Дело № 2а – 180/2025

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

19 ноября 2025 года пос. Вожега

Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Спицова Н.В.,

при секретаре Демченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее – УФНС России по Вологодской области) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей.

В обоснование иска указано, что ФИО1 состоит на учете в качестве налогоплательщика, в связи с чем ему были начислены:

- транспортный налог за <дата обезличена> год на сумму 58 400 рублей;

- налог на имущество за <дата обезличена> год на сумму 22 640 рублей;

- земельный налог за <дата обезличена> год на сумму 3173 рублей, которые не уплачены.

В адрес ФИО1 было направлено требование об уплате задолженности, которое не было исполнено.

Просит взыскать со ФИО1 указанную выше задолженность по транспортному налогу, по налогу на имущество и земельному налогу, всего 84 213 рублей.

Представитель административного истца УФНС России по Вологодской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил уточненные исковые требования от <дата обезличена>, в которых указал, что <дата обезличена> на единый налоговый счет (ЕНС) ФИО1 поступил единый налоговый платеж (ЕНП) в размере 63 142 рубля 77 копеек, который в соответствии с п.8 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) распределен в ранее имеющуюся задолженность на ЕНС, а именно:

- 16 292 рубля 27 копеек (распределено в задолженность по налогу на имущество за <дата обезличена> год, остаток 6347 рублей 73 копейки);

- 2283 рубля 37 копеек (распределено в задолженность по земельному налогу за <дата обезличена> год, остаток 889 рублей 63 копейки);

- 42 026 рублей 01 копейка (распределено в задолженность по транспортному налогу за <дата обезличена> год, остаток 16 373 рубля 99 копеек);

- 2541 рубль 12 копеек (распределено в задолженность по УСН за 2024 год).

<дата обезличена> на ЕНС ФИО1 поступил ЕНП в сумме 31 857 рублей 23 копейки, который в соответствии с п.8 ст.45 НК РФ распределен в ранее имеющуюся задолженность на ЕНС, а именно:

- 31 857 рублей 23 копейки (распределено в задолженность по страховым взносам в совокупном размере за 2024 год).

С учетом этого просил взыскать со ФИО1 остаток задолженности по налогам в размере 23 611 рублей 35 копеек, в том числе: 6347 рублей 73 копейки – задолженность по налогу на имущество за 2023 год; 889 рублей 63 копейки – задолженность по земельному налогу за 2023 год; 16 373 рубля 99 копеек – задолженность по транспортному налогу за 2023 год.

Административный ответчик ФИО1 в суд не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление от <дата обезличена>, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и в иске отказать по основаниям, указанным ранее.

В предыдущих судебных заседаниях <дата обезличена> и <дата обезличена> ФИО1 исковые требования не признал и в обоснование возражений указал, что является индивидуальным предпринимателем, ранее подавал заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, поэтому в отношении его должна быть применена льгота по налогу на имущество и по земельному налогу, транспортный налог не должен начисляться за весь год, поскольку на время закрытия навигации и автомобильных дорог он лишен возможности пользоваться моторной лодкой и автомобилями.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст.356.1 Кодекса (ст.356 НК РФ).

В силу положений ст.357 и ст.358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, в том числе автомобили и моторные лодки.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Объектами налогообложения признаются, в том числе, жилой дом, квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение (ч.1 ст.401 НК РФ).

Порядок исчисления налога установлен ст.408 НК РФ.

Согласно п.1 этой статьи сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

К налогоплательщикам земельного налога ст.388 НК РФ относит физических лиц, обладающих земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, в частности на праве собственности.

Согласно ст.89 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом ст.393 НК РФ признает календарный год.

Как следует из материалов дела, ФИО1 являлся в течение <дата обезличена> года собственником следующего имущества:

- автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <номер обезличен>;

- автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <номер обезличен>;

- автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <номер обезличен>;

- моторной лодки, государственный регистрационный знак <номер обезличен>;

- сооружения площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый <номер обезличен>, местоположение: <адрес>а;

- сооружения площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый <номер обезличен>, местоположение: <адрес>а;

- здания площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый <номер обезличен>, <адрес>;

- сооружение площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый <номер обезличен>, местоположение: <адрес>а;

- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый <номер обезличен>, местоположение: <адрес>;

- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый <номер обезличен>, местоположение: <адрес>.

В силу указанного ФИО1 являлся в <дата обезличена> году плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

ФИО1 налоговым уведомлением <номер обезличен> от <дата обезличена> начислены за <данные изъяты> год: транспортный налог на сумму 58 400 рублей; налог на имущество физических лиц на сумму 22 640 рублей и земельный налог на сумму 3173 рубля, всего к уплате 84 213 рублей.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2023 года, усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа при введении с 01 января 2023 года института Единого налогового счета.

В силу п.1 ст.11.3 НК РФ, единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.11 НК РФ совокупная обязанность – это общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.

В установленный срок (до <дата обезличена>) ФИО1 налоги уплачены не были.

<дата обезличена> на ЕНС ФИО1 поступил ЕНП в сумме 63 142 рубля 77 копеек, который в соответствии п.8 ст.45 НК РФ распределен в ранее имеющуюся задолженность на ЕНС, а именно: 16 292 рубля 27 копеек распределено в задолженность по налогу на имущество за <дата обезличена> год; 2283 рубля 37 копеек распределено в задолженность по земельному налогу за <дата обезличена> год; 42 026 рублей 01 копейка распределено в задолженность по транспортному налогу за <дата обезличена> год.

С учетом этого остаток задолженности ФИО1 по налогам за <дата обезличена> год составляет в настоящее время 23 611 рублей 35 копеек, в том числе: 6347 рублей 73 копейки – задолженность по налогу на имущество за <дата обезличена> год; 889 рублей 63 копейки – задолженность по земельному налогу за <дата обезличена> год; 16 373 рубля 99 копеек – задолженность по транспортному налогу за <дата обезличена> год.

