Дело № 2а-2879/2025
Поступило 31.07.2025
УИД 54RS0002-01-2025-003608-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2025 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Меньших О.Е.,
при помощнике ФИО1,
с участием:
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Новосибирской области к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 Новосибирской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ФИО2:
транспортный налог за 2019 год в размере 14 335,7 рублей;
пени по транспортному налогу с 02.12.2020 по 18.01.2021 в размере 166,26 рублей, а всего 14 501,98 рублей;
восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления.
В обоснование административных исковых требований указано, что налоговый орган обратился к мировому судье 2-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 недоимки. Мировым судьей был вынесен судебный приказ № 2а-1053/2021-2-2 от 09.07.2021, который впоследствии был отменен 07.03.2024. ФИО2 (ИНН **) состоит на учёте в Межрайонной ИФНС России № 22 по Новосибирской области. В Межрайонную ИФНС России № 22 по Новосибирской области поступили сведения из регистрирующего органа, свидетельствующие о том, что на ФИО2 были зарегистрированы транспортные средства, а именно: *, государственный регистрационный знак **, дата регистрации: 08.05.2001, дата снятия с регистрации 18.09.2023, мощность: 100 л.с. Указанное транспортное средство признаётся объектом налогообложения. Инспекцией был исчислен транспортный налог за 2019 год, подлежащий уплате ФИО2 в бюджет из расчёта: налоговая база*доля владения*налоговая ставка*количество месяцев владения — льгота/оплата (если есть). Налогоплательщиком был оплачен ЕНП в размере 10 114,28 рублей, который был зачтён в учёт погашения транспортного налога. Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление ** от 03.08.2020. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок налогоплательщику было направлено требование ** по состоянию на 19.01.2021 об уплате налогов и пени в срок до 19.01.2021. В установленный в требовании срок ФИО2 не исполнил обязанность по уплате задолженности в бюджет.
Кроме того, административный истец просит восстановить срок на обращение в суд, считая причины пропуска срока уважительными.
Первоначально с исковым заявлением Инспекция обратилась в Железнодорожный районный суд г. Новосибирска 28.05.2024, т.е. в срок, установленный законом. Определением суда от 08.07.2024 административное исковое заявление возвращено налоговому органу.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что сумма транспортного налога исчислена неверно, мощность двигателя автомобиля составляет 100 л.с., что и должно являться налоговой базой. Автомобилем он не владеет с 2002 года, но смог снять его с учёта только 18.09.2023, поскольку в отношении транспортного средства судебным приставом-исполнителем был наложен запрет на регистрационные действия в связи с наличием исполнительного производства. Возражал относительно восстановления срока на подачу административного искового заявления.
Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно материалам дела, административный ответчик ФИО2, **** года рождения, имеющий индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) **, состоит на налоговому учёте в Межрайонной ИФНС России по Новосибирской области № 22 и являлся плательщиком транспортного налога, поскольку с 08.05.2001 по 18.09.2023 на его имя был зарегистрирован автомобиль *, государственный регистрационный знак **л.д. 24-26).
Доводы ФИО2 о том, что по договору купли-продажи автомобиля от 28.08.2001 (л.д. 73) он произвел отчуждение транспортного средства иному лицу и более им не владел, не являются основанием для освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога.
Так, по смыслу п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя — момент передачи транспортного средства.
Регистрация транспортных средств в органах МВД России носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
ГК РФ и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета, как и норм о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета.
В то же время, согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
По смыслу приведенных норм закона обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость не от результатов совершения сделок с транспортными средствами, являющимися объектами налогообложения, а от регистрации транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения этим налогом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (определения от 29.09.2011 № 1267-О-О, от 24.12.2012 № 2391-О, от 26.04.2016 № 873-О и др.).
Поскольку обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ), то лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения данным транспортным средством.
