Дело 2а-1894/2022
УИД 55RS0005-01-2022-002737-44
Строка статотчета 3.198
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2022 года город Омск
Первомайский районный суд в составе председательствующего судьи Карева Е.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сущенко В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № по обратилась в Первомайский районный суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, в обоснование заявленных требований указав, что ФИО1 в период № гг. владел на праве собственности земельным участком и транспортным средством. Следовательно, является плательщиком земельного и транспортного налогов. Налоговый орган исчислил в отношении имущества налогоплательщика сумму и направил в адрес налогоплательщика налоговые уведомления. В связи с неуплатной в установленный срок суммы налога, в соответствие со статьями 69, 70 НК РФ ответчику направлены требования, в которых сообщалось о необходимости уплатить исчисленные суммы налога и пени. В связи с тем, что в установленный срок сумма налога не уплачена в полном объеме, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, на основании которого вынесен судебный приказ, однако, в связи с поступившими возражениями от налогоплательщика, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ отменен. На основании изложенного, в соответствии с положениями НК РФ, КАС РФ, административный истец просит взыскать со ФИО1 недоимку по земельному налогу за № г. в размере 32 руб., пени по земельному налогу за 2017 г. в размере 1,69 руб., по земельному налогу за 2018 г. в размере 56 руб., пени по земельному налогу за 2018 г. в размере 2,27 руб., по транспортному налогу за 2019 г. в размере 10 697 руб. пени по транспортному налогу за 2019 г. в размере 71,22 руб.
В процессе судебного разбирательства, административным истцом подано ходатайство, в котором налоговый орган просил восстановить срок на подачу настоящего административного иска, поскольку ранее предпринимались меры по обращению с иском в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по участия не принимал, административный истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно представленным письменным пояснениям представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № по ФИО2, действующего на основании доверенности, платеж от ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 133 руб. был зачтен в счет задолженности за № гг.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании указал ДД.ММ.ГГГГ, что ему вменяется не уплата транспортного налога за 2019 г. в размере 10 697 руб. Однако, указанный налог в размере 1 652 руб. начислен по автомобилю «Тойота пробокс», гос. номер №, который ему давно не принадлежит. Оставшуюся часть транспортного налога готов уплатить добровольно. Представил чек об уплате ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога в размере 9 133 руб.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик, в том числе, обязан уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом п. 4 ст. 391 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Транспортный налог введен на территории Омской области Законом Омской области «О транспортном налоге» от 18.11.2002 года № 407-ОЗ.
С 01.01.2015 года налог на транспортное средство уплачивается налогоплательщиками в срок, установленный НК РФ, поскольку Законом Омской области от 28.07.2014 года № 1652-ОЗ исключена ч. 3 ст. 4 Законом Омской области «О транспортном налоге» от 18.11.2002 года № 407-ОЗ, предусматривавшая срок уплаты налога на уровне субъекта РФ.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных названной главой.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом названного пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором названного пункта.
По правилам п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции Федерального закона от 23.11.2015 года № 320-ФЗ).
Налоговым периодом по транспортному налогу, признается календарный год (ст. ст. 360 НК РФ).
Перечень налоговых ставок приведен в ст. 361 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в пункте 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
В силу ст. 2 Закона Омской области «О транспортном налоге» от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в указанных в настоящей статье размерах.
Судебным разбирательством установлено, что ФИО1 в заявленный административным истцом период – № гг. являлся собственником №
Также, судом установлено, что ФИО1 являлся собственником транспортных средств:
№
№.
Согласно п.п. 2,4 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, административному ответчику направлялись налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате, в том числе земельного налога за № г. в размере 32 руб. (л.д. 15-16), № № от № г. об уплате, в том числе земельного налога за №. в размере 56 руб. (л.д. 20-21), № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в том числе транспортного налога за № года в общем размере 10 697 руб. (л.д. 25-26).
Указанные налоги в установленные в уведомлении сроки в полном объеме оплачены не были.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 НК РФ обеспечивается начислением пени.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 названного Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неуплатой налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок ФИО1 были начислены пени:
в размере 1,69 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку по земельному налогу за № г. в сумме 32 руб.,
в размере 2,27 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку по земельному налогу за № г. в сумме 56 руб.,
в размере 71,22 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку по транспортному налогу за № год в размере 10 697 руб.
В связи с неуплатой налогов, в установленные в уведомлениях сроки, ФИО1 заказными почтовыми отправлениями направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в размере 32 руб. и пени в размере 1,69 руб. (л.д. 17-19), № от ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в размере 56 руб., пени в размере 2,27 руб. (л.д. 22-24), № руб. от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 10 697 руб., пени в размере 71,22 руб. (л.д. 27-29).