В силу п.2 ст.11 НК РФ сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленном законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.

Пунктом 1 ст.69 НК РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшие формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

С 01 января 2023 года в соответствии с п.1 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумма задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 было направлено требование об уплате задолженности от <дата обезличена> <номер обезличен> на сумму 152 815 рублей 42 копейки, в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборам, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо единого налогового счета.

В добровольном порядке требование налогоплательщиком не исполнено.

Неисполнение налогоплательщиком в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами НК РФ и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

По требованию, которое является предметом настоящего административного искового заявления, мировым судьей <адрес> по судебному участку <номер обезличен> <дата обезличена> был выдан судебный приказ, которым с административного ответчика взыскана задолженность по налогам за <дата обезличена> год в размере 84 213 рублей, а определением того же мирового судьи от <дата обезличена> данный судебный приказ отменен ввиду возражений административного ответичика.

Настоящее административное исковое заявление поступило в суд <дата обезличена>, то есть в пределах шестимесячного срока, исчисляемого в соответствии с абз.2 п.4 ст.48 НК РФ, со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств уплаты задолженности на момент рассмотрения дела судом, не представлено, суд полагает заявленные административным истцом требования о взыскании задолженности по земельному налогу за <дата обезличена> год в размере 889 рублей 63 копейки и транспортному налогу за <дата обезличена> год в размере 16 373 рубля 99 копеек подлежащими удовлетворению.

Доводы ФИО1 о применении льготы по уплате земельного налога и об освобождении от уплаты транспортного налога ввиду запрета использования транспортных средств в период закрытия навигации и дорог суд находит несостоятельными, поскольку они не основаны на законе.

Вместе с тем, суд находит доводы административного ответчика о применении льготы по налогу на имущество заслуживающими внимания.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1 с <дата обезличена> года является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Одним из видов предпринимательской деятельности является аренда и управление собственным недвижимым имуществом.

Также из материалов дела следует, что ранее, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена> и <дата обезличена>, ФИО1 были направлены в налоговый орган заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество.

НК РФ относит к специальным налоговым режимам упрощенную систему налогообложения (п.2 ст.18), порядок применения которой определяется гл.26.2 данного Кодекса.

Согласно п.3 ст.346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 названного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым п.10 ст.378.2 данного Кодекса).

Последствия выбора индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения заключаются, в том числе, в освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц, используемого для предпринимательской деятельности.

Из сведений, представленных УФНС России по Вологодской области от <дата обезличена>, следует, что в досье льгот физических лиц в отношении ФИО1 содержатся сведения о наличии льготы по налогу на имущество физических лиц, предусмотренной п.3 ст.346.11 НК РФ - «индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим – упрощенная система налогообложения (УСН)», с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>.

Данная льгота применена в отношении имущества, используемого ФИО1 в предпринимательской деятельности по объектам «Иные строения, помещения и сооружения» с кадастровыми номерами <номер обезличен> (подкрановая погрузочно-разгрузочная площадка), <номер обезличен> (бетонная площадка), <номер обезличен> (железнодорожная ветка) и <номер обезличен> (пункт сборки новой техники).

При исчислении налога на имущество за <дата обезличена> год налоговый орган не применил установленную п.3 ст.346.11 НК РФ льготу, то есть не освободил ФИО1 от обязанности по уплате налога на указанное выше имущество, используемое в предпринимательской деятельности, ввиду того, что им (ФИО1) не исполнена предусмотренная положениями п.6 ст.407 НК РФ обязанность по предоставлению в налоговый орган заявления о таком освобождении и соответствующих документов.

Однако суд считает, что налоговый орган, ограничившись установлением формальных условий, необоснованно не освободил ФИО1 от уплаты налога на имущество за <дата обезличена> год, поскольку невыполнение обязанности по направлению заявления и документов, указанных в п.6 ст.407 НК РФ, не влечет за собой утрату права на освобождение от уплаты налога, что являлось бы несоразмерным последствием с точки зрения цели установления данного института.

Указанное согласуется с позицией Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении от 17 января 2024 года №5-КАД23-79-К2.

Положениями абз.4 п.6 ст.407 НК РФ предусмотрено, что в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими Федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

Из материалов дела, в том числе из сведений, представленных УФНС России по <адрес> от <дата обезличена> и объяснений административного ответчика, следует, что ранее ФИО1 неоднократно направлялись в налоговый орган заявления о предоставлении льготы по налогу, соответствующие налоговые декларации, из которых усматривается использование указанных выше подкрановой погрузочно-разгрузочной площадки, бетонной площадки, железнодорожной ветки и пункта сборки новой техники в предпринимательской деятельности.

Данные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о наличии у налогового органа необходимых сведений, на основании которых ФИО1 должен быть освобожден от уплаты налога на имущество.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования в части взыскания со ФИО1 задолженности по налогу на имущество за <дата обезличена> год в размере 6347 рублей 73 копейки удовлетворению не подлежат.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, государственная пошлина за рассмотрение дела судом в соответствии с положениями ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.

Взыскать со ФИО1 (ИНН <номер обезличен>), проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> задолженность по земельному налогу за <дата обезличена> год в размере 889 рублей 63 копейки и задолженность по транспортному налогу за <дата обезличена> год в размере 16 373 рубля 99 копеек, а всего 17 263 (семнадцать тысяч двести шестьдесят три) рубля 62 копейки.

В удовлетворении административного искового заявления в оставшейся части отказать.

Взыскать со ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Вожегодский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме принято 19 ноября 2025 года.

Председательствующий судья, подпись.

Копия верна. Судья Вожегодского районного суда Спицов Н.В.