УИД 22RS0051-01-2025-001265-82
Дело № 2а-858/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2025 года р.п. Тальменка
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мамаевой Я.Ю.,
при секретаре Ушаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю) обратилась в Тальменский районный суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просила взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период 2023 в сумме 12900 руб., пени в размере 10850,78 руб..
В обоснование требований указано на то, что на учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю состоит ФИО1 (ИНН №) в качестве налогоплательщика. За ФИО1 на праве собственности зарегистрировано имущество - транспортное средство автомобиль легковой Ниссан Скайлайн, г.р.з. №.
Налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление. В установленный срок налоги не уплачены. На недоимку начислена пеня. Судебный приказ о взыскании указанной задолженности по налогам и пени отменен по заявлению должника.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в административном иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.
На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.
Если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии спунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 2, 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента: 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Из материалов дела усматривается, что на имя ФИО1 зарегистрировано транспортное средство:
- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: НИССАН СКАЙЛАЙН, VIN: отсутствует, Год выпуска 2001, мощность двигателя 215 л.с.; Дата регистрации права 08.05.2021, Право не прекращено.
Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.359, ч.1 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года N66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" (далее - Закон Алтайского края N 66-ЗС).
Данным законом установлены следующие налоговые ставки:
для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 рублей; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 25 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 60 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 120 руб.;
для мотоциклов свыше 35 л.с. до 45 л.с. (свыше 25,74 кВт до 33,1 кВт) включительно – 15 руб..
Таким образом, размер подлежащего уплате транспортного налога за 2023 год составляет 215 л.с. *60 руб. / 12 мес. * 12 мес. = 12900 руб..
Налоговым органом ФИО1 в личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 200432452 от 02.08.2024 об уплате за налоговый период 2023 год транспортного налога 12900 руб.
Таким образом, размер налога транспортный налог исчислен налоговым органом верно.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу пункта 1 статьи 363, пункта 1 статьи 397 и пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Срок уплаты налогов указан до 02 декабря 2024 года.
Так, согласно пункту 1 статьи 69, пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 N 500 "О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах" установлено, что предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
ФИО1 посредством личного кабинета налогоплательщика было направлено требование об уплате недоимки №20433 от 23.07.2023 на сумму 27209,60 рублей и пени в размере 2474,32 руб. в срок до 11.09.2023.
Принимая во внимание, что указанное требование сформировано после 01 января 2023 года при наличии отрицательного сальдо налогоплательщика, срок направления его соблюден, кроме того, при действующем правовом регулировании направление другого требования до того момента, пока сальдо не примет положительное значение или не будет равно 0, не предусмотрено.
Таким образом, требование об уплате недоимки по налогам за 2023 год обоснованно не направлялось.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцевсодня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации Рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о принятии мер предварительной защиты.
Таким образом, условиями для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени являются: наличие общей суммы задолженности по налогам и пени, превышающей размер 10 000 рублей.
12.03.2025 налоговым органом направлено заявление о выдачи судебного приказа, судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Тальменского района от 26.03.2025 № 2а-617/2025 с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному налогу за 2023, по налогу на профессиональный доход за сентябрь-декабрь 2024 а также пени в общей сумме 48301,78. Судебный приказ отменен определением от 14.04.2025 по заявлению должника.
С административным исковым заявлением налоговый орган обратился 29.09.2025, т.е. в установленный шестимесячный срок.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как усматривается из административного искового заявления и приложенного к нему расчета пени, административный истец просил взыскать пени на отрицательное сальдо ЕНС со 12.12.2023 по 13.02.2025 в сумме 10850,78 руб..
Как указал в своем определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию самой суммы налога.
В совокупную обязанность на 12.12.2023 составили недоимки в общей сумме 40109,6 руб., в том числе:
- задолженность по налогу на профессиональный доход: за сентябрь 2021 года – 3218 руб. 24 коп., за октябрь 2021г. – 2864 руб. 26 коп., за ноябрь 2021г.- 1575 руб. 90 коп., за декабрь 2021г. – 2563 руб. 23 коп., за январь 2 022г. – 2 907 руб. 11 коп., за февраль 2022г. – 2054 руб. 47 коп., на общую сумму 15 183 руб. 21 коп. (взыскана решением Тальменского районного суда от 04.2023 № 2а-238/2023);
- задолженность по транспортному налогу за 2021 год в размере 8600 руб., по налогу на профессиональный доход: за март 2022 года – 1509,07 руб., за апрель 2022г. – 1753,20 руб., за май 2022г.- 164,12 руб. в общей сумме 120,26,39 руб. (взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Тальменского района № 2а-3763/2023 от 13.12.2023);
- задолженность по транспортному налогу за 2022 год в сумме 12900 руб. (взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Тальменского района № 2а-579/2024 от 22.02.2024).
На основании указанных судебных постановлений в ОСП Тальменского района в отношении ФИО1 возбуждены исполнительные производства 99166/24/22070- ИП (СП 2а-3763/2023) № 99171/24/22070-ИП (СП 2а-579/2023), № 99185/24/22070-ИП (решение 2а-238/2023 исполнительный лист № ФС 040020053).
Судебным приставом произведены взыскания: 20.08.2024 в сумме 21,43 руб. и 42,40 руб., 19.08.2024 - 61,23 руб., 121,11 руб., 38,64 руб., 19,54 руб., всего в общей сумме 304,35 руб..
03.12.2024 сумма отрицательного сальдо ЕНС увеличилось на 12900 руб. в связи с неуплатой налогоплательщиком транспортного налога за 2023 год и стало составлять 52705,25 руб..
Проверив представленный расчет, произведенный с учетом изменения ЕНС, суд признает его арифметически верным и обоснованным.
Пени, начисленные на отрицательное сальдо ЕНС по 11.12.2023, взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Тальменского района № 2а-579/2024 от 22.02.2024
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные налоговой инспекцией требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ФИО1 в доход муниципального образования Тальменский район подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 4000руб.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю недоимку за налоговый период 2023 год по транспортному налогу в сумме 12900 руб., пени за период с 12.12.2023 по 13.02.2025 в размере 10850 руб. 78 коп, всего взыскать 23750 руб. 78 коп.
Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в доход бюджета муниципального образования – Тальменский район Алтайского края государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Я.Ю. Мамаева
Мотивированное решение изготовлено 19.11.2025