Дело № 2а-2495/2025
УИД: 27RS0006-01-2025-003065-46
Мотивированное решение составлено судом 29.10.2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 16 октября 2025 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Фоминой О.В..,
при секретаре Ефимовой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Хабаровскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Хабаровскому краю обратилось с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, указав в обоснование следующее.
На налоговом учёте в Управлении Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю состоит в качестве налогоплательщика ФИО1
Согласно данным Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, переданным в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ ФИО1 является собственником земельных участков:
-по адресу: <адрес> кадастровый №, площадь: 1190 кв. м, доля в праве: 1/1. разрешенное использование земельного участка: для ведения гражданами садоводства и огородничества, налоговая база за ДД.ММ.ГГГГ г.: <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ г.г.: <данные изъяты> руб., дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрации: отсутствует;
- по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь: 64000 кв. м, доля в праве: 1/1, разрешенное использование земельного участка: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, налоговая база за ДД.ММ.ГГГГ г.г.: <данные изъяты> руб., дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрации: отсутствует;
- по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь: 2545 кв. м, доля в праве: 1/1, разрешенное использование земельного участка: для индивидуальной жилой застройки, налоговая база за ДД.ММ.ГГГГ г.: <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ г.г.: <данные изъяты> руб., дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрации: ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 52 НК РФ налоговым органом исчислен административному ответчику земельный налог и направлены налоговые уведомления.
Также административный ответчик является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 11 Закона № 422-ФЗ посредством программного приложения «Мой налог» были направлены налоговые уведомления на уплату налога на профессиональный доход с указанием срока оплаты, в том числе:
- в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> (сумма дохода по типу клиента физическое лицо)*4%)+<данные изъяты> (сумма дохода по типу клиента юридическое лицо)*6% - <данные изъяты>(налоговый вычет)) по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ г.;
- в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> (сумма дохода по типу клиента физическое лицо)*4%)+<данные изъяты> (сумма дохода по типу клиента юридическое лицо)*6% - <данные изъяты> (налоговый вычет)) по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ года.
В связи с неуплатой задолженности по налогам/взносам налоговым органом в соответствии с п. 1 ст. 69, ст. 70 НК РФ направлено налогоплательщику требование об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> руб., что составляет размер отрицательного сальдо ЕНС на дату формирования указанного требования.
До настоящего момента требование об уплате задолженности не исполнено.
Отрицательное сальдо ЕНС ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составило <данные изъяты> руб., в том числе по налогу - <данные изъяты> руб.
На момент формирования заявления от ДД.ММ.ГГГГ отрицательное сальдо ЕНС составляло <данные изъяты> руб., в том числе по налогу - <данные изъяты> руб., по пеням - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> руб. (суммы задолженности по пеням, принятым из отдельной карточки налоговых обязательств при переходе на ЕНС по пеням) + <данные изъяты> руб. (пени, начисленные в ЕНС).
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 69 судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности.
Мировым судьей судебного участка №69 судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» определением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1, поскольку налогоплательщик, являясь несовершеннолетним, в силу п. 1 ч. 2 ст. 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не обладает административной процессуальной дееспособностью, не может самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность в пределах сумм, не превышающих размер отрицательного сальдо ЕНС на момент формирования иска в размере <данные изъяты> рублей, в том числе, по налогу – <данные изъяты> рублей, по пеням – <данные изъяты> рублей.
Представитель УФНС России по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени рассмотрения спора уведомлен.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения административного искового заявления извещался судом своевременно, надлежащим образом посредством направления судебных извещений по адресу регистрации.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 НК РФ, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить, обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 НК РФ).
Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон 263-ФЗ), внесены изменения в положения НК РФ, которые вводят институт Единого налогового счета (далее - ЕНС) с 01.01.2023.
В соответствии с п. 2 ст. 11.3 НК РФ ЕНС признается форма учета налоговыми органами: денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП и (или) признаваемых в качестве ЕНП.
Согласно п. 3 ст. 11.3 НК РФ ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ совокупная обязанность - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 НК РФ ЕНП признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или налогового агента в соответствии с НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 11.3 НК РФ, п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 5 Закона 263-ФЗ начальное сальдо ЕНС, с которого началась работа нового механизма расчетов с бюджетом, определялось на 01.01.2023 по каждому физическому лицу и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.
В соответствии с пп. 1 п. 1, п. 4 ст. 4 Закона 263-ФЗ сальдо ЕНС, сформированное на 01.01.2023, учитывало, в том числе, сведения об имеющихся суммах неисполненных обязанностей. При этом, к суммам неисполненных обязанностей относились суммы неисполненных обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации является общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо ЕНС этого лица.
Порядок и основания исчисления земельного налога регулируется главой 31 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 390 НК РФ).
