КОПИЯ
52RS0013-01-2022-001215-90
2а-2708/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2022 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Зезюна А.М.,
при секретаре Лавриченко Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу, пени,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №18 по Нижегородской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности в размере 7459,99 рублей, в том числе: налог на доходы физических лиц за 2019 год в размере 7304,88 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 155,11 рублей за период с 02.12.2020 по 08.02.2021.
В обоснование требований указано, что согласно сведениям Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области ФИО1 являлся налогоплательщиком налога на доходы физических лиц за 2019 г., в связи с чем у нее возникла обязанность по уплате соответствующего вида налога, в связи с неисполнением которой в срок, ей направлено требование. Поскольку требование налогового органа в установленный срок исполнено не было, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, однако по заявлению ответчика судебный приказ отменен.
В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте его проведения, представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания не явилась, о причинах неявки не сообщила, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в свое отсутствие, прекратить производство по делу, поскольку определение Арбитражного суда Томской области от 30.12.2019 по делу № А67-14371/2019 было принято заявление о признании должника ФИО1 несостоятельной (банкротом) и назначена дата судебного разбирательства. Решением Арбитражного суда Томской области от 20.03.2020 по делу № А67-14371/2019 ФИО1 признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества сроком на шесть месяцев. Определением Арбитражного суда Томской области от 29.10.2020 по делу № А67-14371/2019 процедура реализации имущества была завершена с применением последствий, установленных п. 3 ст. 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Таким образом, истец должен был предъявить свои требования к ответчику в рамках процедуры банкротства, в связи с чем, на основании п. 3 ст. 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», после завершения всех расчетов с кредиторами, гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина.
На основании ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.
Изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 207 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 3 статьи 13, пункт 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу положений статей 208 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Из пунктов 1, 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 данного кодекса (в размере 13 процентов), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 названного кодекса, с учетом особенностей, установленных его главой 23.
Положениями статей 228 и 229 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), обязаны представить в налоговый орган по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налоговую декларацию и в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплатить сумму налога, исчисленную исходя из налоговой декларации.
Согласно пункту 5 ст.226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В силу п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).
Ст.52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть в том числе направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 6 ст. 45 КАС РФ).
Из материалов дела судом установлено, что КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) являясь налоговым агентом, предоставил налоговому органу справку по форме 2-НДФЛ за 2019 год №16451 от 28.02.2020 с указанием суммы налога, не удержанного налоговым агентом в размере 123782,98 рублей, что подтверждается справкой о доходах от 28.02.2020.
Списком почтовых отправлений №1226593 от 27.09.2020 подтверждается, что в адрес налогоплательщика заказной почтой направлено налоговое уведомление №11296985 от 03.08.2020, в котором указано на необходимость уплатить сумму НДФЛ за 2019 год в размере 16 092 рублей, в срок, указанный в п. 1 ст. 409 НК РФ (не позднее 01.12.2020).
Доказательств уплаты налога в полном объеме в установленный законом срок административным ответчиком не представлено, согласно административному исковому заявлению налогоплательщиком произведено частичное погашение задолженности 13.12.2021 в общем размере 8787,12 рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст.45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст.69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику по общему правилу не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Согласно п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2 ст.69 НК РФ).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
В силу п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Положениями ст.75 НК РФ закреплено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из расчета, представленного административным истцом, в связи с неуплатой указанной задолженности административному ответчику начислены пени по налогу на доходы физических лиц за период с 02.12.2020 по 08.02.2021 в размере 157,30 руб.
Согласно списку почтовых отправлений №1461114 от 16.02.2021 административным истцом заказной почтой в адрес ФИО1 направлено требование №2853 по состоянию на 09.02.2021, в котором указано на наличие задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. в размере 16092,00 руб., пени за период с 02.12.2020 по 08.02.2021 в размере 157,30 руб., указано на необходимость погасить задолженность в срок до 06.04.2021.
Таким образом, учитывая, что добросовестность лиц, участвующих в деле предполагается, суд приходит к выводу, что налоговый орган надлежащим образом уведомил налогоплательщика о суммах налога и пени путем направления налогового уведомления и требования в адрес административного ответчика посредством заказной почты, а значит, административным истцом соблюден порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Доказательств уплаты задолженности по налогу и пене в полном объеме суду не представлено, соответственно, суд приходит к выводу, что на данный момент у административного ответчика имеется неисполненная обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2019 г. в размере 7304,88 руб. и пени за период с 02.12.2020 по 08.02.2021 в размере 155,11 руб. с учетом частичных оплат задолженности.
