Дело №2а-541/2022

УИД: 05RS0039-01-2022-001947-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2022 года с. Касумкент

Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Шахвеледова А.Г., при секретаре Селимове Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Дагестан к И.И.К. о взыскании недоимки по транспортному налогу по транспортному средству ХАММЕР Н-2 за 2020 год в сумме 33180 руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Дагестан обратилась в суд с административным исковым заявлением к И.И.К. о взыскании недоимки по транспортному налогу по транспортному средству ХАММЕР Н-2 за 2020 год в сумме 33180 руб. 00 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №2 по РД в качестве налогоплательщика состоит И.И.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, который в соответствии с п.1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.

За ответчиком зарегистрированы транспортные средства:

- ТОЙОТА PRADO, гос. номер: <данные изъяты> 05, мощность 250.20 л.с., с 10.10.2011 г. по настоящее время.

- ЛЕКСУС GX460, гос. номер: <данные изъяты> 05, мощность 296 л.с., с 28.09.2016 г. по 22.09.2021 г.

- МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Е200, гос. номер: <данные изъяты> 11, мощность 184 л.с., с 19.04.2019 г. по 06.10.2021г.

- ХАММЕР Н-2, гос. номер: <данные изъяты> 750, мощность 316 л.с., с 31.12.2019 г. по настоящее время.

Налогоплательщику направлено налоговое уведомление № 13197635 от 01.09.2021 г. с начислением транспортного налога за 2020 год в сумме 96971 руб.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки должником налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.

Налоговым органом в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации ответчику направлено требование от 17.12.2021 г. № 24974, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по транспортному налогу за 2020 год в сумме 33180 руб.

По настоящее время ответчиком не уплачена сумма транспортного налога и пени, указанная в требовании за транспортное средство ХАММЕР Н-2.

Судебный приказ от 20.04.2022 г. по делу № 2а-334/2022 о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и пени отменен определением мирового судьи судебного участка № 78 от 26.04.2022 г. В заявлении на отмену судебного приказа ответчик указал на то, что налоговым органом неправильно определен тип транспортного средства.

По факту неправильного определения типа транспортного налога установлено, что в ст. 361 Налогового Кодекса РФ ставки транспортного налога установлены применительно не к категории, а к типу транспортного средства, а именно на автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и грузовые автомобили.

По транспортному средству ХАММЕР Н-2 зарегистрированного на ответчика тип транспортного налога согласно представленных сведений указан легковой автомобиль - универсал, и соответственно исчисление транспортного налога произведено как на легковой транспорт.

Просит взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу по транспортному средству ХАММЕР Н-2 за 2020 год в сумме 33180 руб. 00 коп.

Представитель административного истца, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. При направлении административного искового заявления просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик - И.И.К.., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, при этом в адрес суда направил возражения относительно административного искового заявления, в которых указывает, что налоговым органом неправомерно начислен транспортный налог на транспортное средство Хаммер Н-2 как на легковой автомобиль. В паспорте транспортного средства в типе спорного ТС указано «Легковой универсал». В то же время, в категории ТС указано: «С/N2». В категорию «С» могут входить как легковые (М1), так и грузовые автомобили (N2/N3). Согласно приложению №1 к техническому регламенту Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, категории N2 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т., но не более 12 т. В паспорте на ТС в типе ТС (легковой универсал) и категории ТС (грузовой автомобиль) указаны противоречивые сведения, не позволяющие однозначно определить относится ли спорное ТС к легковым или грузовым автомобилям. В данном случае в связи с наличием в ПТС противоречий, налоговый орган вправе был обратиться в целях уточнения категории и типа транспортного средства в компетентные органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств. Поскольку в рассматриваемом случае совокупность регистрационных данных, имеющихся по транспортному средству не позволяет однозначно определить конкретный тип этого транспортного средства, в целях налогообложения транспортным налогом следует руководствоваться п.7 ст. 3 Налогового Кодекса, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Согласно расчету транспортного налога на спорное ТС как на грузовой автомобиль, величина транспортного налога составляет: 33 180/105*50=15 800. В связи с изложенным, просит удовлетворить административное исковое заявление в части взыскания 15 800 руб. транспортного налога по транспортному средству ХАММЕР Н-2 за 2020 г. В удовлетворении остальной части требований просит отказать. Кроме того, просил суд рассмотреть дело в его отсутствии.

Изучив административное исковое заявление и представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1).

Согласно ч. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Налоговая база в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу п. 3 части 3 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Согласно ст. 289 ч. 6 КоАП РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом установлено, что за административным ответчиком И.И.К. зарегистрированы транспортные средства:

- ТОЙОТА PRADO, гос. номер: <данные изъяты> 05, мощность 250.20 л.с., с 10.10.2011 г. по настоящее время.

- ЛЕКСУС GX460,гос. номер: <данные изъяты> 05, мощность 296 л.с., с 28.09.2016 г. по 22.09.2021 г.

- МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Е200, гос. номер: <данные изъяты> 11, мощность 184 л.с., с 19.04.2019 г. по 06.10.2021 г.

- ХАММЕР Н-2, гос. номер: <данные изъяты> 750, мощность 316 л.с., с 31.12.2019 г. по настоящее время.

В силу ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщик в силу пункта 6 статьи 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Статьей 70 НК РФ закреплен срок направления требования об уплате налога и сбора. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственном) участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налогоплательщику направлено налоговое уведомление №13197635 от 01.09.2021г. с начислением транспортного налога за 2020 год в сумме 96971 руб.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки должником налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.

