Дело № 2а-415/2025

64RS0018-01-2025-000678-20

Решение

Именем Российской Федерации

27 октября 2025 года г. Красный Кут

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Евлампиевой Л.В.,

при помощнике судьи Скачкове А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №20 по Саратовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налогов,

установил:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 20 по Саратовской области) обратилась с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налогов. Свои требования мотивирует тем, что в собственности ФИО1 в 2023 году находились транспортные средства:

легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> Дата регистрации права 23.04.2019;

грузовой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>, дата регистрации права 18.07.2006;

<данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> дата регистрации права 05.11.2014;

грузовой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> дата регистрации права 25.06.2008;

самоходное транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> дата регистрации права 07.09.2020.

Так же в собственности ФИО1 находилась квартира по адресу: <адрес>, Кадастровый №, дата регистрации права 04.03.2022, а также квартира по адресу: <адрес>, кадастровый №. Дата регистрации прав 04.03.2022. Налогоплательщику за 2023 год были начислены: транспортный налог в сумме 14 511 рублей, имущественный налог в сумме 1015 рублей, Общая сумма задолженности за 2023 год составляет 15 526 рублей.

Административным истцом были направлены в адрес ФИО1 налоговое уведомления № от 24.08.2024 года. В установленный срок налогоплательщик не оплатил налог. Также налоговый орган выставил требование об уплате задолженности № от 23.07.2023 года. Задолженность по налогу оплачена не была. Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности. В связи с поступлением возражений, судебный приказ о взыскании задолженности был отменен. Просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2023 год в размере 14511 рублей, имущественный налог за 2023 год в сумме 1015 рублей.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 2по Саратовской области в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался по месту регистрации, вернулся конверт с отметкой «истек срок хранения».

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса.

Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацем 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

Согласно ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с положениями ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Саратовской области транспортный налог введен в действие Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года N 109-ЗСО.

В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно п.1 ст. 119 Налогового Кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Согласно п.2 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ) единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

В соответствии с п. 2 ст. 57 и ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки; при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены названным Кодексом.

Принудительное взыскание недоимки по налогу с физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего дня за установленным законодательством. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Единый налоговый счет - форма учета налоговыми органами сумм, которые в соответствии с НК РФ лицо должно уплатить (вернуть) в бюджетную систему (т.е. совокупной обязанности), и денежных средств, перечисленных (или признаваемых) в качестве ЕНП (п. 2 ст. 11.3 НК РФ).

С 1 января 2023 ЕНП обязателен для всех физических лиц. В одном платежном поручении только два изменяемых реквизита: ИЕН налогоплательщика, сумма платежа. Указывается один код бюджетной классификации без деления по налогам.

В соответствии с п. 2 ст. 11.3 НК РФ Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:

денежного выражения совокупной обязанности;

денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В соответствии с п. 3 ст. 11.3 НК РФ Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно п. 6 ст. 11.3 НК РФ сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.

Следовательно взысканию подлежит сумма отрицательного сальдо единого налогового счета, а не задолженность по конкретному налогу как это было до 01.01.2023 года.

Если до 01.01.2023 года требование об уплате задолженности направлялось налогоплательщику по каждому факту выявления недоимки, то сейчас, требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета, а в случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета не превышает 3 000 рублей, то не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо (пункт 1, 2 ст. 70 НК РФ).

Кроме этого постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году» были увеличены на 6 месяцев предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности.

После 01.01.2023 в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством не предусмотрено. Актуальную информацию об имеющейся задолженности можно получить в личном кабинете налогоплательщика (при его наличии) (указанная информация размещена в форме требования об уплате задолженности, утвержденной приказом ФНС России от 02.12.2022 № ЕД-7-8/1151@, зарегистрированном Минюстом России).

Требование об уплате задолженности будет включено в заявление о вынесении судебного приказа о взыскании за счет имущества должника на сумму долга, образованного после вынесения судебного акта по первому заявлению, при условии, что долг налогоплательщика не был погашен в полном объёме.

Увеличение суммы задолженности или ее изменение подтверждает налоговое уведомление и (или) декларация и (или) расчет и подтверждение отсутствия уплаты (частичной уплаты) соответствующих налогов, сборов в установленный НК РФ срок. Требование об уплате задолженности не подтверждает увеличение суммы задолженности. Решение о взыскании за счет денежных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 46 НК РФ принимается на сальдо ЕНС после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (сальдо ЕНС на дату вынесения Решения).

Как установлено судом и следует из ответа ОМВД России по Краснокутскому району, в собственности ФИО1 в 2023 году находились транспортные средства:

- легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> Дата регистрации права 23.04.2019;

- грузовой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> дата регистрации права 18.07.2006;

- грузовой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>, дата регистрации права 25.06.2008;

Согласно ответа Территориального отдела по Краснокутскому и Питерскому районам Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники саратовской области на ответчика в собственности ФИО1 в 2023 году находились транспортные средства:

<данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> дата регистрации права 05.11.2014;

- самоходное транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> дата регистрации права 07.09.2020.

Так же в собственности ФИО3 находились объекты недвижимости, расположенные по адресу:

- ФИО2 <адрес>, г. ФИО2, <адрес>, Кадастровый №.

- ФИО2 <адрес>, г. ФИО2, мкр. Нефтяников <адрес>, кадастровый №.

В указанный налоговый период 2023 год ФИО1 являлся плательщиком транспортного налога, имущественного налога.

Сведений о наличии льгот, о выбытии из владения названных объектов административным ответчиком не представлено.

Налоговой инспекцией начислен транспортный налог за 2023 год за транспортные средства:

- легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>

- грузовой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>

- <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>

- грузовой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>

- самоходное транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>

Начислен имущественный налог за квартиру по адресу: <адрес>, Кадастровый № и за квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый №, о чем ФИО1 направлено налоговое уведомление № от 24.08.2024 года.

Согласно п.1 ст. 363 Налогового Кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По заявлению Инспекции мировым судьей судебного участка № 1 Краснокутского района Саратовской области вынесен судебный приказ от 21.02.2025 года по гражданскому делу № 2а-243/2025 о взыскании с ФИО1 задолженность за счет имущества физического лица за 2023 год в размере е 15 526 рублей, а также государственная пошлина в размере 2000 рублей, который отменен определением мирового судьи 17.03.2025 года в связи с возражениями должника относительно его исполнения.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости исковые требования удовлетворить и взыскать ФИО1 задолженность за 2023 год по имущественному налогу в размере 1015 рублей, по транспортному налогу в размере 14511 рублей. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему делу, а поэтому с учетом требований статей 333.19, 333.20 Налогового Кодекса РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину.

На основании выводов судебного разбирательства и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, ИНН № в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области ИНН №, ОГРН № задолженность по имущественному налогу за 2023 год в размере 1015 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2023 год в размере 14511 рублей.

Перечисления производить по следующим реквизитам

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, ИНН № в доход бюджета Краснокутского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд Саратовской области в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2025 года.

Судья: (подпись)

Копия верна

Судья: Л.В. Евлампиева