Сумма налога, согласно части 3 статьи 396 НК РФ, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу требований статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается выпиской из ЕГРН, что ФИО1 является собственником следующих земельных участков:
-по адресу: <адрес> кадастровый №, площадь: 1190 кв. м, доля в праве: 1/1. разрешенное использование земельного участка: для ведения гражданами садоводства и огородничества, налоговая база за ДД.ММ.ГГГГ г.: <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ г.г.: <данные изъяты> руб., дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрации: отсутствует;
- по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь: 64000 кв. м, доля в праве: 1/1, разрешенное использование земельного участка: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, налоговая база за ДД.ММ.ГГГГ г.г.: <данные изъяты> руб., дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрации: отсутствует;
- по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь: 2545 кв. м, доля в праве: 1/1, разрешенное использование земельного участка: для индивидуальной жилой застройки, налоговая база за ДД.ММ.ГГГГ г.: <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ г.г.: <данные изъяты> руб., дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрации: ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (часть 4 статьи 57 НК РФ).
На основании ст. 52 НК РФ, налоговый орган исчислил административному ответчику земельный налог и направил налоговые уведомления:
- от ДД.ММ.ГГГГ № (налог за ДД.ММ.ГГГГ г.) на сумму <данные изъяты> рублей по кадастровому номеру №
- от ДД.ММ.ГГГГ № (налог за ДД.ММ.ГГГГ г.) на сумму <данные изъяты> рублей по кадастровому номеру №
- от ДД.ММ.ГГГГ № (налог за ДД.ММ.ГГГГ год) на сумму <данные изъяты> рублей по кадастровому номеру №
- от ДД.ММ.ГГГГ №:
* налог за ДД.ММ.ГГГГ год
? на сумму <данные изъяты> рублей по кадастровому номеру №
? на сумму <данные изъяты> рублей по кадастровому номеру №
? на сумму <данные изъяты> рублей по кадастровому номеру №
* налог за ДД.ММ.ГГГГ год
? на сумму <данные изъяты> рублей по кадастровому номеру №
? на сумму <данные изъяты> рублей по кадастровому номеру №
*налог за ДД.ММ.ГГГГ год
? на сумму <данные изъяты> рублей по кадастровому номеру №
? на сумму <данные изъяты> рублей по кадастровому номеру №
Также в ходе рассмотрения дела судом установлено, что собственником земельных участков с кадастровыми номерами № и № административный ответчик является на основании свидетельства о праве на наследство по закону, указанные земельные участки зарегистрированы в органах Росреестра с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд отмечает, что принятию наследства закон придал обратную силу. Независимо от фактического времени принятия наследства, оно считается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства. Это правило действует и в тех случаях, когда право наследника на имущество подлежит государственной регистрации. В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация- это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Таким образом, государственная регистрация по общему правилу только подтверждает уже существующее право собственности (для этого собственнику выдается соответствующий документ установленной формы). При этом, наследник, получив свидетельство о праве на наследство, не ограничен каким-либо сроками на государственную регистрацию возникшего права собственности на недвижимое имущество. Более того, он может вообще не регистрировать это право. Дата открытия наследства является определяющей для целей налогообложения налогом на имущество физических лиц и земельным налогом.
В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ перерасчет суммы ранее исчисленных налогов, указанных в п.1 ст. 15 НК РФ, осуществляется не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании сведений, поступивших от регистрирующих органов в порядке п.4 ст. 85 НК РФ, о фактах владения земельными участками с кадастровыми номерами № и № налоговым органом на основании ст. 52 НК РФ исчислен административному ответчику земельный налог с физических лиц за налоговые периоды ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> за период ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) и направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 45 НК РФ административный ответчик земельный налог в установленный срок не уплатила.
На основании пункта 8 статьи 1 НК РФ, статей 2, 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" административный ответчик являлся плательщиком налога на профессиональный доход.
Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (часть 7 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").
В силу части 8 названной статьи физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее - налог).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе, индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" для целей данного Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы: 1) получаемые в рамках трудовых отношений; 2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств; 3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений); 4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений; 5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд; 6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов; 7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом; 8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад; 10) от уступки (переуступки) прав требований; 11) в натуральной форме; 12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Статьей 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" определено, что налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено данной статьей.
Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета (часть 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам; 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.
На основании статьи 11 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 данного Федерального закона.
При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом "Мой налог" и (или) через уполномоченного оператора налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение "Мой налог" устанавливаются порядком использования мобильного приложения "Мой налог" (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").
Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение "Мой налог" не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.
Уплата налога осуществляется не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности (часть 2, 3 статьи 11 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").
Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году административный ответчик применяла специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в порядке Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
В связи с чем, налоговым органом в порядке, предусмотренном п.2 ст. 11 указанного федерального закона № 422-ФЗ посредством программного приложения «Мой налог» были направлены налоговые уведомления на уплату налога на профессиональный доход с указанием срока оплаты, в том числе:
- в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> (сумма дохода по типу клиента физическое лицо )*4%) +<данные изъяты> (сумма дохода по типу клиента юридическое лицо)*6%-<данные изъяты> (налоговый вычет)) по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ г.;
- в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> (сумма дохода по типу клиента физическое лицо )*4%) +<данные изъяты> (сумма дохода по типу клиента юридическое лицо)*6%-<данные изъяты> (налоговый вычет)) по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании задолженности направляется налогоплательщику - физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть направлено через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае невозможности направления указанного решения такими способами оно направляется по почте заказным письмом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо ЕНС и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (в редакции НК РФ после 08.08.2024 - не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей) (ч.1 ст. 70 НК РФ).
Таким образом, требование об уплате задолженности формируется один раз в момент появления отрицательного сальдо ЕНС и считается действующим до момента, когда сальдо ЕНС стало нулевым/положительным.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 г. № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации в 2023 и 2024 годах» предусмотренные НК РФ предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятии решений о взыскании задолженности увеличены на 6 месяцев.
С 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом того, что требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со ст. 69 НК РФ, прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные НК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022. № 263-ФЗ) (пункт 9 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 г. № 263-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика-физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Отрицательное сальдо ЕНС ФИО1 образовалось ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе, <данные изъяты> рублей – налог (земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ г.г.), <данные изъяты> рублей – пени.
В связи с неуплатой задолженности по налогу налоговым органом в соответствии с п. 1 ст. 69, ст. 70 НК РФ направлено налогоплательщику требование об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> рублей., в том числе по налогу в сумме <данные изъяты>. (земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ г.г., налог на профессиональный доход за ДД.ММ.ГГГГ), по пеням в сумме <данные изъяты> рублей.
Ранее налоговым органом административному ответчику также направлялись требования об уплате задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год, по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № соответственно.
Как следует из пункта 9 части 1 статьи 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки и для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, равна одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
До 01.01.2023 года пеня относилась к конкретному налогу, по которому была допущена просрочка платежа (п. 3 ст. 75 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023). Теперь же начисление пеней связано только с наличием общей задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы РФ - общей суммы недоимок, равной размеру отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Налоговым органом также заявлены к взысканию пени в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе: пени, принятые при переходе на ЕНС, начисленные на недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей, на недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей; пени, начисленные на всю совокупную обязанность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей.
Согласно положениями п. 4 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено в суд, налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, помимо прочего, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога, налога на профессиональный доход, пени налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 69 судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» от ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Хабаровскому краю отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы за счет имущества физического лица в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей налог, <данные изъяты> рублей - пени).
С настоящим иском налоговый орган обратился в Хабаровский районный суд Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением установленного полугодового срока.
Таким образом, суд приходит к выводу, что установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налогового требования об уплате налога, подачи заявления о вынесении судебного приказа, подачи административного искового заявления административным истцом соблюден.
Поскольку требование об уплате спорных налогов и пени в полной мере административным ответчиком не исполнено, а доказательств обратного суду не предоставлено, налоговым органом соблюдены сроки для направления требования об уплате задолженности по налогам, заявлений в рамках судебного взыскания, с учетом регистрации права собственности на земельные участки, принятые в порядке наследования в ДД.ММ.ГГГГ года, настоящий административный иск подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым отдельно остановиться на следующем.
Предметом настоящего административного иска является взыскание недоимок по земельным налогам и налогу на профессиональный доход, образовавшихся в период до совершеннолетия административного ответчика.
В свою очередь, налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством. Несовершеннолетние лица - владельцы налогооблагаемой недвижимости могут участвовать в налоговых отношениях через законного представителя. Так, за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны (статья 28 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Участие несовершеннолетних в возрасте с 14 до 18 лет в налоговых правоотношениях, согласно нормам налогового и гражданского законодательства предполагает возможность самостоятельной реализации прав и обязанностей.
На момент обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском ФИО1 достигла совершеннолетия, обязанность по уплате, в том числе, земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год (наиболее ранняя из спорных недоимок) возникла у нее не ранее ДД.ММ.ГГГГ, т.е. не ранее, чем последней исполнилось 14 лет, соответственно, взыскание спорных недоимок с нее является правомерным.
На основании статей 103, 111 КАС РФ с ФИО1 в доход бюджета Хабаровского муниципального района Хабаровского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковое заявление УФНС России по Хабаровскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,- удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ИНН №, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю недоимки по: земельному налогу с физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, налогу на профессиональный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, всего взыскать <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ФИО1, ИНН № в доход бюджета Хабаровского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Хабаровский районный суд Хабаровского края.
Судья: О.В. Фомина