Дело № 2а-6120/2025

УИД 23 RS0002-01-2025-004773-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» ноября 2025 года г. Сочи

Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующей Востряковой М.Ю.,

при секретаре Тарасовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Адлерский районный суд <адрес> с иском к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании незаконным решения, принятого актом налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, расчете налога на доходы физических лиц, исходя из цены сделки.

Исковые требования мотивированы следующим: главным государственным налоговым инспекторам отдела камеральных проверок №, межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по <адрес> ФИО3, в отношении административного истца была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой, составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту, не установлена уплата налога на доходы физических лиц в размере 1 177 676 рублей, пени в размере 30207,38 рублей. Административный истец в августе 2022 года обратился с жалобой в Управление ФНС по <адрес>, однако получил от отказ. Полагает акт налоговой проверки незаконным, так как определение налогооблагаемого дохода на основании кадастровой стоимости недвижимости, внесенного в ЕГРН со ссылкой на абзац 1 п. 2 ст. 214.10 НК РФ является несостоятельным и противозаконным.

Пунктом 3 ст. 214.10 НК РФ установлено два основания применения коэффициента 0,7,: если у налогового органа отсутствует информация о цене сделке и если цена сделки меньше кадастровой стоимости недвижимости. В данном случае цена сделки налоговому органу была известна: 2 129 670 рублей. Цена земельного участка 1366 кв.м. кадастровым номером № в сумме 22 129 670 рублей была установлена первым собственником - администрацией <адрес>. По такой цене земельный участок бе продан ФИО4 По такой же цене был приобретен ФИО1 и впоследствии продан по такой же цене. То есть, цена земельного участка первоначально была установлена администрацией <адрес>. Таким образом, сумма налога на доходы физических лиц за 2020 год должна быть рассчитана из цены сделки в размере 2 129 670 рублей.

Административный истец просил восстановить срок для подачи административного заявления, пропущенный по причине юридической неграмотности.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО5 на административных исковых требованиях настаивал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, предоставив в суд заявление с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие. Предоставлен отзыв на административное исковое заявление с просьбой отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Административным истцом оспаривается акт камеральной налоговой проверки расчета НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление поступило в адлерский районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вх. №, сдано в отделение почтовой связи Почта России ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом пропущен срок на подачу административного искового заявления об оспаривании акта камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии со ст.138 Налогового кодекса РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Применительно к правилам судебного обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц Налоговый кодекс РФ содержит отсылочную норму, согласно которой соответствующие жалобы (исковые заявления) рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами (статья 142). В соответствии со ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемый акт вынесен ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с жалобой на акт налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в Управление ФНС России.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФНС по <адрес> было принято решение по жалобе №@.

С момента принятия указанного решения, по истечении одного года и восьми месяцев, а именно ДД.ММ.ГГГГ (дата направления административного искового заявления), административный истец обращается в суд с административным исковым заявлением об обжаловании акт камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.

Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного процессуального строка, с указанием на юридическую неграмотность.

Оснований для восстановления пропущенного срока подачи административного иска судом не усмотрено, поскольку приведенное административным истцом обстоятельство - юридическая неграмотность административного истца не может быть расценено, как уважительная причина пропуска срока подачи административного иска.

В отношении физических лиц, участвующих в деле, к обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи административного иска в суд в частности, могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться в суд.

Указанные обстоятельства административным истцом суду не приведены и их доказательства не представлены.

Таким образом, отсутствуют уважительные причины пропуска истцом срока для обращения в суд, в связи с чем суд отказывает в восстановлении пропущенного процессуального срока.

Также суд учитывает, что акт N? 2628 от ДД.ММ.ГГГГ со всеми материалами проверки рассмотрен налоговым органом, по результатам чего принято решение согласно п. 7 ст. 101 НК РФ.

Согласно указанному решению ФИО1 доначислен налог на доходы физических лиц за 2020 год в размере 1 177 675,00 рублей.

Согласно обстоятельствам дела административным истцом в 2020 год был продан земельный участок, площадью 1366 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.

Административный истец считает, что расчет налогооблагаемой базы и соответственно суммы НДФЛ, подлежащей уплате, произведены некорректно. При определении налогооблагаемого дохода налоговым органом применена кадастровая стоимость недвижимого объекта со ссылкой на абз. 1 п. 2 ст. 214.10 НК РФ,

Положениями п. 3 ст. 214.10 Налогового кодекса РФ установлено два основания применения коэффициента 0,7 от кадастровой стоимости: если у налогового органа отсутствует информация о цене сделки и если цена сделки меньше кадастровой-стоимости недвижимости.

В соответствии с требованиями подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, получающие доходы от источников в Российской федераци. В силу подп. 5 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ к доходам от источников в РФ относятся, в частности, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ.

Статьей 210 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 HK PФ.

Подп. 2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ установлено, что физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случае предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежи налогообложению, производят исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 3 ст. 228 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики указанные в п. 1 ст. 228 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ, налогоплательщики обязаны представит налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 НК РФ.

Срок представления декларации по форме 3-НДФЛ за период 2020 года установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ определено, что общая сумма налога подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в установленном порядке.

По сведениям регистрирующих органов ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании п. 2 ст. 217.1 Налогового кодекса РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 217.1 Налогового кодекса РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества при соблюдений определенных условий составляет три года; в случаях, не указанных в п.3 ст. 217.1 Налогового кодекса РФ, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (п. 4 ст. 217.1 Налогового кодекса РФ).

Административный истец являлся собственником недвижимого имущества два месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. менее минимального предельного срока владения, установленного п. 4 ст. 217.1 НК РФ (менее 5 лет). При данных обстоятельствах он обязан предоставить в Инспекцию налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ с отражением всех полученных доходов от продажи имущества, находящегося в собственности менее пяти лет в срок, установленный ст. 229 НК РФ, а также рассчитать и уплатить НДФЛ.

В целях расчета НДФЛ доход от продажи недвижимости принимается равным расчетной стоимости этого объекта. Согласно ст. 225 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма дохода, превышающая сумму примененного имущественного налогового вычета, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13%.

Доход от продажи недвижимого имущества определяется исходя из цены сделки, информация о которой получена налоговым органом в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ, с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ст. 214.10 Налогового кодекса РФ.

Положениями п. 2 ст. 214.10 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Суд критически относится к доводам административного истца о необходимости производить исчисление НДФЛ от продажи имущества исходя из цены сделки, указанной в договоре купли-продажи, так как они не основаны на нормах действующего законодательства.

На основании изложенного, с учетом пропуска административным истцом срока для подачи административного искового заявления, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании незаконным решения, принятого актом налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, расчете налога на доходы физических лиц, исходя из цены сделки - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующая Вострякова М.Ю.

Дело №а-6120/2025

УИД 23 RS0№-84