УИД 55RS0004-01-2022-003544-04

2а-2662/2022 (М-2358/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2022 года <...>

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Глазковой Т.Г., при секретаре судебного заседания Николаенко А.С., помощник судьи Низамутдинова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к ФИО1 ФИО5 о взыскании задолженности по уплате налогов, пени,

установил:

МИФНС России № 4 по Омской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности в размере 1 532,49 руб., в том числе:

транспортного налога с физических лиц за 2016 год в размере 504,00 руб., недоимка;

пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 9,76 руб. (за период с 02.12.2017 по 13.02.2018);

транспортного налога с физических лиц за 2017 год в размере 504,00 руб., недоимка;

пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 8,15 руб. (за период с 04.12.2018 по 04.02.2019);

транспортного налога с физических лиц за 2018 год в размере 504,00 руб., недоимка;

пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 2,58 руб. (за период с 03.12.2019 по 26.12.2019).

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен судом надлежаще.

Административный ответчик в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом – по последнему известному адресу регистрации в г. Омске (<...> РККА, д.190, кв.5, ком.2 – с 13.11.2012 – 26.11.2020) и по адресу, указанному в заявлении об отмене судебного приказа <адрес>, почта возвращена по истечении сроков хранения. О причинах неявки суду не сообщил. Об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Письменный отзыв по существу не представлен.

Суд определил возможным рассматривать административное дело при имеющейся явке. Не признано обязательным участие в судебном заседании лиц, явка которых может быть признана судом обязательной.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии с положениями части 4 статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Порядок и размеры уплаты транспортного налога регламентированы положениями главы 28 НК РФ и Законом Омской области от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ «О транспортном налоге», согласно которым плательщиками транспортного налога признаются физические лица – собственники транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения.

На основании статьи 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу положений статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Статьей 2 Закона Омской области от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ «О транспортном налоге» определены размеры налоговых ставок, устанавливаемых соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В 2016-2017-2018 годах административный ответчик ФИО1 являлся собственником транспортного средства - объекта налогообложения: <адрес>

Налоговым органом на имя административного ответчика сформированы налоговые уведомления:

№ 43368727 от 02.08.2017 на оплату транспортного налога за 2016 год в размере 504,00 руб., по сроку уплаты не позднее 01.12.2017.

№ 76209278 от 21.08.2018 на оплату транспортного налога за 2017 год в размере 504,00 руб., по сроку уплаты не позднее 03.12.2018.

№ 18010939 от 04.07.2019 на оплату транспортного налога за 2018 год в размере 504,00 руб., по сроку уплаты не позднее 02.12.2019.

На налоговом уведомлении № 43368727 от 02.08.2017 указан адрес направления налогового уведомления – адрес регистрации ФИО1, на налоговых уведомлениях № 76209278 от 21.08.2018 и № 18010939 от 04.07.2019 указано, что они направлены посредством личного кабинета налогоплательщика. В деле судебного приказа к налоговому уведомлению № 43368727 от 02.08.2017 приложена справка, что оно также направлено посредством личного кабинета налогоплательщика.

По состоянию на 02.08.2017, на 21.08.2018, на 04.07.2019 пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации было установлено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2015 № 38229), действовавшим в период с 11.08.2015 до 28.12.2017, было установлено, что для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (далее - Заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) (пункт 9).

Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика (далее - Регистрационная карта) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль (далее - первичный пароль) (пункт 10).

Согласно пункту 18 приказа ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@ налогоплательщик вправе самостоятельно зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика в следующих случаях:

1) при наличии у налогоплательщика усиленной квалифицированной электронной подписи (универсальной электронной карты), а также технических средств и программного обеспечения, которые соответствуют условиям, указанным в разделе "Информация о подключении к сервису "Личный кабинет налогоплательщика" с использованием ЭП/УЭК" официального сайта Федеральной налоговой службы;

2) при наличии подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов:

а) путем подписания введенной информации своей усиленной квалифицированной электронной подписью;

б) с использованием кода активации в ЕСИА. Получение кода активации осуществляется физическим лицом самостоятельно без возможности представления его интересов третьим лицам в уполномоченных центрах регистрации после предъявления документа, удостоверяющего личность, и страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС) (подпункт "з" раздела VI Положения о ЕСИА).

В случаях, указанных в настоящем пункте, Регистрационная карта формируется автоматически.

Приказом ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ утвержден новый порядок ведения личного кабинета налогоплательщика. Пунктом 8 данного приказа установлено, что получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:

1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;

2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица;

3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА).

Авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов:

а) путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью;

б) с использованием кода активации в ЕСИА.

В случаях, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика формируется автоматически.

По запросу суда о предоставлении заявления ФИО1 о доступе к личному кабинету налогоплательщика МИФНС России № 4 по Омской области сообщила, что предоставить копию заявления на получение доступа к интернет-сервису ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в отношении ФИО1 не представляется возможным по причине отсутствия заявления в архиве инспекции.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Пунктом 1 и 2 стати 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неоплаченную сумму налога. Требование об уплате направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В соответствии с пунктом 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов.

