Дело № 2а-3422/2022

55RS0003-01-2022-004801-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Холявкиной Я.А.,

при секретаре судебного заседания Геворкян Г.А.,

с участием помощника судьи Ушаковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2022 года по адресу: <...> административное дело № 2а-3422/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области к Ж.Ю.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области (далее – МИФНС России № 4 по Омской области) обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, указав в обоснование, что Ж.Ю.В. является плательщиком транспортного налога.

С учетом положений ст. 52 НК РФ инспекцией в адрес административного ответчика посредством личного кабинета налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от 03.08.2020 на оплату транспортного налога за 2019 год в размере 24 480 руб.

На основании положения ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика посредством личного кабинета налогоплательщика направлено требование № со сроком исполнения до 22.01.2021.

Данное требование в добровольном порядке административным ответчиком в срок исполнено не было, в связи с чем административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика указанной задолженности по налогам и пени.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 59 в Ленинском судебном районе в г. Омске по делу № 2а-1065/2021 с административного ответчика взыскана задолженность по налогам и пени. Определением мирового судьи от 27.01.2022 судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.

На основании изложенного просит взыскать с Ж.Ю.В. задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 24 258, 05 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2019 год за период с 02.12.2020 по 13.12.2020 в размере 41,62 руб.

Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Ж.Ю.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменных пояснениях просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указывал на отсутствие задолженности по налогу в связи с продажей транспортного средства.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу положений ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с положениями абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В соответствии со ст.ст. 357, 358 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По правилам ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно ст. 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 2 ст. 75 НК РФ установлено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Из материалов административного дела следует, что за Ж.Ю.В. с 30.01.2016 по 17.12.2021 был зарегистрирован автомобиль марки <данные изъяты> года выпуска, г/н № (карточка учета транспортного средства от 11.08.2022).

Доводы стороны административного ответчика о продаже указанного транспортного средства в 2016 (представлены договор купли-продажи от 12.09.2016, акт приема-передачи ТС) другому лицу (организации) во внимание судом приняты быть не могут, поскольку указанное, в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ, не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. Без изменения регистрационных данных продажа ТС не является основанием для исключения данного транспортного средства из объектов налогообложения транспортным налогом.

МИФНС России № 4 по Омской области в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № от 03.08.2020 об оплате транспортного налога за 2019 за автомобиль марки <данные изъяты> года выпуска, г/н № в размере 24 480 руб. (способ отправки – передача через личный кабинет налогоплательщика).

В связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате обязательных платежей по указанному налоговому уведомлению Ж.Ю.В. налоговым органом направлено требование № по состоянию на 14.12.2020 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 24 480 руб., пени в размере 41, 62 руб. со сроком исполнения до 22.01.2021.

В соответствии с положениями ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

По правилам ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Пунктом 1 ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 настоящей статьи (в ред. до 23.11.2020 № 374-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

05.05.2021 Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области обратилась к мировому судье судебного участка № 59 в Ленинском судебном районе в городе Омске с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ж.Ю.В. вышеуказанной задолженности.

13.05.2021 мировым судьей судебного участка № 59 в Ленинском судебном районе в городе Омске по делу № 2а-1065/2021 вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области задолженности по транспортному налогу и пени за 2019 год в размере 24 480 руб. недоимки, 41, 62 руб. пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 59 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 27.01.2022 судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника. Взыскателю разъяснено право обратиться в Ленинский районный суд города Омска в порядке КАС РФ.

С учетом п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области обратилась в Ленинский районный суд города Омска 28.06.2022.

Таким образом, налоговым органом соблюден процессуальный срок обращения в суд с данными исковыми требованиями.

Вместе с тем, исходя из установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, суд находит заявленные административные исковые требования о взыскании с административного ответчика в пользу административного истца недоимки по транспортному налогу за 2019 год, пени не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов, в частности, земельного и транспортного налогов) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В силу п. 4 ст. 57 названного Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (определения от 8 апреля 2010 года № 468-О-О, от 26 ноября 2018 года № 3059-О).