Указанные требования не были исполнены налогоплательщиком, что явилось основанием для обращения ДД.ММ.ГГГГ налогового органа с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа и взыскании со ФИО1 обязательных платежей и санкций, на основании которого мировым судьей судебного участка № в Первомайском судебном районе в вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ (производство №).
Определением мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен, производство по делу № прекращено.
В настоящем административном исковом заявлении, поступившем в районный суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-7, 35) административный истец просит взыскать со ФИО1 недоимку по земельному налогу за № г. в размере 32 руб., пени по земельному налогу за № г. в размере 1,69 руб., по земельному налогу за № г. в размере 56 руб., пени по земельному налогу за № г. в размере 2,27 руб., по транспортному налогу за № г. в размере 10 697 руб. пени по транспортному налогу за № г. в размере 71,22 руб.
При этом, административный ответчик, возражая против взыскания транспортного налога за № г. в сумме 10 697 руб., указывает, что данный налог в размере 1 652 руб. начислен по автомобилю «№», гос. номер №, который ему давно не принадлежит. Оставшуюся часть транспортного налога и пени он уплатил ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 133 руб.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценивая указанные доводы, суд отмечает, что согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог за 2019 год ФИО1 исчислен в отношении транспортного средства марки «№», государственный регистрационный знак №, в размере 9 045 руб. и транспортного средства, марки «№», государственный регистрационный знак №, в размере 1 652 руб.
При этом, согласно сведениям МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 собственником транспортного средства, марки «№», государственный регистрационный знак №, не является, в связи с его продажей.
Таким образом, оснований для начисления ФИО1 транспортного налога в размере 1 652 руб. в отношении данного транспортного средства и предъявления его ко взысканию, с начислением пени на данную недоимку в размере 11 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у налогового органа, не имелось.
В связи с чем, в данной части требования налогового органа удовлетворению не подлежат.
Относительно транспортного налога за № г. исчисленного в отношении транспортного средства, марки «№», государственный регистрационный знак № в размере 9 045 руб. и пени размере 60,22 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начисленные на данную недоимку, суд отмечает следующее.
Согласно представленной в материалы дела чек по операции от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произведена оплата в сумме 9 133 руб., назначение платежа указано: уплата транспортного налога за № г. по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, согласно письменным пояснениям административного истца, денежные средства, уплаченные ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 133 руб., в связи с тем, что в представленной налоговому органу информации из банка, в поле «107» не указан показатель налогового периода, за который осуществляется оплата, зачтены в счет задолженности за № г., в порядке хронологии.
Вместе с тем, Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, являющихся приложением № к приказу Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, предусмотрены реквизиты, которые должны быть указаны в распоряжении о переводе денежных средств. В частности, в реквизите «106» распоряжения указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: «ТП - платежи текущего периода, «ЗД» - погашение задолженности, по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное.
В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").
При погашении отсроченной, рассроченной, реструктурируемой задолженности, погашении приостановленной к взысканию задолженности, погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) или погашении задолженности в ходе проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, погашении инвестиционного налогового кредита в показателе налогового периода в формате «день.месяц.год» указывается конкретная дата, например: "05.09.2013", которая взаимосвязана с показателем основания платежа (пункт 7 настоящих Правил) и может обозначать, если показатель основания платежа имеет значение:
«ЗД» - срок уплаты, установленный в требовании налогового органа об уплате налогов (сборов); дата завершения приостановления взыскания (п. 8 Правил).
В реквизите «Назначение платежа» распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в соответствии с правилами осуществления перевода денежных средств и настоящим Порядком (п. 13 Правил):
Как следует из чека, представленного ФИО3, основание платежа «106» указано «ЗД» (погашение задолженности, по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное), назначение платежа - уплата транспортного налога за 2019 г. по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает, что неверное указание либо неуказание налогоплательщиком каких-либо реквизитов в платежном документе об уплате налога само по себе не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания реквизитов в платежном документе.
При этом, согласно представленному чеку от ДД.ММ.ГГГГ сумма, уплаченная по нему в размере 9 133 руб., погашает суммы, выставленные к уплате по транспортному налогу за № г. в размере 9 045 руб. и пени, насчитанную на данную недоимку.
