Дело № 2а-429/2022
УИД 61RS0014-01-2022-000794-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2022 Донецкий городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Степанян Ш.У.,
при секретаре Бабенко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 21 по Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просит взыскать с ФИО1 недоимки по:
- транспортному налогу в физических лиц за 2020 год в размере ... копеек (требование № ...);
- пени по транспортному налогу в физических лиц за 2020 год за период с ... в размере ... копеек (требование № ...).
В обоснование своих требований административный истец сослался на следующее.
Административный ответчик ФИО1 является собственником транспортных средств:
- автомобили грузовые, ...;
- автомобили легковые, ...;
- автомобили грузовые, ....
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, водится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 357 НК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 6 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» (принят ЗС РО 19.04.2012) налогоплательщики – физические лица производят уплату транспортного налога в соответствии с порядком и сроком, установленными ст. 363 НК РФ. Уплата налога производится на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органами (п. 3 ст. 363 НК РФ). На основании расчетов по транспортному налогу за 2018 г., произведенных Межрайонной ФНС России № 21 по Ростовской области, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2020 г., составила ... копеек. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за 2020 г. за период с ... в размере ... копеек (требование № ...). Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлено требование от ... об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки и пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области, ответчик ФИО1, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца. Суд, изучив материалы административного дела, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив административное исковое заявление, письменные возражения ответчика, дополнительные письменные пояснения административного истца, материалы административного дела, пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В силу пунктов 2 и 3 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, в соответствии с которым указанная в статье 48 Кодекса сумма составляет 10 000 рублей, вступил в силу 23 декабря 2020 года.
В силу части 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Требованием от ... ФИО1 предоставлен срок для уплаты задолженности по налогу и пени до ... (л.д. 9, 11).
... истец обратился с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа.
... определением мирового судьи в Донецком судебном районе Ростовской области от ... отменен судебный приказ № ...
С настоящим исковым заявлением истец обратился в суд ....
Таким образом, в срок, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ, инспекция обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что инспекцией соблюдены порядок и сроки обращения в суд за принудительным взысканием с налогоплательщика недоимки по транспортному налогу и пени
Разрешая исковые требования по существу, суд исходит из следующего.
Положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы. Аналогичные требования закреплены в п. 1 ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 НК РФ, пункт 1 которой предусматривает, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Административный истец просит взыскать с ответчика ФИО1 задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2020 г. в размере ... рублей, задолженность по пене, начисленной в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2020 г. (за период с ...), в сумме ... рублей. Суд, изучив материалы административного дела, пришел к выводу о законности и обоснованности данных требований по следующим основаниям.
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. Согласно требованиям статей 357 и 358 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Транспортные средства, не являющиеся объектами налогообложения, определены п. 2 ст. 358 НК РФ.
Согласно Сведениям о транспортных средствах, зарегистрированных за ФИО1 (л.д. 15), в период, за который был начислен транспортный налог, за административным ответчиком зарегистрированы транспортные средства:
автомобили грузовые, ...;
- автомобили легковые, ...;
- автомобили грузовые, ....
С 11.05.2012 г. в Ростовской области действует Областной закон Ростовской области от 10.05.2012 N 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области». Статьей 5 данного Областного закона определены налоговые ставки по транспортному налогу. В силу ст. 6 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-ЗС, в редакции, действовавшей на день возникновения обязанности по уплате транспортного налога за 2018 г., налогоплательщики - физические лица производят уплату транспортного налога в соответствии с порядком и сроком, установленными статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ в редакции, действовавшего на день возникновения обязанности ответчика по уплате транспортного налога, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление № ... об уплате транспортного налога. (л.д. 7, 8)
В установленный срок транспортный налог ФИО1 уплачен не был.
В силу ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченных налогов начислена пеня. Согласно ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из представленных суду документов следует, что за ответчиком числится недоимка по транспортному налогу и пене за несвоевременную уплату транспортного налога.
Суд согласен с расчетом взыскиваемых сумм, представленным административным истцом и принимает его как математически правильный и соответствующий действующему законодательству. Контррасчет ответчиком не представлен.
В соответствии со ст. 69 НК РФ Межрайонная ИФНС России № 21 по Ростовской области 13.12.2021 (л.д. 9, 11) на имя ФИО1 направляла Требование об уплате налога № ..., в соответствии с которыми ФИО1 было предложено погасить задолженность в сроки до .... Данные требования административным ответчиком не были исполнены.
Из сведений о состоянии расчетов с бюджетом по транспортному налогу ФИО1 следует, что испрашиваемая истцом недоимка не погашена.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах) либо органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что обязанность по уплате транспортного налога возникает на основании факта регистрации транспортного средства. Налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей. Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362). При этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605) (действовавший до 01.01.2020) предусматривал возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4). Согласно ныне действующему Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 (п. 133) прекращение государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 Правил осуществляется регистрационным подразделением на основании документов, установленных подпунктами 27.1 - 27.3 пункта 27 Административного регламента, заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1, 61.2, 61.4 и 61.7 пункта 61 Административного регламента.
Таким образом, пока транспортное средство не снято с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является формальный, а не фактический владелец транспортного средства. Иные основания для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу) не установлены.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. В соответствии с порядком, установленным ст. 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета, за исключением случаев уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, которая зачисляется в доход федерального бюджета.
Межрайонная ИФНС России № 21 по Ростовской области освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления на основании пп.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Согласно ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины, подлежащей уплате по настоящему гражданскому делу составляет ... рублей.
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени подлежат удовлетворению в полном объеме, поэтому с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере ... рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: ... ИНН ... в пользу Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области задолженность по:
- транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере ... рублей;
- пени по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год за период с ... в размере ... копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме .... копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ....
Председательствующий: