78RS0004-01-2025-000383-36
Дело № 2а-290/2025 30 сентября 2025 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зеленогорский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Заведеевой И.Л.
при секретаре Шамоян А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Санкт-Петербургу к ФИО2 в лице законного представителя ФИО1 «ДСО Покровский» о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к ФИО2 в лице законного представителя ФИО1 «ДСО Покровский» о взыскании задолженности по транспортному налогу: за 2021 год в размере 11 545 рублей 66 копеек, за 2023 год в размере 11 550 рублей; пени в размере 12 670 рублей 25 копеек, а всего на общую сумму 35 765 рублей 91 копейку.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ФИО2 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по Санкт-Петербургу.
Определением мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга от 15.05.2025г. было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
В соответствии с п.4 ст.48 НК РФ, главой 32 КАС РФ инспекция обратилась в суд с данным административным исковым заявлением.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещен.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещен.
Законный представитель административного истца ФИО1 «ДСО Покровский» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещен, представил возражение на административное исковое заявление.
Суд, изучив материалы дела, проанализировав в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ обязанность платить налоги, закрепленная в ст.57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. №-О-П).
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена ст.57 Конституции Российской Федерации.
Согласно пп. п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Материалами дела доказано, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по Санкт-Петербургу.
Налогообложение транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц осуществляется в соответствии с главой 28 «Транспортный налог» НК РФ и Закона Санкт-Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге».
В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим НК ПФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст.357 НК РФ, административный ответчик является плательщиком транспортного налога.
На основании данных, представленных в налоговый орган в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ уполномоченными органами, административному ответчику в соответствии со ст.52 НК РФ направлены по транспортному средству КАМАЗ53212 налоговые уведомления № от 01.09.2022г. об уплате налога за 2021 год в размере 11 550 рублей, № от 07.08.2024г. об уплате налога за 2023г. в размере 11 550 рублей.
В связи с тем, что налог не был уплачен в срок, установленный налоговым законодательством, налогоплательщику в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ через почтовое отделение заказным письмом направлено требование от 23.07.2023г. №.
В соответствии с п.6 ст.69 НК РФ допускается направление налогового уведомления и требования по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае отсутствия личного кабинета данные документы направляются по почте.
В соответствии с п.4 ст.31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
На момент составления административного искового заявления задолженность по транспортному налогу не погашена, актуальная задолженность - 23 095 рублей 66 копеек.
Срок уплаты транспортного налога за 2023 год наступил позже даты направления налогоплательщику требования от 23.07.2023г. №, поэтому сумма налога за 2023 год не отражена в требовании; однако, с даты его направления до даты обращения в суд сальдо ЕНС налогоплательщика было непрерывно отрицательным, в связи с чем новое требование правомерно не формировалось.
С учетом изменений, внесенных в НК РФ с 01.01.2023г., и переходных положений, установленных Федеральным законом от 14.07.2022г. №-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон №-Ф3), в части введения в законодательство понятия ЕНС, изменен порядок учета задолженности и принятия решения о ее взыскании в принудительном порядке.
На основании п.4 ст.4 Закона № 263-ФЗ сальдо ЕНС представляет собой разницу между перечисленными денежными средствами и суммами неисполненных обязанностей.
В соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ требование об уплате задолженности формируется 1 раз на всю сумму отрицательного сальдо ЕНС и действует до момента, пока сальдо ЕНС не примет положительное значение либо равное «О».
В случае изменения размера отрицательного сальдо ЕНС в реестре решений о взыскании задолженности, размещается информация об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа перечисление суммы задолженности или по поручению налогового органа на перевод электронных денежных средств, в том числе в случае формирования положительного, либо нулевого сальдо единого налогового счета.
Соответственно, по смыслу Закона №-Ф3, а также соответствующих положений ст.ст. 46 и 69 НК РФ требования об уплате задолженности, а также решения о взыскании задолженности формируются и исполняются в сумме актуального отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика.
Применительно к процедуре взыскания задолженности физических лиц фиксация конкретной суммы задолженности происходит в момент формирования заявления о выдаче судебного приказа.
