Дело № 2а-3060/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2022 года г. Новосибирск
Кировский районный суд г.Новосибирска в лице судьи Головачёвой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Протченко М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 17 по Новосибирской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 17 по Новосибирской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме 15 281 руб. и пени за период с 19.02.2020 по 24.02.2020 в размере 18 руб. 34 коп., задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 490 руб. и пени за период с 03.12.2019 по 24.02.2020 в размере 8 руб. 57 коп., а всего 15 797 руб. 91 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что на налоговом учете в МИФНС России № 19 по Новосибирской области состоит ФИО1, который является собственником транспортных средств: БМВ 740I, г/н № (с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ); Лада 211440 Самара, г/н № (с 09.0.2012 по настоящее время).
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год и налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год. Затем ФИО1 было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога до ДД.ММ.ГГГГ, однако ответчик задолженность перед бюджетом не погасил. По заявлению административного истца был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогу с ФИО1, который был отменен.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектами налогообложения, согласно статье 358 Налогового кодекса РФ, являются следующие виды транспортных средств - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (мощность двигателя) и налоговой ставки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ транспортный налог исчисляется на основании данных органов осуществляющих учет и (или) регистрацию недвижимого имущества или транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, расположенных на подведомственной им территории, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 в 2018 году являлся собственником транспортного средства Лада 211440 Самара, г/н № (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается ответом 1 межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).
Кроме того, из ответа 1 межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в собственности ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился также автомобиль БМВ 740I, г/н № (л.д.47).
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно представленным в материалы дела налоговым уведомлениям № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), ответчику был начислен транспортный налог за 2017 и за 2018 годы, исходя из следующего расчета:
1) БМВ 740I, г/н №: 326 л/с*1*112 руб. 50 коп. *12/12= 36 675 руб.;
2) Лада 211440 Самара, г/н №: 81,60 л/с*1*6 руб.*12/12= 490 руб.
Вместе с тем, налог за автомобиль БМВ 740I, г/н №ДД.ММ.ГГГГ год сторнирован, в связи с чем, ответчику необходимо было уплатить только налог за автомобиль Лада 211440 Самара, г/н №.
Факт направления налогоплательщику ФИО1 налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается реестром отправки (л.д.15). Согласно данному налоговому уведомлению транспортный налог подлежал уплате до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15). Доказательств направления в адрес налогоплательщика налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2017 год материалы дела не содержат.
В установленные сроки административный ответчик задолженность по транспортному налогу не погасил.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Административным истцом в материалы дела представлено требование № об уплате налога, в соответствии с которым ФИО1 предложено уплатить транспортный налог по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ (то есть за 2018 год) в сумме 490 руб., а также транспортный налог по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 281 руб. до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Данное требование направлено ФИО1 заказным письмом и вручено 05.03.2020 (л.д.12-оборот).
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу пункта 3 указанной статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 2 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч.6 ст.289 КАС РФ).
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты транспортного налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением сроков – следующий день после её представления.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 22.04.2014 № 822-О, в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.
Принимая во внимание, что срок исполнения налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, то днем выявления недоимки является ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год, налоговый орган обязан был в течение трех месяцев, начиная с 03.12.2018 направить ему соответствующее требование. Таким образом, последним днем направления требования должно являться 03.03.2019.
В определении о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства административному истцу предлагалось представитель доказательства, подтверждающие направление ФИО1 налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2017 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, а также доказательства, подтверждающие выставление ФИО1 требования об уплате транспортного налога за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018 и его направления налогоплательщику (л.д.44-45). Копия данного определения была направлена административному истцу вместе с судебной повесткой и получена 25 июля 2022 года, однако ни к установленному в определении сроку, ни к судебному заседанию таких доказательств административным истцом не представлено.
Поскольку налоговым органом не представлены доказательства соблюдения процедуры взыскания налоговых обязательств, в частности, доказательств направления ФИО1 налогового уведомления и требования об уплате транспортного налога за 2017 год, суд приходит к выводу о невозможности взыскания указанного налога в судебном порядке.
Кроме того, административным истцом пропущен срок предъявления в суд иска о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год.
Так, как было указано выше, налоговый орган обязан был направить требование об уплате транспортного налога за 2017 год до 03.03.2019.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и полежит исполнению в течение восьми дней с даты получения (пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.
Принимая во внимание, что требование об уплате транспортного налога за 2017 год должно было быть направлено налогоплательщику ФИО1 не позднее 03.03.2019 (в течение 3 месяцев после 03.12.2018), то оно должно было быть исполнено не позднее 23.03.2019 (6 + 8 рабочих дней).
Поскольку задолженность по уплате транспортного налога за 2017 год превышала 3 000 руб., то с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанной недоимки налоговый орган должен был обратиться к мировому судье не позднее 23.09.2019 (в течение 6 месяцев).
Как следует из содержания определения об отмене судебного приказа от 30.11.2021, обращение к мировому судье имело место 16.06.2020 (л.д.16), то есть с пропуском сроков, установленных налоговым законодательством.
Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
Последующее обращение административного истца с иском о взыскании задолженности в пределах шестимесячного срока, исчисляемого со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, как того требуют положения пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае, не свидетельствует о соблюдении Инспекцией установленных действующим законодательством сроков взыскания.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не заявлено.
Принимая во внимание, что административным истцом срок обращения в суд пропущен без уважительной причины, а также, что налоговым органом не представлено доказательств соблюдения процедуры взыскания налоговых обязательств, заявленное требование о взыскании транспортного налога за 2017 год не подлежит удовлетворению.
Срок на подачу заявления о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2018 год, исчисляемый с даты получения налогоплательщиком ФИО1 требования № от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа не истек.
Согласно положению абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исковое заявление было подано административным истцом в электронном виде 27.04.2022 (л.д.22), то есть в шестимесячный срок со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
При указанных обстоятельствах, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих своевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2018 год за автомобиль Лада 211440 Самара, г/н № в сумме 490 руб., суд приходит к выводу о взыскании указанной задолженности с ответчика.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки подлежит уплате пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно представленному истцом расчету (л.д.12), сумма пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год за период 03.12.2019 по 24.02.2020 составила 8 руб. 57 коп. ((490 руб. х 6,5/100/300 х 13 дней) + (490 руб. х 6,25/100/300 х 56 дней) + (490 руб. х 6/100/300 х 15 дней) = 8 руб. 57 коп.).
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ взысканию с административного ответчика ФИО1 в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ :
Требования Межрайонной ИФНС России № 17 по Новосибирской области удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: , в доход местного бюджета задолженность по уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 490 руб., пени в размере 8 руб. 57 коп., а всего 498 (четыреста девяносто восемь) руб. 57 коп.
В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 17 по Новосибирской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени за неуплату транспортного налога за 2017 год отказать.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: , в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Кировский районный суд г.Новосибирска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 23 августа 2022 года.
Судья (подпись) Н.В. Головачёва
Подлинник решения находится в административном деле № 2а-3060/2022 Кировского районного суда г.Новосибирска (уникальный идентификатор дела № 54RS0005-01-2022-002721-20).
По состоянию на 23.08.2022 решение не вступило в законную силу.