Дело № 2а-1560/2025

УИД 67RS0021-01-2025-006282-46

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2025 года город Смоленск

Смоленский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Тишкина Р.Н.,

при секретаре Костенковой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области к 3 о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области (далее - УФНС России по Смоленской области) обратилось в суд с административным иском к 3, в котором просило о взыскании задолженности по налогу на профессиональный доход, транспортному налогу и пени, указав в обоснование требований следующие обстоятельства.

С <дата> вступил в силу Федеральный закон от <дата> №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в связи с чем с <дата> произошел полный переход на новую систему расчетов налогоплательщиков с бюджетом, был разработан новый институт – единый налоговый счет. В соответствии с положениями ст.11.3 НК РФ единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа. Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами. Начиная с <дата>, налогоплательщик может вносить средства на свой единый налоговый счет, а налоговые органы автоматически распределяют их по его обязанностям. В соответствии с п.8 ст.45 НК РФ в первую очередь платеж будет направляться на погашение недоимки по хронологии ее возникновения, дальше средства идут на налоги с текущим сроком уплаты, а потом – пени, проценты, штрафы, в зависимости от того, какая задолженность есть у плательщика. 3 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика (ИНН № <номер>) и в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. 3 был начислен налог на профессиональный доход за апрель 2023 года в размере 288 руб. 40 коп., за март 2023 года - 436 руб. 55 коп., за февраль 2023 года - 1935 руб. 08 коп., за июль 2023 года - в размере 1205 руб. 70 коп. В период с 2019 года по 2021 год 3 на праве собственности принадлежал автомобиль марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № <номер>, в связи с чем ему был начислен транспортный налог за 2019, 2020 и 2021 годы, который также не был уплачен в установленный законом срок, в связи с чем налоговым органом начислены пени. В связи с отсутствием уплаты налогов Управлением плательщику выставлено требование № <номер> от <дата> со сроком исполнения до <дата>, которое в установленный срок исполнено не было. В связи с неуплатой ответчиком вышеуказанных налогов в установленный срок и неисполнением требования об уплате налога № <номер> от <дата> УФНС России по Смоленской области обратилось к исполняющему обязанности мирового судьи судебного участка № <номер> в муниципальном образовании «Смоленский муниципальный округ» Смоленской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание налогов и пени. <дата> исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № <номер> в муниципальном образовании «Смоленский муниципальный округ» Смоленской области вынесен судебный приказ № <номер>, который впоследствии определением от <дата> отменен. На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика налог на профессиональный доход за апрель 2023 года в размере 288 руб. 40 коп., за март 2023 года в размере 436 руб. 55 коп., за февраль 2023 года в размере 1935 руб. 08 коп., за июль 2023 года в размере 1205 руб. 70 коп., транспортный налог за 2019 год в размере 3329 руб., за 2020 год в размере 4013 руб., за 2021 год в размере 1195 руб., а также пени в сумме 6942 руб. 30 коп.

Представитель УФНС России по Смоленской области, административный ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со ст.150 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.3, под.1 п.1 ст.23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ст.23 НК РФ).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45 НК РФ).

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п.1 ст.57 НК РФ).

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п.2 ст.57 НК РФ).

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ).

В соответствии с п.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 названного Кодекса.

Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст.359 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя (п.1 ст.361 НК РФ).

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п.1 ст.362 НК РФ).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.397 НК РФ). Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 3 состоит на учете в УФНС России по Смоленской области.

В период с 2019 года по 2021 год 3 на праве собственности принадлежал автомобиль марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № <номер>, в связи с чем ему был начислен транспортный налог за 2019, 2020 и 2021 годы.

Кроме того, 3 с <дата> является плательщиком налога на профессиональный доход (л.д.36).

УФНС России по Смоленской области в электронном виде через мобильное приложение «Мой налог» были направлены уведомления о необходимости уплатить налог на профессиональный доход за февраль 2023 года в размере 1935 руб. 08 коп., за март 2023 года в размере 436 руб. 55 коп., за апрель 2023 года в размере 288 руб. 40 коп., за июль 2023 года в размере 1205 руб. 70 коп. Задолженность оплачена не была.

Налоговым органом в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ через личный кабинет налогоплательщика направлено требование об уплате задолженности по налогам № <номер> по состоянию на <дата> с установленным сроком уплаты до <дата> транспортного налога в размере 22465 руб. 81 коп., налога на профессиональный доход - 2771 руб. 03 коп., пени - 6003 руб. 95 коп. (л.д.20).

Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Вынесенный судебный приказ № <номер> от <дата> впоследствии был отменен определением от <дата> в связи с поступившими возражениями от должника (л.д.12).

В связи с переходом на ЕНС, налоговым органом сформировано требование № <номер> по состоянию на <дата>. Налоговый орган обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа. Выданный судебный приказ № <номер> от <дата> впоследствии был отменен <дата> по возражениям должника. <дата> (в пределах 6 месяцев, с даты вынесения определения об отмене судебного приказа), налоговый орган обратился с настоящим административным иском. Таким образом, срок на взыскание налоговой задолженности налоговым органом не пропущен.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от <дата> №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима» (далее также Закон №422-ФЗ) налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.6 вышеуказанного Закона объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

При этом в силу положений ч.1 ст.8 Закона №422-ФЗ налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения НПД. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

В соответствии с ч.1 ст.9 Закона №422-ФЗ налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено данной статьей.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что административный ответчик, имея в собственности транспортное средство и являясь с <дата> плательщиком налога на профессиональный доход, в силу закона был обязан в установленные законом сроки и размерах уплачивать указанные налоги. Документов, подтверждающих наличие каких-либо льгот по налогообложению, ответчиком в суд не представлено.

В силу ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Согласно п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы недоимки. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку налогоплательщиком не исполнены обязательства по оплате налогов на сумму задолженности в соответствии со ст.75 НК РФ 3 начислены пени.

Разрешая заявленные требования, установив все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, проанализировав положения НК РФ применительно к возникшим правоотношениям, а также действия налогового органа по исчислению подлежащих уплате 3 задолженности по налогам и пени на предмет их соответствия требованиям законодательства, исходя из того, что установленная законом обязанность по оплате задолженности по налогам административным ответчиком, как налогоплательщиком, в установленные сроки не исполнена, что является основанием для взыскания с него в судебном порядке заявленных сумм задолженности, проверив расчет задолженности и признав его правильным, учитывая, что процедура уведомления административного ответчика о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, соблюдена, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Доказательств того, что на момент рассмотрения дела по существу образовавшаяся задолженность погашена административным ответчиком, равно как доказательств необоснованности представленного административным истцом расчета образовавшейся задолженности, суду не представлено.

Учитывая, что административный истец на основании п.7 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с 3 подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области, - удовлетворить.

Взыскать с 3, <дата> года рождения (<данные изъяты>) в доход соответствующего бюджета задолженность по оплате налога на профессиональный доход за апрель 2023 года в размере 288 руб. 40 коп., за март 2023 года в размере 436 руб. 55 коп., за февраль 2023 года в размере 1935 руб. 08 коп., за июль 2023 года в размере 1205 руб. 70 коп.; задолженность по оплате транспортного налога за 2019 год в размере 3329 руб., за 2020 год в размере 4013 руб., за 2021 год в размере 1195 руб.; пени в сумме 6942 руб. 30 коп.

Взыскать 3, <дата> года рождения (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области.

Судья Р.Н. Тишкин

Мотивированное решение составлено 17 ноября 2025 года.