Налоговым органом в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации ответчику направлено требование от 17.12.2021г. №24974, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по транспортному налогу за 2020 год в сумме 33180 руб.

В установленный срок административный ответчик задолженность не погасил, в связи с чем, административный истец обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

20.04.2022 г. вынесен судебный приказ по делу № 2а-334/2022 по заявлению МРИ ФНС №2 по Республике Дагестан, который в последующем отменен определением мирового судьи судебного участка № 78 Сулейман-Стальского района Республики Дагестан от 26.04.2022г. в связи с поступившими от должника возражениями относительно неправильного определения типа транспортного средства.

В соответствии с Законом Республики Дагестан от 02.12.2002 № 39 «О транспортном налоге» на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л/с налоговая ставка на 2020 год составляла 105 рублей, на грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л/с - 50 руб. в день.

Соответственно, для определения налоговой ставки по спорному ТС необходимо установить, является ли спорное ТС грузовым или легковым автомобилем.

Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Республики Дагестан от 02.12.2002 № 39 «О транспортном налоге» не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.

В соответствии с и. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.

В соответствии с Требованиями к паспорту транспортного средства, утвержденных Приказом МВД России от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним» в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями и назначением.

В строке «4. Категория ТС» указывается категория или подкатегория транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также приложением № 1 к техническому регламенту Таможенного союза.

Заполнение данной строки осуществляется в соответствии с категориями транспортных средств, установленными техническим регламентом Таможенного союза и Федеральным законом от 10.12.1005 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» категория «С» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

В категорию «С» могут входить как легковые (Ml), так и грузовые автомобили (N2/N3).

Согласно приложению № 1 Технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877 определена классификация транспортных средств, в которой также перечислены:

Категория N – Транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси, в том числе:

Категория N1 - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

Категория N2 – Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Категория N3 – Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

Согласно положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств утвержденному Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 г., в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, Д, прицеп)» ПТС указывается классификация транспортных средств, соответствующая классификации, установленной п.5 Приложения № 6 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене.

Категория транспортных средств, установленные данным пунктом, определены для выдачи соответствующих удостоверений на право управления такими транспортными средствами.

Категория А – мотоциклы и другая мототехника. Категория В – автомобили, за исключением относящихся к категории А, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг. и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. Категория С – автомобили, за исключением относящихся к категории D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя. Категория Е – составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям В, С или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. Спорны транспортные средства: ХАММЕР Н2.

Как усматривается из паспорта транспортного средства серии 99 11 №305726 транспортное средство ХАММЕР Н-2, гос. номер: <***>, имеет технически допустимую максимальную массу 3900 кг., т.е. более массы транспортных средств, относящихся к категории «В» (3500 кг. легковые автомобили), тип транспортного средства указан «Легковой универсал», в то же время, в категории ТС (АВСD, прицеп) указано «С/N2».

Таким образом, в паспорте на ТС в типе ТС (легковой универсал) и категории ТС (грузовой автомобиль) указаны противоречивые сведения, не позволяющие однозначно определить относится ли спорное ТС к легковым или грузовым автомобилям.

Относительно рассматриваемой ситуации Министерством Финансов Российской Федерации даны разъяснения в письме от 28.10.2013 № 03-05-06-04/45552 «О ставке транспортного налога в отношении автомобиля физлица, если в ПТС указаны тип «легковой» и категория С».

Согласно указанному письму: «из нормы ст. 362 Налогового Кодекса однозначно следует, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству. ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД МВД России.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Поскольку в рассматриваемом случае совокупность регистрационных данных, имеющихся по транспортному средству, не позволяет однозначно определить конкретный тип этого транспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом, следует руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, учитывая правовую неопределенность по вопросу, к какому типу автомобилей «грузовой» или «легковой» подлежит отнесению спорный автомобиль «ХАММЕР», суд считает невозможным рассчитать транспортный налог исходя из доводов истца, и руководствуясь 7 ст. 3 НК РФ приходит к выводу о частично удовлетворении его требований, и взыскании с административного ответчика за 2020 год транспортного налога по транспортному средству ХАММЕР H-2 гос. номер: <***> исходя из следующего расчета: ТС как на грузовой автомобиль, величина которого составляет 33 180/105*50 = 15 800 рублей.

В связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика И.И.К. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 632 руб. 00 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 175-180, 289-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Дагестан к И.И.К. о взыскании недоимки по транспортному налогу по транспортному средству ХАММЕР Н-2 за 2020 год в сумме 33180 руб. 00 коп., удовлетворить частично.

Взыскать с И.И.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Дагестан, зарегистрированного по адресу: РД, <адрес>, схз. ФИО1 1-й, <адрес>, ИНН: <***>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Дагестан недоимку по транспортному налогу по транспортному средству ХАММЕР Н-2 за 2020 год в сумме 15 800 (пятнадцать тысяч восемьсот) рублей.

Указанную сумму перечислить по реквизитам - отделение НБ РД Банка России, г.Махачкала, БИК <данные изъяты>.

Получатель: УФК по РД (МРИ ФНС РФ №2 по РД) ИНН <данные изъяты>, КПП 052901001, каз. счет <данные изъяты>.

Транспортный налог: КБК налога <данные изъяты>,

КБК пени <данные изъяты>, ОКТМО <данные изъяты>.

Взыскать с И.И.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 632 (шестьсот тридцать два) руб.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через Сулейман-Стальский районный суд в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2022г.

Судья Шахвеледов А.Г.