Таким образом, ФИО2 обязан уплатить транспортный налог за 2019 год в связи с регистрацией на его имя в течение 2019 года автомобиля * государственный регистрационный знак **
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании указанных положений ФИО2 было направлено налоговое уведомление ** от 03.08.2020, о необходимости уплаты до 01.12.2020 транспортного налога за 20219 год в размере 24 450 рублей, рассчитанного, исходя из налоговой базы 326 (л. с.), налоговой ставки 75 рублей, 12/12 месяцев владения в 2019 году (л.д. 16).
В соответствии со ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на ****) при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога — извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на ****) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п. 3).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящей статьей, процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Поскольку в установленный срок ФИО2 транспортный налог за 2019 год не уплатил, в его адрес в установленный законом срок налоговым органом было направлено требование ** по состоянию на **** о необходимости уплаты до **** транспортного налога за 2019 год в размере 24 450 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год за период с 02.12.2021 по 18.01.2021 в размере 166,26 рублей (л.д. 30).
В силу положений ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей по состоянию на дату истечения срока исполнения требования ** — 19.01.2021) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).
Между тем, заслуживают внимания доводы административного ответчика о неверном определении размера налога, подлежащего уплате ФИО2
В силу пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно налоговому уведомлению ** от 03.08.2020, сумма подлежащего уплате ФИО2 транспортного налога рассчитана, исходя из налоговой базы в размере 326 лошадиных сил (л. с.).
Между тем, в административном исковом заявлении указано, что ФИО2 на праве собственности принадлежал автомобиль *, государственный регистрационный **, с мощностью двигателя 100 л. с. (л.д. 4-оборот).
Также к административному исковому заявлению приложена информация о регистрации на имя ФИО2 в период с 08.05.2001 по 18.09.2023 автомобиля БМВ *, государственный регистрационный знак **, с мощностью двигателя 100 л. с. (л.д. 25).
ГУ МВД России по Новосибирской области представило карточку учёта транспортного средства *, государственный регистрационный знак **, согласно которой мощность двигателя автомобиля составляет 100 л. с. (73,5 кВт) (л.д. 58).
Согласно копии паспорта транспортного средства от 03.10.2000 (л.д. 59) мощность двигателя автомобиля не установлена.
Исходя из ответа МВД России от 27.01.2025 на запрос и.о. начальника МИФНС № 22 по Новосибирской области, мощность двигателя автомобиля составляет 100 л. с. (л.д. 63).
Таким образом, в материалах дела отсутствует информация о иной мощности двигателя автомобиля * государственный регистрационный знак ** кроме указанной в актуальной карточке учёта транспортного средства в размере 100 л. с. (73,5 кВт).
Производство замены двигателя автомобиля, изменение его мощности в учётных базах и документах ГУ МВД России по Новосибирской области материалами дела не подтверждаются.
При таких обстоятельствах основания для применения при расчёте подлежащего уплате ФИО2 транспортного налога за 2019 год налоговой базы в размере 326 л. с. отсутствуют, исчисление необходимо производить, исходя из подтверждённой мощности двигателя автомобиля 100 л. с. (73,5 кВт).
Согласно главе 2 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» настоящей главой в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются налоговые ставки, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками на территории Новосибирской области.
В силу ст. 2 указанного Закона (в редакции по состоянию на 01.09.2021 – дату формирования налогового уведомления об уплате транспортного налога за 2019 год) налоговая ставка для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 6 рублей.
Таким образом, транспортный налог за 2019 год, подлежащий уплате ФИО2 должен рассчитываться следующим образом: 100 (налоговая база) х 6 (налоговая ставка) = 600 рублей.
