№ 2а-1951/2025

64RS0047-01-2025-002500-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2025 г. город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Апокина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Хрипко В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по налогам,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области (далее – МРИФНС № 20 по Саратовской области) предъявила административный иск к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по налогам. Требования административного истца мотивированы тем, что ФИО3 принадлежало недвижимое имущество: жилой дом, общей площадью 779,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № №, хозяйственное строение или сооружение, расположенное по указанному адресу с кадастровым №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. В адрес налогоплательщика направлялись уведомления на уплату налога на имущество за 2021 г. в сумме 21 285 руб., земельного налога за 2022 г. в сумме 9 008 руб. № 9617596 от 01 сентября 2022 г., на уплату налога на имущество за 2022 г. в сумме 23 413 руб., земельного налога за 2022 г. в сумме 9 008 руб.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ, ФИО3 направлено налоговое требование от 23 июля 2023 г. № 92382 г. Мировым судьей был вынесен судебный приказ от 22 апреля 2024 г. о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций. Судебный приказ отменен 04 февраля 2025 г. На момент подачи административного иска ФИО1, ФИО2 задолженность по налогам оплатили.

На основании изложенного административный истец с учетом уточнений просит взыскать с ФИО1, ФИО2 задолженность по налогу на имущество за 2021 г. в сумме 21 285 руб., налога на имущество за 2022 г. в сумме 23 413 руб., земельного налога за 2021 г. в сумме 9 008 руб., земельного налога за 2022 г. в сумме 9 008 руб., пени в сумме 12 795 руб. 23 коп.

Представитель административного истца и административные ответчики, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Суд с учетом положений ст. 150 и ч. 2 ст. 289 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя административного истца, административных ответчиков.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Судом установлено, что в 2021-2022 гг. ФИО3 принадлежало недвижимое имущество:

- жилой дом, общей площадью 779,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №,

- хозяйственное строение или сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым №,

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).

Исходя из положений п. 8 статьи 401 НК РФ сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, исчисляется с учетом положений п. 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений п.п. 4-6 настоящей статьи; Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном п. 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса, без учета положений п.п. 4.6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений п.п. 4-6 настоящей) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст. 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом РФ. «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года; К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса; 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса; 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса; 0,8 - применительно к четвертому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 настоящего Кодекса.

Согласно решению Саратовской городской Думы от 23 ноября 2017 г. № 26-203 «О налоге на имущество физических лиц» с 1 января 2018 г. на территории города Саратова установлена ставка налога на имущество физических лиц в отношении домов - 0,3 процента.

С учетом приведенных норм закона за 2021-2022 гг. ФИО3 должна была оплатить налог на имущество физических лиц в размере 21 285 руб. за 2021 г., налог на имущество физических в размере 23 367 руб. за 2022 г.

Данный расчет административным ответчиком не оспорен, судом проверен и сомнений не вызывает.

Судом установлено, что ФИО3 в 2021-2022 гг. принадлежал земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).

На основании ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ).

Налоговым периодом для уплаты земельного налога признается календарный год (ст.393 НК РФ).

Решением Совета Энгельсского муниципального образования Воскресенского муниципального района от 27 ноября 2013 г. № 51/01 «Об установлении земельного налога на территории Энгельсского муниципального образования Саратовской области» установлена налоговая ставка на земли сельскохозяйственного назначения - 0,3 процента в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

С учетом приведенных норм закона за 2021-2022 г. ФИО3 должна была оплатить земельный налог в размере 9 008 руб. + 9 008 руб., исходя из формулы: кадастровая стоимость * налоговая ставка * доля в праве * количество месяцев владения.

Данный расчет административными ответчиками не оспорен, судом проверен и сомнений не вызывает.

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

В адрес налогоплательщика направлялись уведомления на уплату налога на имущество за 2021 г. в сумме 21 285 руб., земельного налога за 2022 г. в сумме 9 008 руб. № 9617596 от 01 сентября 2022 г., на уплату налога на имущество за 2022 г. в сумме 23 413 руб., земельного налога за 2022 г. в сумме 9 008 руб.

В установленный законом срок налог ФИО3 оплачен не был.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Налоговым органом ФИО3 начислены пени по задолженности по налогу на имущество до 01 января 2023 г. за недоимку за 2020 год на сумму 19 350 руб. за 198 дней в размере 1 270 руб., за недоимку 21 285 руб. за 30 дней в размере 159 руб. 64 коп.

Налоговым органом ФИО3 начислены пени по задолженности по земельному налогу до 01 января 2023 г. за недоимку за 2020 год на сумму 9 008 руб. за 198 дней в размере 591 руб., за недоимку 9 008 руб. за 30 дней в размере 67 руб. 56 коп.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», по состоянию на 1 января 2023 года сформировано вступительное сальдо ЕНС на основании сведений, имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022.

При формировании начального сальдо на ЕНС учитываются прямые платежи от налогоплательщика и другие средства, которые ему причитаются (возмещаемый НДС, проценты на излишние взыскания, переплаченные налоги и другие суммы), за исключением переплаты, указанной в пунктах 3, 5 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и зарезервированных сумм.

