№ 2а-752(1)/2022
64RS0028-01-2022-001646-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2022 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Викторовой И.В.
при секретаре Соловьевой Е.В.
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ростовской таможни к ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи заявления и о взыскании таможенных пошлин и пени,
установил:
Ростовская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – Ростовская таможня) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи заявления и о взыскании таможенных пошлин и пени. Требование мотивировано тем, что гражданином ФИО1 26.10.2014 на таможенную территорию Евразийского экономического союза через по пассажирской таможенной декларации был осуществлен временный ввоз до 27.01.2015 транспортного средства марки объем двигателя 1198 куб.см. (далее – ТДТС), для личного пользования. В связи с невывозом транспортного средства с территории Евразийского экономического союза по истечении установленного срока временного ввоза, Ростовской таможней в адрес ФИО1 по месту регистрации/пребывания на основании решения было направлено уведомление от 06.04.2021 об уплате таможенных платежей, которое не было исполнено. По состоянию на 06.04.2021 года размер таможенных платежей составил 202 822,36 руб., размер пени за период с 28.01.2015 по 06.04.2021 - 182 053,35 руб. Ранее таможня обращалась к мировому судье судебного участка № 4 Пугачевского района Саратовской области о выдаче судебного приказа о взыскании таможенных платежей и пени, определением от 12 мая 2022 года в принятии заявления отказано. При этом, истец полагает, что причины пропуска им срока обращения в суд с настоящим иском являются уважительными, поскольку в связи со сложной политической ситуацией на границе с Украиной в период 2015-2017 гг, отсутствием почтовой связи с рядом населенных пунктов Донецкой и Луганской Народных Республик, таможня была лишена возможности отправить административному ответчику уведомление о неуплаченных таможенных платежах в сроки, установленные таможенным законодательством. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать причины пропуска срока обращения в суд с административным иском уважительными и восстановить срок на обращение в суд с настоящим иском; взыскать с ФИО1 задолженность по уплате таможенных платежей в размере 202 822,36 руб., пени в размере 182 053,35 руб., всего 384 875,71 руб.
Административный истец Ростовская таможня о времени и месте судебного заседания извещен, представитель в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных таможенным органом исковых требований в полном объеме. Считал, что таможенным органом пропущен установленный законом срок для взыскания таможенных платежей, а также срок обращения в суд, и оснований для его восстановления не имеется. Пояснил, что в связи с проведением боевых действий на территории Луганской Народной Республики он с супругой ФИО4 в качестве беженцев 26.10.2014 на принадлежащем ему автомобиле пересекли границу Российской Федерации через таможенный пост . В сентябре 2015 г. он получил паспорт гражданина Российской Федерации и был зарегистрирован постоянно по месту жительства по адресу: . Считал, что у таможенного органа не было препятствий установить его местонахождение, уведомление от 06.04.2021 об уплате таможенных платежей выставлено административным истцом с нарушением трехлетнего срока их уплаты.
Учитывая положения ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, данным Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза на момент возникновения спорных правоотношений регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), главой 45 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Соглашением Правительств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее – Соглашение).
В соответствии со ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей (пункт 2).
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (пункт 5).
С 1 января 2018 года указанные выше правоотношения регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), согласно статье 50 которого, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант и иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно п. 4 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.
Пунктом 1 статьи 268 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Из материалов дела видно, что 26.10.2014 гражданином ФИО1 при пересечении таможенной границы подана пассажирская таможенная декларация на временный ввоз транспортного средства марки , объем двигателя 1198 куб.см., для личного пользования.
Согласно отметкам должностного лица таможенного поста срок временного ввоза установлен до 27 января 2015 года (л.д. 23-24).
Вместе с тем, в рамках проведения таможенного контроля, установлено, что в обозначенный срок транспортное средство с таможенной территории Таможенного союза не вывезено, что привело к нарушению требований ст. 358 ТК РФ.
Поскольку обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства не осуществлен по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, должностными лицами отдела таможенного поста принято решение от 26.03.2021 о нарушении срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, влекущего наступление срока уплаты таможенных пошлин, с расчетом таможенных пошлин (л.д.25-28).