Размер пени за период с 02.12.2020 по 18.01.2021 составит 600 х 7,5 %/300 х 48 дней = 600 х 0,00025 х 48 = 7,2рублей.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 13 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы (пункт 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей (пункт 10 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Информация о принадлежности сумм денежных средств, определенной в соответствии с пунктами 8 - 10 настоящей статьи, детализированная по каждому налогу, авансовым платежам по налогам, сбору, страховому взносу, пеням, штрафам, процентам, представляется по итогам каждого дня налоговым органом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, уполномоченному органу Федерального казначейства в порядке и сроки, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации (пункт 12 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4.11 «Правил указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами», утвержденных приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н, при перечислении платежей, обязанность по уплате которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации (единый налоговый платеж), в реквизите "Назначение платежа" указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в том числе в случае исполнения уполномоченными, законными представителями и иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей за иное лицо.
С учетом изложенного, несмотря на установленный налоговым законодательством порядок определения принадлежности сумм денежных средств, внесенных налогоплательщиком, у него сохраняется возможность указать назначение платежа исходя из конкретных обстоятельств налоговых правоотношений.
При внесении денежных средств на единый налоговый счет в качестве добровольного удовлетворения административных исковых требований налогового органа налогоплательщик вправе указать информацию об этом в реквизите «Назначение платеж» и требовать учета таких сумм в счет погашения задолженности по конкретным обязательным платежам за определенные периоды.
Как следует из представленных административным ответчиком платежных документов, 18.04.2025 ФИО2 произведена оплата в размере 600 рублей с указанием назначения платежа за 2019 год.
Согласно действующей редакции п. 4 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.
Пунктом 5 статьи 48 НК РФ определено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом.
Поскольку в добровольном порядке ответчик пени не уплатил, налоговый орган в порядке главы 11 КАС РФ обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
09.07.2021 мировым судьёй 2-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска был вынесен судебный приказ **а-1053/2021-2-2 о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу и пени в размере 24 616,26 рублей и государственной пошлины в размере 469 рублей.
Определением мирового судьи 1-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска, и. о. мирового судьи 2-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска от 07.03.2024 судебный приказ № 2а-1053/2021-2-2 от 09.07.2021 был отменен в связи с поступившими от должника ФИО2 возражениями относительно его исполнения (л.д. 17).
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 4 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении срока обращения в суд, суд исходит из следующего.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
После отмены судебного приказа ИФНС обратилось в суд 29.05.2024, через портал «Электронное правосудие».
Определением судьи от 03.06.2024 административное исковое заявление оставлено без движения (л.д. 74).
Определением судьи от 08.07.2024 административное исковое заявление возвращено на основании ст. 129 КАС РФ (л.д. 75).
Судебные акты административным истцом не обжалованы.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился, спустя год после возврата 31.07.2025 (л.д. 6).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 года № 990-О-О, от 21 апреля 2011 года № 465-О-О, от 21 июня 2011 года № 749-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1066-О-О и др.).
Перечень причин, которые могут признаваться судьей уважительными, не является исчерпывающим. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов. В целом, уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствующих обращению МИФНС № 17 в суд с требованиями о взыскании задолженности в пределах установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока, административным истцом не представлено, названные административным истцом обстоятельства не являются таковыми, в связи с чем ходатайство о восстановлении срока не подлежит удовлетворению.
При этом, суд учитывает, что административный истец является специализированным государственным органом, часть государственных гражданских служащих которого имеет высшее профессиональное образование по специальности «юриспруденция».
В силу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации относительно института исковой давности, давности взыскания налоговых санкций и давности привлечения к административной и уголовной ответственности, целью установления соответствующих сроков давности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, стабильности правопорядка и рациональной организации деятельности правоприменителя, так и сохранение необходимой стабильности правовых отношений и гарантирование конституционных прав лица, совершившего деяние, влекущее для него соответствующие правовые последствия, поскольку никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок (Постановления от 27 апреля 2001 года № 7-П и от 14 июля 2005 года № 9-П, Определение от 3 ноября 2006 года № 445-О). Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий.
При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для восстановления пропущенного срока и, как следствие, об отказе в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска процессуального срока.
Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Новосибирской области к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 октября 2025 года.
Судья (подпись) О.Е. Меньших