Согласно пункту 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации положительное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента на основании заявления, представленного в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно сведениям Инспекции с 01.01.2023 по 01.12.2023 у Налогоплательщика образовалось отрицательное сальдо ЕНС в общей сумме 6 189 руб. 63 коп., за период с 01 декабря 2023 г. по 04 марта 2024 г. за 94 дн. В сумме 91 072 руб.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ ФИО1 направлено налоговое требование от 23 июля 2023 г. № 92382 со сроком исполнения до 16 ноября 2023 г., которое в полном объеме исполнено не было.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Как установлено абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

22 апреля 2024 г. мировым судьей судебного участка № 4 Октябрьского района г. Саратова вынесен судебный приказ по делу № 2а-1604/2024.

Судебный приказ о взыскании с ФИО1 был отменен 04 февраля 2025 г., административный иск предъявлен в суд 23 мая 2025 г., то есть в установленный законом 6 месячный срок.

При вынесении судебного приказа соблюдение срока на взыскание обязательных платежей и санкций проверялось.

Разрешая административные исковые требования, суд учитывает следующие положения закона и установленные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей; родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

В силу пункта 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов.

Как следует из решения Октябрьского районного суда г. Саратова от 18 декабря 2024 г. по гражданскому делу № 2-208/2024 ФИО3, <дата> года рождения является дочерью административных ответчиков, ФИО1 и ФИО2

Сторонами не оспаривалось и судом установлено, что <дата> брачные отношения между ФИО1 и ФИО2 прекращены.

При указанных обстоятельствах административные ответчики ФИО1 и ФИО2 в виду возраста их несовершеннолетнего ребенка должны исполнять обязательства по уплате налогов и сборов в равных долях.

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января 2023 года) усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа (далее - ЕНП) при введении с 1 января 2023 года института Единого налогового счета (далее - ЕНС).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином итоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления; 2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате; 3) пени; 4) проценты; 5) штрафы.

В период рассмотрения дела в суде 29 июля 2025 г. административным ответчиком ФИО1 внесены на расчетный счет налогового органа денежные средства в размере 37 754 руб. 62 коп. с указанием назначения платежа в точном соответствии с требованиями настоящего административного иска, то есть погашена недоимка налогу на имущество, земельному налогу, а также пени в размере 50% за несовершеннолетнюю ФИО3

В соответствии с частью 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично, изложенное означает не только возможность формально признать иск, но и заплатить предъявленную сумму обязательных платежей и санкций.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 20.07.2016 N 1561-0, в соответствии с частью первой статьи 39 ГПК Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Такое нормативное регулирование вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются, главным образом, по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года № 2-П и от 26 мая 2011 года N 10-П).

Суд при разрешении административного иска полагает, что указанная правовая позиция полностью применима и в административном судопроизводстве при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций.

Поэтому при наличии волеизъявления налогоплательщика, являющегося административным ответчиком, на уплату конкретного налога и/или иного обязательного платежа (страхового взноса) за конкретный период, выраженного в платежном документе банка и выплаченного после предъявления административного искового заявления, налоговая инспекция не вправе изменить назначение платежа и направить перечисленные налогоплательщиком суммы на погашение имеющихся у него иных более ранних недоимок в порядке ст.45 НК РФ, поскольку это будет нарушать конституционное право административного ответчика на судебную защиту.

По мнению суда применение налоговым органом положений ст. 11.3 и п.8 ст.45 НК РФ возможно лишь при отсутствии судебного спора в период осуществления такого налогового платежа.

В случае если же в производстве суда имеется дело о взыскании обязательных платежей и санкций, то уплата задолженности по предъявленному административному иску должна приводить к окончанию производства по административному делу, а не вести к множественности судебных споров.

Изложенное также согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 ноября 2014 г. N 28-П о том, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Поскольку административным ответчиком ФИО1 осуществлен платеж по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени, до вынесения решения суда, суд приходит к выводу, что указанная задолженность у ответчика отсутствует, в связи с чем отказывает административному истцу в заявленных требованиях к административному ответчику ФИО1

Однако материалы дела не содержат доказательств исполнения обязательств по уплате налогов и пени со стороны законного представителя ФИО2, которая составляет согласно по налогу на имущество за 2021 год в размере 10 642 руб. 50 коп., по налогу на имущество за 2022 год в размере 11 706 руб. 50 коп., по земельному налогу за 2021 год в размере 4 504 руб., по земельному налогу за 2022 год в размере 4 504 руб., пени в общем размере 6 397 руб. 61 коп.

Исходя из положений ст. 114 КАС РФ и 333.16 НК РФ с ФИО2 в доход муниципального образования «Город Саратов» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 (ИНН <***>) в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области задолженность по налогу на имущество за 2021 г. в сумме 10 642 руб. 50 коп., налогу на имущество за 2022 год в размере 11 706 руб. 50 коп., по земельному налогу за 2021 год в размере 4 504 руб., по земельному налогу за 2022 год в размере 4 504 руб., пени в общем размере 6 397 руб. 61 коп.

Взыскать с ФИО2 в доход муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в размере 2 000 руб.

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном форме.

Судья: Д.В. Апокин

В окончательной форме решение изготовлено 02 октября 2025 г.