФИО>3 – <ФИО>7 возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что транспортное средство продано в 2016 году по договору купли-продажи. Кроме того, указал, что <ФИО>3 стало известно о том, что новый собственник не снял транспортное средство с регистрационного учета после вынесения в отношении него постановлений о привлечении к административной ответственности по КоАП РФ. Указанные обстоятельства в настоящее время не позволяют административному ответчику совершить действия по снятию данного транспортного средства с учета.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

С учетом положений части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело без участия административного истца и административного ответчика, извещенных о судебном заседании, при имеющейся явке.

Выслушав участника процесса, исследовав и оценив письменные доказательства в их совокупности, определив, обстоятельства, имеющие значение для дела, определив, какой закон должен быть применен, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно пункту 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов.

Судом установлено, что между сторонами по настоящему спору сложились правоотношения, к которым суд применяет нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).

В соответствии со статьями 14, 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории <ФИО>2 <адрес> таким законом является Закон <ФИО>2 <адрес> от <дата> <номер> «О транспортном налоге».

Согласно положениям статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу положений пункт 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с указанной статьёй объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, по каждому транспортному средству отдельно. Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Пункт 1 статьи 361 НК РФ предусматривает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии со статьей 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что в спорном налоговом периоде (2017 год) административный ответчик являлся собственником транспортного средства: <данные изъяты>, 1996 года выпуска.

Налоговым органом, в соответствии со статьей 52 НК РФ произведен расчет налогов в сумме 10 500 рублей, в связи с чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <номер> от <дата>, в котором указано на необходимость погашения в срок не позднее <дата> задолженности по транспортному налогу за 2017 год.

Впоследствии, в связи с неуплатой административным ответчиком <ФИО>3 задолженности в добровольном порядке, в его адрес направлено требование <номер>, в котором указано на необходимость в срок до <дата> оплатить задолженность по транспортному налогу: в размере 10 656,18 рублей, в том числе: по транспортному налогу за 2017 год в размере 10 500 рублей, по пени по транспортному налогу в размере 156,18 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от <дата> № 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 указанной статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от <дата> № 243-ФЗ)).

В связи с тем, что налогоплательщиком обязанность по уплате налога добровольно исполнена не была, в установленный законом срок (<дата>) административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № <адрес> <дата> вынесен судебный приказ <номер>а-<данные изъяты> о взыскании с <ФИО>3 задолженности по транспортному налогу в размере 10 500 руб., пени по транспортному налогу в размере 156,18 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от <дата> судебный приказ отменен в связи с поступившими со стороны должника возражениями.

С настоящим иском в суд налоговый орган обратился <дата>.

Таким образом, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности с административного ответчика административным истцом соблюден.

До настоящего времени задолженность по транспортному налогу и пени административным ответчиком <ФИО>3 не погашена.

При этом доводы стороны административного ответчика о том, что сумма исчисленного налога за 2017 год не соответствует периоду владения <ФИО>3 транспортным средством отклоняются судом ввиду следующего.

Как следует из содержания части 3 статьи 15 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Собственник транспортного средства, приобретенного в соответствии с законом и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы ГИБДД для его регистрации и получения соответствующих документов.

При этом Федеральный закон от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» в качестве оснований для снятия транспортных средств с учета предусмотрены обстоятельства изменения места регистрации физического лица (место нахождения юридического лица), если новое место регистрации (место нахождения) находится за пределами субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано транспортное средство, а также прекращения права собственности на транспортные средства (абзац 2 пункта 3).

Из приведенных норм следует, что регистрация транспортных средств носит учетный характер, осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, и сама по себе не является основанием для прекращения или возникновения права собственности, однако налогоплательщиками транспортного налога в силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства.

Из приведенных норм следует, что регистрация транспортных средств носит учетный характер, осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, и сама по себе не является основанием для прекращения или возникновения права собственности, однако налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, указанные в статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 1 статьи 362 НК РФ определено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В обоснование возражений относительно заявленных административным истцом требований, в материалы дела представлен договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) СК <номер> от <дата>, заключенный между <ФИО>3 (продавец) и <ФИО>5(покупатель), согласно которому продавец передал покупателю транспортное средство: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> года выпуска.

Вместе с тем, из представленных в материалы дела по запросу суда сведений ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России «<ФИО>2» следует, что в период с <дата> по <дата> собственником транспортного средства являлся <ФИО>3

Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

При этом суд учитывает, что у административного ответчика отсутствовали какие-либо нормативные препятствия снять транспортное средство с регистрационного учета при прекращении на него права собственности.

Ни Постановление Правительства Российской Федерации от <дата> N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", ни Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД России от <дата> N 605, ни Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации не ограничивали <ФИО>3 в возможности прекращения регистрации транспортных средств при прекращении его права собственности на транспортные средства в связи с их отчуждением.

Само по себе наличие в настоящее время ограничений по снятию транспортного средства с учета, связанных с вынесенными в отношении <ФИО>3 постановлениями о привлечении к административной ответственности в 2022 году, отмена одного из них судом вышестоящей инстанции, как и доводы о том, что он не знал, что новый собственник не снял с регистрационного учета транспортное средство, не являются обстоятельствами, освобождающими административного ответчика от исполнения обязанности по уплате налога, поскольку с соответствующими заявлениями в органы ГИБДД в спорный период <ФИО>3 не обращался, с регистрационного учета транспортное средство не снял, в связи с чем на него обоснованно возложена обязанность по уплате транспортного налога.

Таким образом, исходя из данных, представленных <данные изъяты> «<ФИО>2» за период 2017 года на имя <ФИО>3 было зарегистрировано транспортное средство: <данные изъяты> года выпуска, вследствие чего оснований у <данные изъяты> <номер> по <ФИО>2 <адрес> не начислять ему транспортный налог не имелось.

При таких обстоятельствах, довод представителя административного ответчика о необоснованном взыскании с <ФИО>3 недоимки и пени по транспортному налогу, в связи с продажей в 2016 году по договору купли-продажи транспортного средства основан на неверном толковании норм права.

Исходя из вышеприведенных норм права и оценивая в совокупности представленные доказательства, учитывая, что по делу не установлено обстоятельств, которые препятствовали бы административному ответчику своевременно прекратить регистрацию транспортного средства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, статьей 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 422,61 рублей, от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 293-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <ФИО>2 <адрес> удовлетворить.

Взыскать с <ФИО>3, <дата> года рождения, уроженца с. <ФИО>2 <адрес> <ФИО>2 <адрес>, <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <ФИО>2 <адрес> задолженность по обязательным платежам в бюджет в размере 10 656,18 рублей, в том числе: по транспортному налогу за 2017 год в размере 10 500 рублей, по пени по транспортному налогу в размере 156,18 рублей.

Реквизиты на оплату сумм задолженности: получатель УФК по <ФИО>2 <адрес> (Межрайонная ИФНС России по <номер> по <ФИО>2 <адрес>), <данные изъяты> территориального органа Федерального казначейства 012520101 Единый казначейский счет 40<номер> Казначейский счет 03<номер>, Банк получателя: <данные изъяты>.

Взыскать с <ФИО>3 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 422,61 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: А.В. Кучерова

Мотивированный текст решения изготовлен <дата>.