Дело № 2а-300/2022

УИД 22RS0023-01-2022-000362-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года с.Калманка

Калманский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего, судьи Н.А. Федоровой .

при секретаре Т.М. Деври

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 34 852 руб. 00 коп. и пени за недоимку за 2019 года в размере 108,62 руб., задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 26 800 руб. 00 коп. и пени за недоимку за 2019 год в размере 83,53 руб. Административный истец мотивировал требования тем, что ответчик, являясь собственником девяти транспортных средств и собственником земельного участка по адресу в, своевременно не оплатил транспортный и земельный налог на имущество за 2019 год, в связи с чем начислена пеня за неуплату каждого вида налога.

В судебное заседание стороны не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик представил возражения на административное исковое заявление, где указал, что исковые требования считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Фактически все транспортные средства, указанные в иске, не принадлежат ФИО1, так как проданы им. О всех фактах продажи указанных в иске автомобилей ФИО1 сообщал в ОСП Калманского района и прилагал соответствующие документы, в связи с чем исполнительные производства оканчивались, поскольку не было найдено имущество для реализации. Документы о продаже у ответчика не сохранились.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п.1, 2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. В пункте 3 указанной статьи НК РФ содержится перечень оснований прекращения обязанности по уплате налогов.

Как следует положений ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1). Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п.2).

Согласно ч.2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст.57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Части 5, 6 ст.58 НК РФ закрепляют, что конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно ст. 69 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки ему налоговым органом направляется извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога – требование, в котором должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п.50) разъясняет, что при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговом уведомлении суммы налога либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.

Согласно ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно ст.14 НК РФ транспортный налог относится к региональному налогу, порядок и сроки его уплаты регулируются главой 28 НК РФ; согласно ст.15 НК РФ земельный налог относится к местному налогу и его порядок и сроки уплаты предусмотрены главой 31 НК РФ.

В соответствии с абз.1 ст.357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

В части 1 ст.358 НК РФ содержится перечень транспортных средств, которые признаются объектами налогообложения: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Транспортные средства, не являющиеся объектами налогообложения, перечислены в пункте 2 указанной статьи.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п.1 ст.359 НК РФ). Налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя приведены в ст.361 НК РФ.

Налоговым периодом для транспортного налога является календарный год (п.1 ст.360 НК РФ).

Исходя из п.1 ст.362 НК РФ, сумма налога исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (абз.3 п.1, п.3 ст.363 НК РФ).

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 2 Закона Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края», налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации. За несвоевременную уплату налога налогоплательщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.388, п.1 ст.389 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Перечень земельных участков, не являющихся объектами налогообложения, приведен в пункте 2 ст.389 НК РФ.

Согласно п.1 ст.393, п.3 ст.396, абз.3 п.1, п.4 ст.397 НК РФ налоговым периодом для уплаты земельного налога признается календарный год; подлежащая уплате физическими лицами сумма земельного налога исчисляется налоговыми органами; земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В силу п.1, п.4 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Как следует из административного искового заявления, согласно сведений, полученных налоговым органом от органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств - Управления ГИБДД по , ФИО1 является собственником транспортных средств:

- автомобиль грузовой ГА33307, государственный регистрационный знак ......., 1993 г.в., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль легковой ГАЗ 31105, государственный регистрационный знак ......., 2005 г.в., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль грузовой ФОЛЬКСВАГЕН ТРАНСПОРТЕР, государственный регистрационный знак ......., 1994г.в., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль грузовой ГАЗ 52, государственный регистрационный знак ......., 1986 г.в., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль грузовой ГАЗ 6611, государственный регистрационный знак ......., 1991 г.в., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль грузовой ГАЗ 53, государственный регистрационный знак ......., 1968 г.в., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль легковой ФОРД ФОКУС, государственный регистрационный знак ......., 2008 г.в., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль грузовой САЗ 3507, государственный регистрационный знак ......., 1989 г.в., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль грузовой ГАЗ 6611, государственный регистрационный знак ......., 1992 г.в.,дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из представленных органом ГИБДД по запросу суда сведений, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были зарегистрированы все транспортные средства, указанные в административном исковом заявлении.

