УИД 37RS0002-01-2022-000600-80

Производство № 2а-453/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вичуга Ивановской области 13 сентября 2022 года

Вичугский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Шальнова Л.С.,

при секретаре Шагиной А.Е.,

с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, представителя административного ответчика ФИО2 – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 сентября 2022 года в г. Вичуга Ивановской области административное дело, возбужденное по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к ФИО2 о взыскании недоимки по уплате транспортного налога и пени,

УСТАНОВИЛ :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области (далее – МИ ФНС, административный истец) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 (далее также – административный ответчик) о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.

Административный иск мотивирован тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрирован автомобиль <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственный номер <данные изъяты> № (далее – автомобиль <данные изъяты>). В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ФИО2 был обязан уплатить транспортный налог за 2020 год в сумме 13860 рублей по сроку уплаты до 01.12.2021, о чем ему 01.09.2021 МИ ФНС направлено налоговое уведомление, эта обязанность им не исполнена. В связи с неуплатой до 01.12.2021 транспортного налога ФИО2 начислены пени в сумме 45 рублей 04 копейки за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 и направлено налоговое требование от 15.12.2021 об уплате транспортного налога и пени до 01.02.2022. 01.03.2022 МИ ФНС обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 недоимки по транспортному налогу в сумме 13860 рублей и пени в сумме 45 рублей 04 копейки, 15.03.2022 мировым судьей судебного участка №3 Вичугского судебного района в Ивановской области вынесен судебный приказ, который 30.03.2022 отменен в связи с поступлением возражений от административного ответчика. МИ ФНС просит взыскать с ФИО2 недоимку по транспортному налогу в сумме 13860 рублей и пени в сумме 45 рублей 04 копейки.

Представитель административного истца ФИО1 административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнительно сообщив, что из положений п. 3 ст. 362 НК РФ следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого транспортного средства в регистрирующих органах. Транспортное средство является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в установленном законом порядке, прекращение регистрации является основанием для прекращения взимания транспортного налога. Налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету транспортных средств при исчислении транспортного налога, они руководствуются исключительно сведениями, полученными от регистрирующих органов. Поскольку в соответствии со сведениями, поступившими из органов ГИБДД, автомобиль <данные изъяты> числился за ФИО2 в течение всего 2020 года, налоговый орган правомерно начислил транспортный налог за полный налоговый период.

Административный ответчик и его представитель ФИО3 против удовлетворения административного иска возражали частично, указав, что автомобиль <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ продан ФИО2 гр. ФИО4 по договору купли-продажи, в связи с чем право собственности административного ответчика на данное движимое имущество на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) прекратилось и перешло к новому собственнику. Административный ответчик и его представитель полагали, что сумма транспортного налога за 2020 год подлежит уплате ФИО2 по ДД.ММ.ГГГГ, а после этой даты и до конца 2020 года подлежит взысканию с нового собственника автомобиля <данные изъяты> ФИО4

Заинтересованное лицо ФИО4 при надлежащем извещении в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки не сообщил, представителя для участия в деле не направил, о рассмотрении административного дела в его отсутствие не просил, его явка обязательной судом не признавалась.

В силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Руководствуясь положениями ст. 150, ст. 289 КАС РФ судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика и его представителя, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с требованиями абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

По смыслу ст. 46, 75 НК РФ пени является обеспечительной мерой, направленной на восстановление нарушенного права государства на своевременное получение налоговых платежей. Пени является составной и неотъемлемой частью налогового платежа в случае его несвоевременного внесения в бюджет. Взимание пени обуславливается только фактом просрочки уплаты налога и не требует соблюдения специальных процедур, предусмотренных для взыскания штрафов.

Статьей 357 НК РФ установлено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении транспортных средств, указанных в п.п. 1, 1.1 и 2 п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговые ставки установлены ст. 2 Закона Ивановской области от 28.11.2002 № 88-ОЗ «О транспортном налоге».

В силу п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Согласно статье 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По сведениям, представленным РЭО ГИБДД МО МВД России «Вичугский» по запросу суда, на имя ФИО2 в период с 23.06.2016 по 23.06.2021 зарегистрирован автомобиль <данные изъяты> (л.д.41-43, 66-69). Данные сведения соответствуют приобщенной представителем административного истца выписке из системы электронного документооборота, представленной МИ ФНС органом ГИБДД (л.д.51-55).

Согласно копии договора купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 продал автомобиль <данные изъяты> ФИО4 (л.д.74).

По сведениям ОВМ МО МВД России «Вичугский» административный ответчик имеет регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.35).

01.09.2021 МИ ФНС сформировано и направлено ФИО2 налоговое уведомление № об уплате в срок до 01.12.2021 транспортного налога за 2020 год в связи с владением автомобилем <данные изъяты> в сумме 13860 рублей (л.д.9).

В связи с неисполнением вышеуказанного уведомления МИ ФНС ФИО2 направлено требование от 15.12.2021 № об уплате в срок до 01.02.2022 начисленных с 02.12.2021 по 14.12.2021 пени по транспортному налогу в сумме 45 рублей 04 копейки и упомянутого налога в сумме 13860 рублей (л.д.10-11).

В связи с неуплатой ФИО2 транспортного налога и пени МИ ФНС обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате указанного налога и пени, 15.03.2022 мировым судьей судебного участка № 3 Вичугского судебного района в Ивановской области вынесен судебный приказ, который 30.03.2022 отменен в связи с поступлением возражений от административного ответчика (л.д.13-17, 25-34).