Так, если после обращения налоговым органом к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа отрицательное сальдо ЕНС увеличится, то на образовавшуюся разницу налоговым органом будет сформировано новое заявление о выдаче судебного приказа, при этом формирование нового требования, в соответствии со ст.69 НК РФ и решения о взыскании в соответствии с п.1 ст.48 и п.3 ст.46 НК РФ невозможно, поскольку сальдо ЕНС при этом не становится положительным или равным «0».
Одновременно направление налогоплательщику уточненного требования действующим законодательством не предусмотрено, суммы налога с более поздним сроком уплаты включаются в ранее сформированное, но не исполненное требование.
В соответствии, с приказом ФНС России от 02.12.2022г. № ЕД-7-8/1151@ «Об утверждении форм требований об уплате, а также форм документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности» в случае изменения суммы задолженности, направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.
Льготы по транспортному налогу в Санкт-Петербурге установлены Законом Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 14.07.1995г. №, с изменениями (далее – Закон №).
В соответствии со ст.5 Закона № определен перечень категорий граждан, зарегистрированных по месту жительства в Санкт-Петербурге, в том числе от уплаты транспортного налога освобождаются:
-инвалиды I и II групп инвалидности - за одно транспортное средство, при условии, что данное транспортное средство имеет мощность двигателя до 150 лошадиных сил включительно или с года его выпуска прошло более 15 лет.
При этом, согласно п.2 ст.5 Закона № в отношении транспортных средств, зарегистрированных налогоплательщиками после ДД.ММ.ГГГГ (включительно), право на применение налоговых льгот предоставляется при условии, что указанные транспортные средства произведены на территории Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия).
В соответствии с п.1 ст.ст.11-13 Закона № (в редакции, действующей с 01.01.2020г.) обязательными условием для применения налоговых льгот, является отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, а также пеней и штрафов по ним в суммарном объеме более 10 процентов от суммы заявленной налоговой льготы (подпункт 1 настоящего пункта).
Факт выполнения условий, указанных в подпункте 1 пункта 1 ст.ст. 11-13 Закона №, устанавливается на последний день каждого налогового периода, на который распространяется соответствующая налоговая льгота.
В случае, если налогоплательщиком в течение календарного года, следующего за налоговым периодом, за который налогоплательщик заявил налоговую льготу, устранены обстоятельства, препятствующие применению налоговой льготы, налогоплательщику предоставляется право на получение заявленной налоговой льготы.
Льгота по транспортному налогу за налоговый период 2021 год (по сроку уплаты не позднее 01.12.2022г.) может быть предоставлена только при условии отсутствия неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, а также пеней и штрафов по ним в суммарном объеме более 10 процентов от суммы заявленной налоговой льготы не позднее 31.12.2022г.
При расчёте транспортного налога за 2021 год, по состоянию на 31.12.2021г. у ФИО2 оставалась задолженность, в том числе:
?страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) на сумму 21 401,99 руб. (за 2017 год по сроку уплаты не позднее 09.01.2018г.) и пени на сумму 6 860,04 руб.;
?страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4 150,43 руб. (за 2017 год по сроку уплаты не позднее 09.01.2018г.), и пени на сумму 1 336,97 руб.
Пени начислены в соответствии с п.3 ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога.
В связи с наличием задолженности по налогам, превышающей 10% от суммы налоговой льготы, ФИО2 не была предоставлена льгота по транспортному налогу за налоговый период 2021 год на транспортное средство КАМА3 53212 государственный номерной знак X3970P78.
В связи с непогашением задолженности в течение 2022 года ФИО2 утрачено право на получение льготы по транспортному налогу за 2021 год.
Суд проверил расчет транспортного налога, считает его обоснованным и мотивированным, расчет соответствует требованиям действующего налогового законодательства, произведен налоговым органом за соответствующий налоговый период.
С 01.01.2023г. Федеральным законом от 14.07.2022г. № 263-ФЗ (ред. от 27.11.2023г.) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в ст.75 НК РФ в части начисления и уплаты пени. Размер пеней за неуплату налога (страховых взносов) рассчитывается исходя из суммы недоимки, количества дней просрочки и ставки для расчета пеней (п.п. 3, 4 ст.75 НК РФ, п.п. 5, 6 ст. 26.11 Закона № 125-ФЗ).
При расчете пеней по налогам и взносам количество дней просрочки считается со дня возникновения на едином налоговом счете (ЕНС) недоимки, в отношении которой начисляются пени, по день исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (взносов) включительно (п.3 ст.75 НК РФ).
