Дело №2а-2920/2022
22RS0066-01-2022-003145-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2022 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Захаровой И.С.,
при секретаре Бахтиновой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по Алтайскому краю (далее – МИФНС) обратилась в суд с административным иском к ФИО1
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика в МИФНС № по Алтайскому краю.
в отношении ФИО1 предоставило в МИФНС России № по справки 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ гг., в которых указана сумма дохода, с которого не был удержан налог налоговым агентом: руб. за ДД.ММ.ГГГГ год, руб. за ДД.ММ.ГГГГ год, в связи с чем ФИО1 был исчислен налог на доходы физических лиц в размере % от указанной суммы.
Расчет налога приведен в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ и составил руб. за ДД.ММ.ГГГГ год, руб. за ДД.ММ.ГГГГ год, всего – руб.
Поскольку НДФЛ, указанный в налоговом уведомлении не был уплачен, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщику было выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №, в котором предложено оплатить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое не исполнено.
В связи с несвоевременной оплатой указанного налога, были начислены пеня в размере руб.
Межрайонной ИФНС № по было подано заявление о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, который впоследствии мировым судьей судебного участка № был отменен.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере руб. за ДД.ММ.ГГГГ год, руб. за ДД.ММ.ГГГГ год, всего – руб.
Представитель административного истца в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей возможность рассмотрения дела по существу в случае неявки в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которого судом не признана обязательной.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, ч.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Статья 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году получил доходы в в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, которые облагаются налогом в соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ по ставке %, в размере руб. за ДД.ММ.ГГГГ год, руб. за ДД.ММ.ГГГГ год, что подтверждается справками о доходах и суммах налога физического лица за ДД.ММ.ГГГГ г. № от ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ г. № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 Следовательно, он является плательщиком налога на доходы физических лиц (п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере % суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 212 доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением, указанным в данной статье.
В соответствии с п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обязательства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном ст. 226, п. 14 ст. 226.1 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом уведомления об уплате налога.
Налоговым органом заявлен ко взысканию налог на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г.г. в общей сумме руб.
Вместе с тем, % от суммы дохода, с которого не был удержан налог налоговым агентом за ДД.ММ.ГГГГ г. составляет руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – руб., общая сумма налога составляет руб.
Общая сума налога, подлежащего уплате ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ г.г., составила руб.
До настоящего времени налог на доходы физических лиц административным ответчиком не уплачен.
Согласно ст. ст. 52, 58 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.
На основании ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 было направлено почтовое налоговое уведомление об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому налог необходимо было уплатить до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неоплатой налогов ФИО1 было направлено требование об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом доказательства направления в адрес ФИО1 вышеуказанных налогового уведомления и требования об уплате налога отсутствуют в связи с уничтожением почтовых реестров, что подтверждается Актом межрайонной ИФНС России № по от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство является основанием для отказа у удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производятся в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно требованию об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, срок его исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, шестимесячный срок на обращение в суд истекал ДД.ММ.ГГГГ.
К мировому судье судебного участка № Республики МИФНС № по с заявлением о вынесении судебного приказа обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, т.е. с пропуском установленного законом срока.
При этом административным истцом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока в связи с большой загруженностью сотрудников ИФНС России № по Республики
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный налоговым органом шестимесячный срок на подачу заявления может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин его пропуска.
Согласно ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа с пропуском установленного ст.48 НК РФ срока.
Согласно положениям ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, административным истцом пропущен установленный законом шестимесячный срок для обращения в суд. При этом административный истец просил восстановить указанный срок, однако, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, суду не представлено.
Ссылка представителя истца на большую загруженность сотрудников ИФНС России № по Республики не является основанием для восстановления пропущенного процессуального срока, поскольку не свидетельствует об уважительной причине пропуска данного срока.
В соответствии с п. 20 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При вынесении решения суд также учитывает, что к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка подачи иска, а по настоящему делу данные обстоятельства не установлены.
В связи с изложенным, требования МИФНС № по Алтайскому краю не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Захарова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