Дело № 2а-734/2025

УИД: 24RS0059-01-2025-001085-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Шушенское 12 ноября 2025 года

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Герасимовой Н.И.,

при секретаре Бабушкиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю к ФИО1 о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления и взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 10 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления и взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2014 в сумме 1357,00 руб., и штраф за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 в размере 500,00 руб.

Требования мотивированы тем, что согласно сведениям регистрирующего органа, налогоплательщик ФИО1 является собственником транспортных средств. За 2014 год налоговым органом исчислен транспортный налог (TOYOTA PREMIO №; A21VORTEXESTINA №) в общем размере 1357,00 рублей, и в его адрес направлено налоговое уведомление № от 29.05.2015 по почте заказным письмом. 14.10.2016 ФИО1 представил лично в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2015 год на бумажном носителе с двухмерным штрих-кодом, в которой указал доход в размере 100000,00 рублей, полученный от реализации транспортного средства FORDFOCUS, дата возникновения права собственности 04.04.2015, дата отчуждения 08.08.2015. 12.01.2017 ФИО1 представил уточненную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, в которой указал доход в размере 250000,00 рублей, полученный от реализации транспортного средства FORDFOCUS, дата возникновения права собственности 04.04.2015, дата отчуждения 08.08.2015, стоимость транспортного средства 100000,00 рублей; транспортного средства A21VORTKXF.STINA, дата возникновения права собственности 02.08.2014, дата отчуждения 28.07.2015, стоимость транспортного средства 150000,00 рублей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет – 0,00 рублей. Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № от 07.06.2017 ФИО1 привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 500,00 рублей (0,00 руб. х 5% х 6 мес., но не менее 1000 руб./2 (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность)). В установленные законодательством сроки уплата задолженности, штрафа налогоплательщиком не произведена. В адрес налогоплательщика направлены по почте заказным письмом требования об уплате налога, пени № от 02.11.2015 со сроком исполнения до 28.01.2016, № от 31.07.2017 со сроком исполнения до 24.08.2017. Налоговый орган с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности к мировому судье не обращался. Пропуск срока для обращения в суд стал следствием большого количества должников перед бюджетом, большого объема передаваемых документов, а также необходимости проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для суда. В настоящее время сумма задолженности не оплачена.

Представитель административного истца, административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не прибыли, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.

В административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) определено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса (статья 357 НК РФ).

Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» на территории Красноярского края вводится транспортный налог.

Пунктом 1 статьи 358 НК РФ закреплено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие… транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическим лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 363 НК РФ закреплено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3).

Пунктом 1 статьи 207 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, и иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу (пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

Статьей 220 НК РФ определено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей.

По правилам п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).

В соответствии со ст. 45 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сборов, пеней, штрафов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

По правилам пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Из представленных материалов следует, что на основании п. 2 ст. 52 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 направлено налоговое уведомление № от 29.05.2015 об уплате не позднее 01.10.2015 транспортного налога за 2014 год в общем размере 1357,00 рублей, из которых: TOYOTA PREMIO № (количество месяцев владения 4/12) в размере 638,00 рублей; A21VORTEXESTINA № (количество месяцев владения 5/12) в размере 719,00 рублей.

В связи с выявлением недоимки по транспортному налогу за 2014 год, в адрес налогоплательщика было направлено требование № от 02.11.2015 об уплате в срок до 28.01.2016 транспортного налога в сумме 1357,00 рублей.

Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю № от 07.06.2017 ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, наложен штраф в размере 500,00 рублей (срок уплаты налога на доходы физических лиц 15.07.2016), за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган (акт налоговой проверки № от 25.04.2017). Сведения о его оспаривании отсутствуют.

Так как 31.07.2017 за ФИО1 выявлена задолженность по решению от 07.06.2017 №, Межрайонной ИФНС № 10 в адрес административного ответчика направлено требование № об уплате штрафа в сумме 500 рублей в срок до 24.08.2017.

Размер транспортного налога, расчет задолженности по транспортному налогу и размер штрафа административным ответчиком не оспорен, доказательств иного не представлено.

Сведений о добровольной уплате административным ответчиком взыскиваемой задолженности в полном объеме или в части, материалы дела не содержат.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

На основании пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на день истечения срока исполнения требования № от 31.07.2017), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд, обоснованное большим количеством должников перед бюджетом, большого объема передаваемых документов, а также необходимости проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для суда.

Поскольку размер взыскиваемой задолженности административного ответчика не превышал 3000 рублей, три года со срока исполнения самого раннего требования об уплате № от 02.11.2015, истекли 28.01.2019, соответственно налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности не позднее 28.07.2019.

Вместе с тем, с настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 30.09.2025 (дата регистрации исходящей корреспонденции административного истца), фактически иск направлен суд 06.10.2025 – то есть с явным превышением установленного законом срока для обращения.

Налоговым органом не представлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд общей юрисдикции с заявлением о принудительном взыскании обязательных платежей и санкций.

Указание налогового органа на большой объем работы и нехватку сотрудников для осуществления мероприятий по взысканию задолженности, не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока, поскольку относится к внутренним вопросам организации своей деятельности административным истцом. При этом, сведений об обращениях налогового органа в суд за судебной защитой в порядке приказного производства в установленный срок, как и других доказательств уважительности пропуска срока административным истцом, материалы дела не содержат.

Пунктом 8 статьи 219 КАС РФ определено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, ввиду отказа административному истцу в восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, оснований для удовлетворения административного иска Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год и штрафа по налогу на доходы физических лиц за 2015 год - не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю в восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления и в удовлетворении требований к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 в сумме 1357,00 рублей, и штраф за непредставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 в размере 500,00 рублей, ввиду пропуска административным истцом срока на обращение в суд.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Шушенский районный суд.

Председательствующий Н.И. Герасимова