Наличие оснований для зачета денежных средств, уплаченных налогоплательщиком по данному чеку, с учетом указания в назначении платежа, как уплата по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ за более ранний период, административным истцом не доказано, и судом не установлено.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что транспортный налог за № г. уплачен в размере 9 045 руб. и пени в размере 60,22 руб., платежом от ДД.ММ.ГГГГ
Доказательств, обратному, административным истцом не представлено.
В связи с чем, заявленные административным истцом требования о взыскании со ФИО1 транспортного налога за № год в размере 9 045 руб. и пени в размере 60,22 руб., за период № г. по № г. начисленные на недоимку по транспортному налогу за № г. в размере 9 045 руб., удовлетворению не подлежат.
Относительно требований о взыскании с административного истца земельного налога за № гг., суд полагает расчет, произведенный налоговым органом верным, в соответствии с требованиями НК РФ.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом, суд отмечает, что абз. 4 п. 1 и абз. 1 п. 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 374-ФЗ) было предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом (таможенным органом) в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в абзаце четвертом пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации цифры «3000» заменены цифрами «10000» (пункт 9 статья 1). Указанная норма вступила в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2 статьи 9).
Следовательно, исходя из расчета общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица по всем требованиям, выставленным в течение трех лет, определяется специальный срок на обращения налогового органа с заявлением о взыскании.
Как следует из административного иска и представленных к нему материалов, административному ответчику направлялось требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в размере 32 руб. и пени в размере 1,69 руб. (л.д. 17-19), № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в размере 56 руб., пени в размере 2,27 руб. (л.д. 22-24), № руб. от ДД.ММ.ГГГГ об уплате до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога в размере 10 697 руб., пени в размере 71,22 руб. (л.д. 27-29).
Налоговый орган указывает, что поскольку общая сумма налога, пеней превысила 10 000 рублей (абз. 4 п. 1 и абз. 1 п. 2 статьи 48 НК РФ в редакции, действующей после внесения изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 374-ФЗ) по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, в силу положений п. 2 ст. 48 НК РФ за взысканием в судебном порядке, указанных в нем недоимок и пени налоговый орган был вправе обратиться до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, как ранее указывалось, в силу положений ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В процессе рассмотрения дела судом установлено, что помимо указанных в иске требований, налоговым органом выставлялось требование № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за № г. в размере 10 697 руб. и пени в размере 143,79 руб.
Следовательно, согласно последовательности выставления требований, общая сумма налога, пеней превысила 3 000 рублей (абз. 4 п. 1 и абз. 1 п. 2 статьи 48 НК РФ в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 374-ФЗ) по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ (№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в размере 32 руб. и пени в размере 1,69 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в размере 56 руб., пени в размере 2,27 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2018 г. в размере 10 697 руб. и пени в размере 143,79 руб.).
Таким образом, в силу положений п. 2 ст. 48 НК РФ за взысканием в судебном порядке, указанных в них недоимок и пени налоговый орган был вправе обратиться до ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обращался к мировому судье судебного участка № в Первомайском судебном районе в с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций по требованию № № от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого мировым судьей вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ (производство №).
Определением мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен, производство по делу № прекращено.
При этом, в районный суд, с иском о взыскании налога и пени по указанному требованию налоговый орган не обращался.
Доказательств обратному, в материалах дела не имеется.
Как ранее установлено, по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в размере 32 руб. и пени в размере 1,69 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в размере 56 руб., пени в размере 2,27 руб., налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № в Первомайском судебном районе в с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ вынесенный на основании указанного заявления, определением мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ отменен, производство по делу № прекращено.
Суд отмечает, что из приведенных выше положений ст. 48 НК РФ следует, что Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.
При этом статья 48 НК РФ не допускает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда по ходатайству налогового органа пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
При этом, обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу искового заявления в связи тем, что пропуск срока незначителен, налоговым органом принимались своевременные меры по взысканию задолженности.
Оценивая данные доводы административного истца об уважительности причин пропуска срока на обращение с настоящим административным иском, суд отмечает следующее.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) для оформления как заявления о выдаче судебного приказа в установленном законом порядке, так и административного иска. Тем более, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Указанные административным истцом причины пропуска срока, не могут быть признаны уважительными.
Суд отмечает, что при проявлении достаточной степени заботливости налоговый орган не был лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением в установленный срок.
Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, доводов об уважительности пропуска срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа и доказательств в их обосновании, не приведено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Поскольку объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, суд полагает возможным отказать административному истцу в восстановлении срока на подачу настоящего искового заявления.
При таких обстоятельствах, в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по земельному налогу за №. и пени и отсутствии уважительных причин для его восстановления, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в остальной части.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 290, 298 КАС РФ, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.П. Карев