Дело номера-3501/2025

УИД 34RS0номер-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волгоград «21» октября 2025 года

Советский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Бондарь А.В.,

при секретаре Ф.И.О.3

рассмотрев административное дело по административному иску МИ ФНС номер по адрес к ФИО1 О.1 о взыскании обязательных платежей,

установил:

административный истец обратился в суд с административным иском к Ф.И.О.1 о взыскании обязательных платежей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на налоговом учете в МИ ФНС номер по адрес состоит Ф.И.О.1, который является плательщиком транспортного налога.

Сведения об имуществе, содержащиеся в налоговых уведомлениях номер от дата, номер от дата, номер от дата, получены административным ответчиком в установленном законом порядке из соответствующих регистрационных органов.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией выставлено требование об уплате налога, пени, штрафа, процентов: номер от дата, срок исполнения требования – дата.

В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по: транспортному налогу с физических лиц: 7860 рублей (2021 год, 2022 год, 2023 год), суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации: 2901 рубль 21 копейка.

Инспекция обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № адрес в пользу Инспекции взыскана заявленная сумма задолженности. Однако, административным ответчиком представлены возражения относительно его исполнения, на основании которых определением суда от дата по делу номера-108-1668/2025, вышеуказанный судебный приказ отменен.

Просит взыскать с Ф.И.О.1 в пользу Межрайонной ИФНС России номер по адрес задолженность по: транспортному налогу с физических лиц: 7860 рублей (2021 год, 2022 год, 2023 год); суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации: 2901,21 рублей.

Представитель административного истца МИ ФНС номер по адрес в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Ф.И.О.1, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С дата вступил в силу Федеральный закон № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение института Единого налогового счета.

Единый налоговый счет ведется в отношении каждого налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов, налогового агента. На нем учитываются денежные средства, перечисленные (признаваемые) в качестве единого налогового платежа, и совокупная обязанность в денежном выражении (пункты 2, 4 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Единый налоговый платеж - это денежные средства, перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента и учитываемые на едином налоговом счете, а также взысканные с такого лица (пункт 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения (абзац 2 пункта 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, требование об уплате формируется один раз на отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщика в установленные законодательством сроки и считается действующим до момента перехода данного сальдо через 0 (или равенства 0).

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности. Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Таким образом, из статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от дата номер-Ф3 были исключены положения об обращении в суд с заявлением о взыскании в пределах сумм, указанных в требовании об уплате задолженности. Следовательно, сумма задолженности подлежит взысканию в размере отрицательного сальдо ЕНС на дату формирования заявления о выдаче судебного приказа.

Следовательно, сумма по заявлению может быть, как больше суммы по требованию об уплате задолженности (в случае, если после выставления требования наступил срок уплаты налога и не был уплачен, а также принимая во внимание, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности), так и меньше (в случае частичного погашения).

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, дата в адрес Ф.И.О.1 направлено налоговое уведомление номер о необходимости уплаты транспортного налога за 2021 год в размере 2620 рублей;

дата в адрес Ф.И.О.1 направлено налоговое уведомление номер о необходимости уплаты транспортного налога за 2022 год в размере 2620 рублей;

дата в адрес Ф.И.О.1 направлено налоговое уведомление номер о необходимости уплаты транспортного налога за 2023 год в размере 2620 рублей.

В налоговых уведомлениях указано транспортное средство, зарегистрированное за административным ответчиком, а именно автомобиль марки «ГАЗ 3110», государственный регистрационный знак <***> (12 месяцев владения).

В адрес Ф.И.О.1 направлено требование об уплате налога номер по состоянию на дата о необходимости уплаты налогов и сборов в срок до дата. Доказательств погашения указанной задолженности не имеется, в связи с чем обязанности направить новое требование у налогового органа не имеется.

дата мировым судьей судебного участка номер Советского судебного района г. Волгограда адрес был выдан судебный приказ на взыскание с Ф.И.О.1 в пользу МИ ФНС номер по адрес задолженности по транспортному налогу, пени.

Определением мирового судьи судебного участка номер Советского судебного района г. Волгограда адрес, и.о. мирового судьи судебного участка номер Советского судебного района г. Волгограда адрес от дата вышеуказанный судебный приказ отменен.

Обращаясь в суд с настоящим иском дата, то есть в пределах установленного законом срока, административный истец указал, что за Ф.И.О.1 по состоянию на момент подачи иска числится задолженность по: транспортному налогу с физических лиц: 7860 рублей (2021 год, 2022 год, 2023 год); суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации: 2901,21 рублей.

Доказательств, свидетельствующих об уплате недоимки и пени, административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Ф.И.О.1 в пользу МИ ФНС России номер по адрес задолженность по транспортному налогу в размере 7860 рублей (2021 год, 2022 год, 2023 год), поскольку срок обращения в суд за взысканием данных платежей не пропущен, доказательств оплаты административным ответчиком не представлено.

Разрешая требования административного истца о взыскании пени в размере 2901,21 рублей, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) являются пени.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Так, административный истец при подаче иска ограничился только указанием размера пени, не приводя период начисления пени, лишая суд возможности проверить не утрачена ли возможность удовлетворения требования акцессорного характера. Из приложенного к административному исковому заявлению арифметического расчета пени следует, что административным истцом пеня рассчитана за 2019 год, 2021-2023 года.

дата в адрес административного истца судом направлялся запрос о предоставлении расчета пени, сведений (документов), подтверждающих правильность расчета начисленных пеней, сведения об уплате недоимки по налогу, послужившие основанием для начисления пени.

При этом, актуального расчета сумм пени, заявленной ко взысканию налоговым органом, с указанием периода, за который она была начислена, и суммы задолженности по налогу на который пени были начислены, суду представлено не было. В связи с чем, суд лишен возможности установить период, за который исчислена сумма пени, а также проверить правильность ее расчета.

При изложенных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения административного иска в части взыскания с Ф.И.О.1 суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с п.п. 1 п.11 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в размере 2901,21 рублей.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата номер «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Аналогичные правила содержатся в подпункте 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Статья 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень категорий плательщиков, которые освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.

Учитывая, что МИ ФНС России номер по адрес освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, и требования административного истца удовлетворены, то в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика Ф.И.О.4 подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа город – герой Волгоград, исходя из расчета, установленного пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск МИ ФНС номер по адрес к ФИО1 О.1 о взыскании обязательных платежей – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 О.1, дата года рождения, (ИНН <***>) в пользу Межрайонной ИФНС России номер по адрес: транспортный налог с физических лиц: 7 860 (семь тысяч восемьсот шестьдесят) рублей (2021 год, 2022 год, 2023 год).

Взыскать с ФИО1 О.1, дата года рождения, (ИНН <***>) в доход муниципального образования городской округ город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.

Судья подпись А.В. Бондарь

Справка: мотивированный текст решения составлен дата.

Судья подпись А.В. Бондарь