Дело 2а-1929/2025

УИД 76RS0022-01-2025-002943-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 октября 2025 года г. Ярославль

Судья Заволжского районного суда г. Ярославля Пудова Е.В., рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 10 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании задолженности по пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 10 по Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 в котором просит взыскать пени в сумме 2 993,16 руб., начисленные по налогу на имущество физических лиц за 2016-2021 годы.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом Определением суда административному ответчику предлагалось представить в суд возражения в письменной форме по существу административного искового заявления и направить копии возражений административному истцу, а также сообщить, не возражает ли против применения порядка рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

При указанных обстоятельствах отложение дела по причине отсутствия административного ответчика в судебном заседании суд считает нецелесообразным и нарушающим право административного истца на своевременную судебную защиту. Суд определил, в связи с наличием оснований, предусмотренных ст. 291 КАС РФ, и отсутствием возражений со стороны административного ответчика, рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ. На основании п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Согласно п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

На основании п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ставки налога на имущество на территории г. Ярославля установлены ст. 2 Решения муниципалитета г. Ярославля от 27.11.2014 г. № 441, налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В рассматриваемый период времени административному ответчику принадлежали следующие объекты налогообложения:

- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> А, с кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.;

- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.

Налоговым органом исчислены к уплате ФИО1 следующие суммы налога по имуществу: за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

В адрес ФИО1 направлены налоговые уведомления:

- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;

- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;

- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;

- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;

- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;

- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

Вышеприведенные суммы налогов уплачены ФИО1 с нарушением установленных законодательством сроков уплаты, в связи с чем налоговым органом начислены пени на общую сумму <данные изъяты> руб.

Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФНС по <адрес> исключена из сальдо ЕНС ФИО1 задолженность по виду платежа «пени» в размере <данные изъяты> руб.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с данным кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п. 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 70 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ) требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ (п. 2 ст. 45 НК РФ).

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4).

С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 10 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском срока обращения в суд.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с административным исковым заявлением. Вместе с тем административный истец не указал суду о наличии каких-либо уважительных причин, объективно препятствующих своевременной подачи настоящего иска.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Оснований для признания административным истцом пропуска срока уважительным, суд не усматривает.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 290, 180 КАС РФ, суд

решил :

В удовлетворении административных требований Межрайонной ИФНС России № 10 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании задолженности по пени отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья Е.В. Пудова