Как следует из доводов административного ответчика, административный истец должен был предъявить свои требования к ответчику в рамках процедуры банкротства, в связи с чем, на основании п. 3 ст. 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», после завершения всех расчетов с кредиторами, гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина.
30.12.2019 определением Арбитражного суда Томской области по делу №А67-14371/2019 принято заявление ФИО1 о признании несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу.
Решением Арбитражного суда Томской области от 20.03.2020 ФИО1 признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества сроком на шесть месяцев.
29.10.2020 определением Арбитражного суда Томской области завершена процедура реализации имущества гражданина в отношении ФИО1 с применением последствий, установленных п. 3 ст. 213.28 ФЗ от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Исходя из части 1 статьи 5 Закона о банкротстве, в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Датой окончания налогового периода 2019 года по спорному налогу, заявленному ко взысканию в рамках настоящего спора, является 31 декабря 2019 года.
При этом, в силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов возникла у административного ответчика не ранее даты получения налогового уведомления №11296985 от 03.08.2020 и не позднее 01.12.2020, то есть обязательства возникли после возбуждения производства по делу о банкротстве (30.12.2019), в том числе после признания ФИО1 несостоятельным (банкротом), введения процедура реализации имущества (20.03.2020), следовательно, заявленная ко взысканию задолженность относится к текущим платежам.
Сведений о предъявлении требования об уплате налога на доходы физических лиц за 2019 г. и пени налоговым органом в рамках дела о банкротстве в деле отсутствуют.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, доводы административного ответчика являются несостоятельными, поскольку предъявленная ко взысканию задолженность по обязательным платежам и пене являются текущими платежами, административный ответчик не освобожден от их уплаты, соответственно, заявленные требования налогового органа являются законными и обоснованными.
В связи с неуплатой налога административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
В п.2 ст.48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налога, пеней подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Учитывая, что срок для добровольного исполнения требования №2853 от 09.02.2021 об оплате недоимки административному ответчику был установлен до 06.04.2021, сумма налоговой задолженности превышала 3000 рублей, следовательно, шестимесячный срок для обращения к мировому судье о взыскании задолженности истекал 06.10.2021 (06.04.2021 + 6 месяцев), соответственно не был пропущен (судебный приказ вынесен 18.08.2021).
24.12.2021 определением мирового судьи судебного участка №4 Выксунского судебного района Нижегородской области судебный приказ о взыскании указанной задолженности с ФИО1 отменен по заявлению должника.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Принимая во внимание, что судебный приказ отменен определением мирового судьи от 24.12.2021, а с настоящим административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области обратилась в Выксунский городской суд Нижегородской области 31.05.2022, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте, суд приходит к выводу, что срок обращения за взысканием налоговой задолженности административным истцом не пропущен.
С учетом изложенного, административные исковые требования о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу и пени подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.
В силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Как разъяснено в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из размера удовлетворенных судом требований, с учетом положений ст.333.19 НК РФ, п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с административного ответчика в доход Муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 286, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 7459,99 рублей, из которых:
- 7304,88 рублей налог на доходы физических лиц за 2019 год;
- 155,11 рублей пени по налогу на доходы физических лиц за период с 02.12.2020 по 08.02.2021.
Взыскание налога, пени осуществить по следующим реквизитам:
№40102810745370000024 в БИК: 012202102,
Волго-Вятское ГУ Банка России // Управление Федерального казначейства по Нижегородской области г. Нижний Новгород,
Получатель платежа: Межрайонная инспекция №7 по Нижегородской области,
ИНН/КПП: <***>/525201001,
Код ОКАТО (ОКТМО): 22715000,
КБК: 18210102030011000110 – налог на доходы физических лиц,
КБК: 18210102030012100110 – пени по налогу на доходы физических лиц.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: (подпись) А.М. Зезюн
Мотивированный текст решения изготовлен 06 октября 2022 года.
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий судья: А.М. Зезюн
Секретарь: Д.Е. Лавриченко
«___»_________2022г.
Подлинный документ подшит в деле 2а-2708/2022 в Октябрьском районном суде г.Томска