Согласно указанных выше положений ст.ст. 357, 358, 362 НК РФ основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная ГИБДД в МИ ФНС выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств. Тем самым, для целей налогообложения факт отчуждения транспортного средства иному лицу, при отсутствии об этом сведений в регистрационном органе, правового значения не имеет.

Данный вывод суда подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 № 2015-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 357 НК РФ», о том, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.

В соответствии с абз. 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», действующего в спорный период 2020 года (далее – Постановление № 938), юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

В силу п. 57 Постановления Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Правила) прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 283-ФЗ) государственный учет транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства.

В соответствии с положениями пункта 133 Приказа МВД России от 21.12.2019 № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств», действовавшими с 01.01.2020 по 30.11.2020 (далее – Приказ № 950), прекращение государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 Правил осуществляется регистрационным подразделением на основании документов, установленных подпунктами 27.1 - 27.3 пункта 27 Административного регламента, заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.

Таким образом, вышеуказанными положениями Постановления № 938,Правил,ФЗ № 283-ФЗи Приказа № 950 на прежнего владельца транспортного средства также налагаются обязанности по прекращению государственного учета транспортного средства в случаеотсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. Приведенные правовые нормы Постановления № 938,Правил,ФЗ № 283-ФЗи Приказа № 950 направлены на соблюдение, в первую очередь, прав прежнего владельца транспортного средства путем прекращения государственного учета за ним транспортного средства. Совокупность данных положений нормативно-правовых актов опровергает довод административного ответчика об отсутствии у него обязанности по обращению в органы ГИБДД для прекращения государственного учета за ним автомобиля БМВ.

Ссылки административного ответчика и его представителя на письменные обращения в МИ ФНС о продаже автомобиля <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и на скриншоты переписки о необоснованности исковых требований не свидетельствуют, поскольку упомянутые обращения и переписка обязательность исполнения требований НК РФ,определяющего плательщика транспортного налога, не устраняют.

Довод представителя административного ответчика со ссылкой на представленную копию ПТС автомобиля <данные изъяты> о продаже данного транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска также не свидетельствует. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что заключение ФИО2 и ФИО4 письменного договора купли-продажи автомобиля <данные изъяты> имело место ДД.ММ.ГГГГ с переходом права собственности на это транспортное средство к ФИО4 Вместе с тем, данные обстоятельства не влияют на вывод суда о том, что плательщиком транспортного налога в 2020 году является ФИО2 Содержание приобщенной представителем административного ответчика копии ПТС автомобиля <данные изъяты> соответствует сведениям РЭО ГИБДД МО МВД России «Вичугский» о регистрации данного транспортного средства за новым владельцем – ФИО4 только ДД.ММ.ГГГГ.

Довод представителя административного ответчика о необоснованности исковых требований со ссылкой на положения статей ГК РФ о возникновении и прекращении права собственности является несостоятельным, поскольку приведенные правовые нормы гражданского законодательства не регулируют налоговые правоотношения, в том числе по определению плательщика транспортного налога. Данный вывод суда, в том числе, основан на положениях п. 1 ст. 2 ГК РФ о том, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Налоговые правоотношения между административным истцом и административным ответчиком не основаны на их равенстве между собой, поскольку МИ ФНС, выступая от имени Российской Федерации, осуществляет в отношении ФИО2 государственные властные полномочия. В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах, то есть не включает в себя нормы ГК РФ.

Согласно расчету, представленному МИФНС, сумма задолженности по транспортному налогу является правильной и расчет указанной суммыФИО2 не оспаривается, поэтому с административного ответчика надлежит взыскать задолженность по уплате транспортного налога за 2020 год в сумме 13860 рублей.

Поскольку административный ответчик в установленный законодательством о налогах и сборах срок, задолженность по указанному истцом налогу не уплатил, то ему правомерно начислены пени за период просрочки, в частности, на недоимку по транспортному налогу за период с02.12.2021по14.12.2021в размере 45 рублей 04 копейки.

Суд соглашается с представленным истцом расчетом пени и принимает его, поскольку произведен он в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ, исходя из действующей ставки рефинансирования, утвержденной Центральным банком РФ, в период просрочки уплаты налога, исходя из суммы недоимки. Административным ответчиком данный расчет не оспорен, иного расчета им суду не представлено. В связи с изложенным с ФИО2 подлежат взысканию пени в сумме 45 рублей 04 копейки.

Обстоятельств, освобождающих административного ответчика от начисления пени, предусмотренных ч.ч. 3 и 8 ст.75 НК РФ, у суда не имеется.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Административный истец при обращении в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ, административный ответчик от уплаты государственной пошлины не освобожден.

Административный иск МИ ФНС удовлетворен, поэтому сумма государственной пошлины должна быть взыскана с административного ответчика в доход федерального бюджета. В соответствии с ч. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежащая оплате сумма государственной пошлины составляет 556 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 (паспорт <данные изъяты>) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области 13905 (тринадцать тысяч девятьсот пять) рублей04 копейки, в том числе 13 860 рублей в счет задолженности по уплате транспортного налога за 2020 год и 45 рублей 04 копейки в счет пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу за 2020 год за период с 02.12.2021 года по 14.12.2021.

Взыскать с ФИО2 (паспорт <данные изъяты>) 556 рублей в счет государственной пошлины в доход бюджета городского округа Вичуга Ивановской <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд, через Вичугский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (19.09.2022).

Судья Л.С. Шальнов

В окончательной форме решение суда изготовлено 19 сентября 2022 года.

Судья Л.С. Шальнов