До конвертации на ЕНС у ФИО2 были начислены пени в следующем размере: по транспортному налогу в сумме 882 рубля 22 копейки; по страховым взносам на ОПС в сумме 8 165 рублей 21 копейки; по страховым взносам на ОМС в сумме 1 590 рублей 07 копеек, а всего в размере 10 637 рублей 50 копеек.
Сумма пени, вошедшая в сумму взыскания по иным заявлениям налоговых органов составляет 11 088,32 руб.
Исходя из расчета (10 637,50 + 16 703,73) – 11 088,32 = 16 252,91 руб.
Сумма пени, включенное в заявление о вынесении судебного приказа № от 15.04.2025г. - 12 670,25 руб.
В связи с вступлением в силу изменений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ), связанных с единым налоговым счетом, исполнение обязанности по уплате налогов с ДД.ММ.ГГГГ в силу положений п.1 ст.45 Кодекса, осуществляется путем перечисления денежных средств в виде единого налогового платежа (далее - ЕНП), за исключением определенных случаев, установленных положениями Кодекса.
При расчете пеней по налогам и взносам количество дней просрочки считается со дня возникновения на едином налоговом счете (ЕНС) недоимки, в отношении которой начисляются пени, по день исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (взносов) включительно (п.3 ст.75 НК РФ).
На момент составления административного искового заявления сальдо единого налогового счета составляет - 71 182,05 руб. (отрицательное).
В установленные сроки и до настоящего времени вышеперечисленные требования по взыскиваемой части частично исполнены.
Вместе с тем, согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с этим административным истцом 15.05.2024г. принято решение № о взыскании с административного ответчика задолженности (л.д.30).
15.05.2025г. мировым судьей судебного участка № Санкт-Петербурга вынесено определение от 15.05.2025г. об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа №a-267/2025.
Статьями 362, 396 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом.
На основании п.1 ст.363, п.1 ст.397 НК РФ физические лица уплачивают транспортный налог, земельный налог (имущественные налоги) на основании направленных им налоговым органом уведомлений (или уведомлений, полученных через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России) не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом).
В силу требований ст.210 ГК РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего имущества.
Сведений о погашении административным ответчиком отрицательного сальдо ЕНС материалы дела не содержат.
Из представленных налоговых требований, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налога налоговым органом была соблюдена.
На основании изложенного, налоговым органом обоснованно произведен расчет имеющейся у налогоплательщика задолженности по оплате обязательных платежей.
Суд, проверив представленный расчет налога, приходит к выводу, что административным истцом применены правильные налоговые ставки, учтена действующая налоговая база.
Иного расчета административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, расчет взыскиваемого налога является арифметически верным, обоснованным по праву.
Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 24.05.2019г. по гражданскому делу № ФИО2 признан недееспособным, и с 20.12.2017г. по настоящее время является получателем социальных услуг в ФИО1 «ДСО «Покровский», который является его попечителем и законным представителем.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по: транспортному налогу за 2021 год в размере 11 545 рублей 66 копеек, за 2023 год в размере 11 550 рублей; пени в размере 12 670 рублей 25 копеек, а всего на общую сумму 35 765 рублей 91 копейка.
Учитывая, что ФИО2, будучи недееспособным, не несет самостоятельной имущественной ответственности, обязанность по уплате задолженности в соответствии с ч.2 ст.51 НК РФ возложена на его законного представителя, который должен исполнить законное требование об уплате налога за счет денежных средств недееспособного ФИО2
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, рассчитывается судом в соответствии со ст.114 ч.1 КАС РФ и ст.333.19 НК РФ, и равен 4 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по Санкт-Петербургу удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 «ДСО «Покровский», действующего в интересах недееспособного ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН:<***>, за счет денежных средств ФИО2, в бюджет Санкт-Петербурга задолженность по транспортному налогу: за 2021 год в размере 11 545 рублей 66 копеек, за 2023 год в размере 11 550 рублей; пени в размере 12 670 рублей 25 копеек, а всего на общую сумму 35 765 рублей 91 копейку.
Взыскать с ФИО1 «ДСО «Покровский», действующего в интересах недееспособного ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН:<***>, за счет денежных средств ФИО2, в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Дата принятия решения суда в окончательной форме 06.10.2025г.
Судья