к делу № 2а-4002/2025
23RS0036-01-2025-010996-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2025 года <адрес>
Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Суров А.А.,
при помощнике судьи Креневой К.В.,
с участием представителя административного истца ФИО6, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России №3 по г. Краснодару к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,
установил:
ИФНС России №3 по г. Краснодару обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности и пени по налогам.
В обоснование предъявленных требований указано, что ФИО1 состоит на учете в ИФНС России №3 по г. Краснодару по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неисполнением своих обязанностей по уплате налога у него образовалась задолженность: по транспортному налогу физических лиц за 2023 год в размере 8 561,45 руб.; - по налогу на имущество физических лиц за 2023 год в размере 532,84 руб.; - по налогу на доходы физических лиц за 2023 год в размере 44 186,87 руб.; - по пене в размере 3 953,47 рублей. Всего на общую сумму 57 234 рубля 63 копейки.
Административному ответчику направлены соответствующие требования о погашении образовавшейся задолженности, которые оставлены без удовлетворения, задолженность не погашена, в этой связи, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика задолженность.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте его проведения надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 207 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить законно установленные налоги.
На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ч. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Объектом обложения данным налогом являются транспортные средства (в том числе автомобили), зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Из положений п. 3 ст. 362 НК РФ следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки ТС на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.
Транспортное средство является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в установленном законом порядке.
Прекрашение регистрации является основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных оснований для не начисления налоговыми органами транспортного налога физическим лицам (за исключением угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при исчислении транспортного налога они руководствуются исключительно сведениями, полученными от регистрирующих органов. Иное законом не предусмотрено.
Согласно сведениям, поступившим из Управления ГИБДД ГУВД по <адрес> транспорт, принадлежащий физическому лицу, является объектом налогообложения:
1. Количество месяцев владения в 2023 г. 7/12 код 2309, Категория легковой автомобиль, Гос. рег. знак № ФИО3 МЕРСЕДЕС-БЕНЦ 300, Номер двигателя №, Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ. Расчет суммы транспортного налога за 2023: 180.00 х 50.00 х 7/12 = 5 250.00 руб.
2. Количество месяцев владения в 2023 г. 1/12 код 2309, Категория Легковой автомобиль Гос. рег. знак № ФИО3 BMW X4 XDRIVE 30D Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Расчет суммы транспортного налога за 2023: 265.10 х 150.00 х 1/12 = 3 314.00 руб.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечение налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 409 НК РФ установлено, что налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно сведениям, поступившим из Росреестра за налогоплательщиком зарегистрировано:
1. Квартиры Количество месяцев владения в 2023 г. 12/12 Кадастровый № Точный адрес (местоположение) 350058, <адрес>, <адрес> Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ Доля в праве 1/3. Расчет налога на имущество физических лиц за 2023: 888 668 х0.20х 12/12 = 533.00 руб.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 Кодекса. Указанные в абз. 1 п. 1 ст. 226 Кодекса лица именуются в главе 23 Кодекса налоговыми агентами.
В соответствии с пунктом 2 ст. 226 Кодекса следует, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
В соответствии с пунктом 2 ст. 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 230 Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии с пунктом 6 ст. 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 Кодекса, уплачивают налог на доходы физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
Пунктом 3 ст. 210 Кодекса предусмотрено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в частности, имущественного налогового вычета, предусмотренного ст. 220 Кодекса.
Налоговым агентом АО «СО» Талисман» в отношении ФИО1 представлена справка по форме 2-НДФЛ № от ДД.ММ.ГГГГ о доходах физического лица за 2023 год, согласно которой налогоплательщик в 2023 году получил доход в сумме 340 000,00 руб., исчислен НДФЛ в сумме 44 200,00 руб. и не удержан налоговым агентом.
Формирование сводных налоговых уведомлений производится на основании данных из Справок 2-НДФЛ, представленных налоговыми агентами в налоговые органы.
При этом основанием для перерасчета НДФЛ на основании обращений налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации осуществляется после представления налоговым агентом уточняющих (аннулирующих) сведений.
Налоги в установленный срок не были оплачены.
Налоговый орган в рамках компетенции, предоставленной ст. 52 НК РФ, исчислил сумму налогов и направил в адрес налогоплательщика сводное налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговым органом в соответствии со статьей 69 НК РФ сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате задолженности.
Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя)в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Положениями пункта 3 статьи 46 НК РФ установлено, что взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа о взыскании задолженности посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности, а также поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику (налоговому агенту) - организации или индивидуальному предпринимателю, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
В отношении налогоплательщика Инспекцией сформировано решение о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ №.
Неисполнение вышеуказанных требований явилось основанием для обращения налогового органа к мировой судье судебного участка № Центрального внутригородского округа города Краснодара с заявлением о вынесении судебного приказа в порядке статьи 48 НК РФ.
Мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ № о взыскании задолженности с налогоплательщика.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ Мировой судья отменил судебный приказ № в связи с тем, что налогоплательщик не согласен с судебным приказом.
По состоянию на дату подачи настоящего административного искового заявления задолженность не погашена в полном объеме.
Согласно статье 31 НК РФ налоговым органам вменена обязанность взыскивать с налогоплательщиков недоимки, задолженность и пени по платежам в бюджет всех уровней.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пунктом 1 статьи 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная этой нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня считается в соответствии со ст. 75 НК РФ по следующей формуле: сумма пени = недоимка по налогу * количество дней просрочки * 1/300 * действующая ставка рефинансирования.
Расчет пени для включения в заявление о вынесении судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ: 3953,47 руб. (сальдо по пене на момент формирования заявления от ДД.ММ.ГГГГ) - 0,00 руб. (остаток непогашенной задолженности по пене, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания) = 3953,47 рублей.
Вышеуказанная пеня начислена в связи с неуплатой (несвоевременной) уплатой налогов, взыскиваемых в рамках настоящего административного искового заявления.
Таким образом, на основании пункта 3 статьи 48 НК РФ и статьи 286 КАС РФ, у налогового органа возникли основания для взыскания задолженности по налоговым обязательствам, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме, взыскать с административного ответчика задолженность по налогам и пени.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождается: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемом Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ИФНС России № 3 по г. Краснодару освобождена от уплаты государственной пошлины, в этой связи, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию с административного ответчика в доход государства госпошлина в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России №3 по г. Краснодару к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 ИНН <***> в пользу ИФНС России №3 по г. Краснодару задолженность по следующим налоговым обязательствам:
- по транспортному налогу физических лиц за 2023 год в размере 8 561,45 руб.;
- по налогу на имущество физических лиц за 2023 год в размере 532,84 руб.;
- по налогу на доходы физических лиц за 2023 год в размере 44 186,87 руб.;
- по пене в размере 3 953,47 рублей.
Всего на общую сумму 57 234 (пятьдесят семь тысяч двести тридцать четыре) рубля 63 копейки.
Взыскать с ФИО1 ИНН <***> в доход государства госпошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2025 года.
Судья