По правилам п. 4 ст. 52 НК Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно п. 1, 2, 5, 6 ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Статья 11.2 НК Российской Федерации, посвященная личному кабинету налогоплательщика, введена в действие с 1 января 2015 года на основании Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347.

Так п. 2 ст. 11.2 НК Российской Федерации предусматривалось, что Порядок и сроки направления налогоплательщиками - физическими лицами уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика для получения от налоговых органов документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Ранее порядок ведения личного кабинета налогоплательщика был утвержден Приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2015 № 38229), действовавшего до 28.12.2017 (далее – Порядок).

Согласно указанного порядка, доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:

1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;

2) усиленной квалифицированной электронной подписи (универсальной электронной карты) налогоплательщика;

3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА) (п. 8).

Для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (далее - Заявление) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (п. 9).

Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика (далее - Регистрационная карта) по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль (далее - первичный пароль).

Согласно п. 11 регистрационная карта представляется налоговым органом в зависимости от указанного налогоплательщиком в Заявлении следующего способа ее получения:

1) налогоплательщику или его представителю непосредственно в налоговом органе, получившем Заявление. При этом Регистрационная карта представляется в течение 15 минут после получения налоговым органом Заявления или по просьбе налогоплательщика в течение 15 минут при повторном его посещении указанного налогового органа;

2) по адресу электронной почты, указанному в Заявлении. При этом Регистрационная карта представляется в течение 15 календарных дней со дня получения налоговым органом Заявления.

Как следует из представленных ИФНС России по Центральному АО г. Омска сведений (по запросу суда в Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области) ФИО5 подключен к личному кабинету налогоплательщика 12.07.2017, заявление на получение доступа к онлайн-сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в архиве инспекции отсутствует.

В подтверждение своей позиции направления Ж.Ю.В. налоговых уведомлений и требований об уплате налогов в электронной форме, равно как и самого факта наличия у налогоплательщика личного кабинета, налоговым органом были представлены сведения из электронного документооборота базы Федеральной налоговой службы, а именно выкопировки (скриншоты) из личного кабинета налогоплательщика, отражающие отправление налогоплательщику документов, что в своей совокупности свидетельствует о наличии у Ж.Ю.В. личного кабинета налогоплательщика, доступа к нему и фактическом использовании им данного электронного ресурса.

Вместе с тем сведения электронного документооборота базы Федеральной налоговой службы, который является внутренним электронным ресурсом налогового органа, в силу действующего законодательства сами по себе, в отсутствие иных доказательств, не является бесспорным доказательством, однозначно и непротиворечиво подтверждающим соответствующие обстоятельства, в том числе – при отсутствии самого заявления, регистрационной карты налогоплательщика о получении доступа к электронному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика». При этом причины их отсутствия не могут свидетельствовать в пользу позиции административного истца.

Таким образом, сведения, когда и каким образом сформирован размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru в разделе «Электронные услуги» личный кабинет налогоплательщика Ж.Ю.В. в деле отсутствуют.

Налоговый орган указал, что, с учетом представленной информации об открытии личного кабинета налогоплательщика 12.07.2017, дата вторичного входа налогоплательщика в ресурс указана как 11.01.2021 с использованием логина и пароля доступа к личному кабинету на Едином портале государственных и муниципальных услуг (подтвержденной учетной записи в ЕСИА).

Суд отмечает, что, исходя из представленных в дело доказательств следует, что фактические входы налогоплательщика (через Android-устройства (ЕСИА) имеют место быть после 11.01.2021, тогда как доказательств активности (сведения о входах, иных действиях в личном кабинете) до указанной даты, а именно с даты открытия личного кабинета в 2017, включая периоды размещения налогового уведомления № от 03.09.2020 и налогового требования № от 14.12.2020 в личном кабинете налогоплательщика, не представлено.

С учетом того, что надлежащие доказательства направления Ж.Ю.В. налогового уведомления, а также налогового требования, в материалах дела отсутствуют, то данное обстоятельство исключает возможность проверки соблюдения налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания транспортного налога за указанный налоговый период.

Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для взыскания налогов и пени, доказаны не были, соответственно оснований для удовлетворения заявленного административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180, 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области к Ж.Ю.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год, пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Я.А. Холявкина

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2022 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>