Дело №2а-2838/2022
Уникальный идентификатор дела: 03RS0006-01-2022-003823-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Попеновой Т.В.,
при секретаре Якуповой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налога и пеней,
установил:
Межрайонная ИФНС России № по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к ФИО1, просит взыскать с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 6198,55 рублей, за 2020 год в размере 6300 рублей, пеня по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 89,93 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, о причине неявки суду не сообщил.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что машины не сняты с учета в ГАИ.
В связи с надлежащим извещением истца, суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав административного ответчика, изучив и оценив материалы административного дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
В соответствии со ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со ст.69 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О). Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.
Признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
Судом установлено, что ФИО1 в 2019, 2020 г.г. являлся собственником транспортных средств: Тойота Ленд Крузер Прадо г.р.з. №, ВАЗ21083 г.р.з. №, ВАЗ 2121 г.р.з. №
Таким образом, у налогоплательщика возникла обязанность по уплате транспортного налога, которая им в установленный законом срок исполнена не была.
По указанным транспортным средствам ФИО1 был начислен транспортный налог, недоимка по которому составила за 2019 г. 6300 руб., направленное налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога ответчиком в добровольном порядке в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ не исполнено; недоимка за 2020 г. составила 6300 руб., направленное налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога ответчиком в добровольном порядке в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ не исполнено.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом абзацем 2 части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговые уведомления об уплате налога. Поскольку налогоплательщиком самостоятельно обязанность по уплате налогов не были исполнены, выставлены требования от ДД.ММ.ГГГГ №, срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ
С учетом вышеуказанных положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 указанных в самих требованиях недоимки по налогам и пеням могло быть подано налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев по истечению срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ, так как общая сумма долга превышает 10 000 руб..
Определением мирового судьи судебного участка № по Орджоникидзевскому району г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ, выданный мировым судьей судебного участка № по Орджоникидзевскому району г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу в размере 12588,48 рублей.
Административное исковое заявление поступило в Орджоникидзевский районный суд г. Уфы ДД.ММ.ГГГГ.
Судом, представленный истцом расчет транспортного налога произведен верно. Расчет задолженности по налогу и пеням ответчик ФИО1 не оспорил, свой расчет не представил.
Довод административного ответчика о том, что транспортные средства были проданы, в связи с чем, у него отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога, суд считает несостоятельным, так как транспортные средства в 2019, 2020 г.г. были зарегистрированы на имя ФИО1, что также не оспаривалось административным ответчиком, каких-либо доказательств принятия налогоплательщиком мер по снятию с учета транспортных средств не представлено, так же как и не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствующих совершить указанные действия.
Отчуждение транспортных средств без снятия его с учета в регистрирующем органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. ст. 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Исходя из изложенного, с учетом приведенных норм права в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд исковые требования налогового органа признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что административный истец на основании подп.19 п.1 ст. 293.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика, в соответствии со ст.114 КАС РФ, с учетом размера требований подлежит взысканию государственная пошлина в размере 503,50 рубля в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 290, 177-180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налога и пеней, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождение: <адрес>, ИНН №, в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по Республике Башкортостан недоимку по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2019 год в размере 6198,55 рублей, налог за 2020 год в размере 6300 руб., пеня по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 89,93 руб., на общую сумму 12588 (двенадцать тысяч пятьсот восемьдесят восемь) рублей 48 копеек.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождение: <адрес>, ИНН №, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 503 (пятьсот три) рубля 50 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Орджоникидзевский районный суд г.Уфы РБ.
Судья: Т.В. Попенова