РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УИД № 50RS0044-01-2025-004893-24
дело № 2а- 3378 /2025
31 октября 2025 года
город Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
секретарь судебного заседания Нечаева К.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 11 по Московской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности:
- по транспортному налогу с физических лиц за 2012 год в размере 937 рубля 69 копеек;
- по транспортному налогу с физических лиц за 2013 год в размере 532 рубля 00 копеек;
- по транспортному налогу с физических лиц за 2014 год в размере 532 рубля 00 копеек;
- по транспортному налога с физических лиц за 2019 год в размере 750 рублей 00 копеек;
- по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 750 рублей 00 копеек;
- по транспортному налогу с физических лиц за 2021 год в размере 750 рублей 00 копеек;
- по транспортному налогу с физических лиц за 2022 год в размере 750 рублей 00 копеек;
- по транспортному налогу с физических лиц за 2023 год в размере 750 рублей 00 копеек,
- пени, за неуплату (несвоевременную уплату) налогов по состоянию на 09.01.2025 в размере 4 406 рублей 93 копеек.
мотивируя свои требования тем, что административный ответчик является плательщиком указанных налогов, в добровольном порядке недоимка и пени ответчиком не уплачены. Также просил восстановить пропущенный срок на взыскание, ссылаясь на большое количество налогоплательщиков имущественных налогов.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с чем суд определил рассмотреть настоящее административное дело в его отсутствие.
Изучив, оценив и проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 Налогового кодекса РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
В силу положений статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 6 статьи 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).
В соответствии со статьей 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пп. 1, 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ, сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу, при этом в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
При этом, согласно пункту 2 статьи 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 3000 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи.
В соответствии со статьей 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 362 НК РФ, следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Ставки транспортного налога предусмотрены Законом Московской области от 16 ноября 2002 г. N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области".
Судом установлено, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, как лицо, на которые зарегистрированы транспортные средства.
Налоговым органом, в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления:
- №79298 от 12.06.2015, согласно которому сумма налога к уплате за 2012 г. - 937.69 руб., за 2013 г. - 532.00 руб., за 2014 г. - 532.00 руб.;
- №59503115 от 01.09.2020, согласно которому сумма налога к уплате за 2019 г. – 750,00 руб.;
- №83451225 от 01.09.2021, согласно которому сумма налога к уплате за 2020 г. – 750,00 руб.;
- №39226484 от 01.09.2022, согласно которому сумма налога к уплате за 2021 г. – 750,00 руб.;
- №108632572 от 09.08.2023, согласно которому сумма налога к уплате за 2022 г. – 750,00 руб.;
- №163479337 от 08.08.2024, согласно которому сумма налога к уплате за 2023 г. – 750,00 руб.
Административному ответчику выставлено требование № 23509 от 23.07.2023 об уплате задолженности, срок уплаты до 16.11.2023.
Налоговым органом принято решение о взыскании задолженности № 22439 от 09.02.2024 и направлено в адрес налогоплательщика. В данном решении налогоплательщику сообщалось о наличии отрицательного сальдо ЕНС в размере 8 396,01 руб.
По истечении срока уплаты налога, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1 25.02.2025 мировой судья рассмотрев заявление, отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с наличием спора о праве.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - задолженность) - общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 НК РФ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Согласно п. 8 ст. 45 НК РФ, принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.
Требование об уплате задолженности формируется один раз на отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщика, и считается действующим до момента перехода данного сальдо через ноль. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения. Следовательно, требование считается исполненным, когда сальдо по ЕНС будет нулевым либо положительным.
Административный истец указывает, что в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени. По расчётам налогового органа задолженность по пени, принятая при переходе в ЕНС в сумме 2462 руб. 04 коп. Состояние отрицательного сальдо ЕНС на момент формирования заявления о вынесении судебного приказа <номер> от 09.01.2025: Общее сальдо в сумме 10158 руб. 62 коп., в том числе пени 4 406 руб. 93 коп. Остаток непогашенной задолженности по пени на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа <номер> от 09.01.2025, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания, составляет 0 руб. 00 коп. Расчет пени для включения в заявление о вынесении судебного приказа <номер> от 09.01.2025: 4 406 руб. 93 коп. (сальдо по пени на момент формирования заявления 09.01.2025) – 0 руб. 00 коп. (остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания) = 4 406 руб. 93 коп.
Налоговый орган просит восстановить срок на обращение в суд с административным иском, ссылаясь на значительный объем документооборота.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 5 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" следует, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Таким образом, налоговым органом существенно нарушен срок обращения в суд, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании, в том числе, задолженности по транспортному налогу за период за 2012 год, 2013 год, 2014 год, 2019 год, 2020 год, административный истец обратился к мировому судье за пределами установленного срока, более того, пропустив довольно значимый период времени по взысканию налоговых обязательств за 2012, 2013, 2014, 2019, 2020 годы.
Разрешая заявленные требования и взыскивая с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2021, 2022, 2023 годы, суд исходит из того, что административный ответчик ФИО1 являясь лицом, на которое зарегистрированы транспортные средства, в силу закона был обязан в установленные законом сроки и размерах уплачивать вышеуказанные налоги.
Таким образом, с ФИО1 подлежит взысканию задолженность:
по транспортному налогу с физических лиц за 2021 год в размере 750 рублей 00 копеек,
по транспортному налогу с физических лиц за 2022 год в размере 750 рублей 00 копеек,
по транспортному налогу с физических лиц за 2023 год в размере 750 рублей 00 копеек.
С ФИО1 также подлежат взысканию пени начисленные на указанную задолженность по состоянию на 09.01.2025 в размере 459 рубля 28 копейку, из расчета суммы просроченного налога и периода просрочки его уплаты на дату 09.01.2025.
Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина в размере 4000 руб., от уплаты которой административный истец был освобожден в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 175 -180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, удовлетворить частично:
взыскать с ФИО1 (<дата> рождения, ИНН <номер>) в пользу Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) задолженность:
по транспортному налогу с физических лиц за 2021 год в размере 750 (семьсот пятьдесят) рублей 00 копеек,
по транспортному налогу с физических лиц за 2022 год в размере 750 (семьсот пятьдесят) рублей 00 копеек,
по транспортному налогу с физических лиц за 2023 год в размере 750 (семьсот пятьдесят) рублей 00 копеек,
пени, за неуплату (несвоевременную уплату) налогов по состоянию на 09.01.2025 в размере 459 (четыреста пятьдесят девять) рублей 28 копеек.
Взыскать с ФИО1 (<дата> рождения, ИНН <номер>) в доход бюджета городского округа Серпухов Московской области государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к ФИО1 о взыскании:
транспортного налога с физических лиц за 2012 год в размере 937 рубля 69 копеек,
транспортного налога с физических лиц за 2013 год в размере 532 рубля 00 копеек,
транспортного налога с физических лиц за 2014 год в размере 532 рубля 00 копеек,
транспортного налога с физических лиц за 2019 год в размере 750 рублей 00 копеек,
транспортного налога с физических лиц за 2020 год в размере 750 рублей 00 копеек,
пени, за неуплату (несвоевременную уплату) налогов по состоянию на 09.01.2025 в размере 3947 рублей 65 копеек - ОТКАЗАТЬ.
В соответствии с подп. 5 п.3 ст. 44 и подп. 4 п.1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанных в настоящем решении суда налогов и пени, в связи с чем записи из лицевого счета налогоплательщика (административного ответчика) по их уплате подлежат исключению.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья В.А. Коляда
Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2025 года
Председательствующий судья В.А. Коляда