Пунктом 6 статьи 69 НК РФ установлено, что налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на даты направления требований по рассматриваемому делу) установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговым органом в отношении задолженностей ФИО1 об уплате налогов, пени сформированы требования:

№ 8962 по состоянию на 14.02.2018 по сроку оплаты до 13.04.2018 об оплате:

транспортного налога с физических лиц за 2016 год в размере 504,00 руб., недоимка;

пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 9,76 руб., за период с 02.12.2017 по 13.02.2018;

№ 8054 по состоянию на 05.02.2019 по сроку оплаты до 28.02.2019 об оплате:

транспортного налога с физических лиц за 2017 год в размере 504,00 руб., недоимка;

пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 8,15 руб., за период с 04.12.2018 по 04.02.2019);

№ 42399 по состоянию на 27.12.2019 по сроку оплаты до 28.01.2020 об оплате:

транспортного налога с физических лиц за 2018 год в размере 504,00 руб., недоимка;

пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 2,58 руб., за период с 03.12.2019 по 26.12.2019.

Указано, что требования направлены посредством личного кабинета налогоплательщика. Однако, как указано выше, доказательства обращения ФИО1 в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган суду не представил.

Также следует отметить, что в деле судебного приказа имеется скриншот страницы «Список требований об уплате», в котором среди вышеперечисленных требований указано требование № 11247 от 20.02.2019, об уплате страховых взносов, при этом отмечено, что данное требование направлено заказной почтовой корреспонденцией. Сумма страховых взносов была взыскана нижеуказанным судебным приказом совместно с вышеуказанными транспортными налогами и пенями.

Требования об уплате недоимок по транспортному налогу, пени в добровольном порядке ответчиком в установленный срок исполнены не были.

Статья 48 НК РФ предусматривает возможность обращения налогового органа в суд за принудительным взысканием налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, в случае неисполнения им в установленный срок обязанности по такой уплате.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (с 23.12.2020 – 10 000,00 руб.), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 (10 000) рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 (10 000) рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

29.03.2021 налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка № 64 в Октябрьском судебном районе в городе Омске о взыскании с административного ответчика:

- транспортный налог с физических лиц: налог в размере 1512 руб., пеня в размере 20.49 руб.

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 49945 руб., пеня в размере 1911.47 руб.

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 10430 руб., пеня в размере 372.32 руб.,

на общую сумму 64191.28 рублей.

Мировым судьей судебного участка № 64 в Октябрьском судебном районе в городе Омске 31.03.2021 был вынесен судебный приказ № 2А-591/2021.

В связи с поступившими возражениями налогоплательщика на определение суда судебный приказ отменен 12.01.2022.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

С административным иском налоговый орган обратился в Октябрьский районный суд города Омска 01.07.2022, то есть с соблюдением установленного шестимесячного срока после отмены судебного приказа.

Однако, как указано выше, административный истец не представил доказательства соблюдения установленного порядка для принудительного взыскания задолженности по уплате налогов и пени, надлежащего направления в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений и требований об уплате налогов и пени, что свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Также следует отметить, что в деле судебного приказа имеются требования, которые заявлены в заявлении о вынесении судебного приказа:

№ 507918 по состоянию на 18.01.2018 об уплате недоимки по страховым взносам в размере 27990 руб., со сроком исполнения до 07.02.2018,

№ 225086 по состоянию на 09.11.2018 об уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 4028,32 руб., впоследствии сумма зачеркнута, исправлена на 2066,27 руб., со сроком исполнения до 12.12.2018,

№ 11247 по состоянию на 20.02.2019 об уплате страховых взносов в размере 32385 руб., пени в размере 217,52 руб., со сроком исполнения до 18.03.2019.

Таким образом, по требованиям об уплате транспортного налога и пени № 8962 от 14.02.2018 и № 8054 от 05.02.2019 налоговый орган должен был обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа не позднее 18.09.2019, с учетом размера задолженности по страховым взносам. Следовательно, пропуск срока обращения в суд является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС № 4 по Омской области к ФИО1 ФИО6 последний известный адрес регистрации<адрес>

транспортного налога с физических лиц за 2016 год в размере 504,00 руб., недоимка;

пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 9,76 руб. (за период с 02.12.2017 по 13.02.2018);

транспортного налога с физических лиц за 2017 год в размере 504,00 руб., недоимка;

пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 8,15 руб. (за период с 04.12.2018 по 04.02.2019);

транспортного налога с физических лиц за 2018 год в размере 504,00 руб., недоимка;

пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 2,58 руб. (за период с 03.12.2019 по 26.12.2019),

оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Г. Глазкова

Решение в окончательной форме принято 15 сентября 2022 года.

Судья: Т.Г. Глазкова