В порядке, установленном п. 7 ст. 14 Соглашения произведен расчет таможенных пошлин с применением единой ставки таможенных пошлин, налогов, действовавшей на день регистрации пассажирской таможенной декларации – 26.10.2014, установленной п. 12 Приложения № 5 к Соглашению – в размере 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя. Сумма таможенных платежей составила 202 822,36 руб. (л.д. 29).
Согласно ч. 3 ст. 270 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени.
В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона (ч. 7). Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени (ч. 8). Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи (ч. 10). Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (ч. 11). При взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно (ч. 14).
В порядке, предусмотренном ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ административным истцом произведен расчет пени за просрочку уплаты таможенных пошлин за период с 28.01.2015 по 06.04.2021 в размере 99 382,97 руб.
С учетом установленных по делу обстоятельств, на основании вышеуказанных положений закона суд пришел к выводу о том, что поскольку временно ввезенный автомобиль находится на территории Таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении указанного товара взимаются таможенные пошлины, обязанность по уплате которых возложена на лицо, которое ввезло товар, то есть на административного ответчика.
Согласно ч. 15 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Согласно ч. 19 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 25 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ в случае направления уведомления по почте заказным письмом такой документ направляется таможенным органом физическому лицу - по адресу, указанному таким лицом таможенному органу, в том числе в таможенных документах, а также по адресу, установленному таможенным органом на день направления уведомления (уточнения к уведомлению).
Уведомление от 06.04.2021 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин направлено Ростовской таможней 09.04.2021 по адресу, указанному административным ответчиком в пассажирской таможенной декларации – и по адресу регистрации – , где получено адресатом 19.04.2021 (л.д. 31-34).
В добровольном порядке ФИО2 не исполнено требование таможенного органа об уплате таможенных платежей.
Как следует из материалов дела, административный истец произвел расчет
таможенных платежей исходя из дня наступления обязанности по уплате таможенных платежей – 28 января 2015 года. День возникновения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин совпадает с днем начала течения срока давности.
Следовательно, 28 января 2018 года истек трехлетний пресекательный срок, в течение которого административный истец имел законную возможность взыскивать таможенные платежи (данная позиция отражена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2020 года N 16-КАД20-1-К4).
На момент истечения срока уплаты таможенных платежей правоотношения по поводу их взыскания были урегулированы положениями Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 названного закона принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Аналогичный трехлетний срок для взыскания таможенных платежей установлен и частью 8 статьи 71 действующего Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации" меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.
Из материалов дела видно, что 31.03.2022 Ростовская таможня обращалась к мировому судье о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 4 Пугачевского района Саратовской области от 12.05.2022 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа к должнику ФИО2 на взыскание задолженности по таможенным платежам в связи с пропуском срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ (л.д. 16-19).
Как установлено судом, уведомление от 06.04.2021 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин направлено административным истцом 09.04.2021, к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскании задолженности по таможенным платежам административный истец обратился 31.03.2022. Таким образом, административным истцом пропущен трехлетний срок для взыскания таможенных платежей и на обращение за принудительным взысканием в суд.
Согласно разъяснениям п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности.
Вместе с тем на основании части 16 статьи 80 Закона о таможенном регулировании пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. Такое восстановление производится судом на основании ходатайства таможенного органа, содержащего обоснование причин, повлекших пропуск сроков обращения в суд.
Из материалов дела видно, что ФИО1 и члены его семьи являлись участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, соответствующее свидетельство было выдано 25.12.2014 на имя супруги ФИО4 На территории Российской Федерации ФИО1 был зарегистрирован временно с 06.12.2014 до 12.11.2015, получил Российское гражданство 14.09.2015, с 21.09.2015 постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: . Следовательно, с этого времени у таможенного органа имелась реальная возможность выяснить данные о месте жительства административного ответчика и соответственно представить требование об уплате таможенных платежей, а также обратиться о принудительном взыскании в суд. Доказательств наличия уважительных причин, которые объективно препятствовали бы своевременному направлению ФИО1 требования об уплате таможенных платежей и обращению в суд за принудительным взысканием, административным ответчиком не представлено.
В соответствии с ч. 5 ст. 180, ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289, ч. 1 ст. 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом изложенного в восстановлении Ростовской таможне срока для обращения в суд с данным административным иском суд считает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Ростовской таможни к ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи заявления и о взыскании таможенных пошлин и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27.09.2022.
Судья