Доказательства обратного ответчиком не представлены, в связи с чем доводы ФИО1, изложенные в возражениях на административное исковое заявление о том, что транспортные средства им проданы и в настоящее время не могут быть использованы по назначению, не имеют правового значения при рассмотрении заявленных требований. В случае отчуждения транспортные средства должны быть сняты с регистрационного учета в установленном законом порядке. Предоставление сведений об отчуждении транспортных средств в ОСП Калманского района без соответствующей регистрационной записи в органах ГИБДД, в отсутствие решения суда о погашении регистрационной записи, не освобождало ФИО1 от уплаты налога.

Основываясь на указанных выше положениях Налогового кодекса РФ, ФИО1 обязан был уплатить транспортный налог за 2019 год за указанные выше транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения.

Как следует из расчета административного истца, размер транспортного налога за 2019 год за все девять единиц транспортных средств, принадлежащих ФИО1, составил 34852 рубля.

Транспортный налог на указанные транспортные средства в исчисленном налоговом органом размере ФИО1 не оплачен, что не оспаривается самим административным ответчиком. Сведения о наличии льгот по уплате транспортного налога за указанные в иске транспортные средства либо доказательства наличия оснований для прекращения обязанности по уплате транспортного налога полностью или в части суду не представлены.

Кроме того, ФИО1 как физическому лицу на праве собственности принадлежит земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу Российская , вид разрешенного использования – под объекты транспорта, площадью 1789 кв.м, дата государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Совета депутатов Калманского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении земельного налога на территории Калманского сельского совета» установлен обязательный к уплате на территории муниципального образования Калманский сельсовет земельный налог; налоговые ставки земельного налога установлены в следующих размерах от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно вышеуказанного Решения, земельный налог, подлежащий уплате налогоплательщиками - физическими лицами, уплачивается в соответствии с положениями п.1 ст.397 НК РФ.

Исчисленный налоговым органом исходя из положений ст.390, 394 НК РФ размер земельного налога за 2019 год за принадлежащий ФИО1 земельный участок по указанному выше адресу составил 26800 рублей.

Возражения против исковых требований в части взыскания недоимки и пени в связи с неуплатой земельного налога за 2019 год ФИО1 не заявлены. Сведения об уплате налога, а также о несогласии с расчетом исчисленного налоговым органом размера земельного налога, о наличии льгот либо о наличии оснований для прекращения обязанности по уплате земельного налога полностью или в части в деле отсутствуют, в судебное заседание административным ответчиком не представлены.

Представленные административным истцом расчеты размера транспортного налога в отношении каждой единицы транспортных средств, а также размера земельного налога судом проверены, признаны верными.

Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты в сроки, установленные п.1 ст.363 НК РФ и п.1 ст.397 НК РФ, транспортного налога за 2019 год в размере 34852 рубля за 9 единиц транспортных средств (список соответствует указанным в административном иске) и земельного налога за 2019 год в размере 26800 рублей за земельный участок по адресу направлено налоговым органом ФИО1 в личный кабинет налогоплательщика и получено налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13,14). В налоговом уведомлении приведены расчеты размера земельного налога за каждый объект налогообложения.

В связи с неуплатой административным ответчиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного и земельного налога за 2019 год налоговым органом в личный кабинет налогоплательщика ФИО1 направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 34852 руб. и пени 108,62 руб., земельного налога в размере 26800 руб. и пени 83,53 руб., представлен расчет взыскиваемых сумм (л.д.9-12).

Расчеты исчисленной налоговым органом пени по каждому виду налога судом проверены, признаны правильными.

ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС № 10 по Алтайскому краю обратилась в судебный участок Калманского района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате налогов, указанных в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ; на основании которого мировым судьей вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по налогам, который отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с принесением должником возражений относительно его исполнения (л.д.44-50).

При таких обстоятельствах, учитывая соблюдение процедуры направления налоговым органом в адрес ответчика как налогоплательщика налогового уведомления за 2019 год, а также требования об уплате налога, сроков обращения в суд, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (ИНН .......):

1. недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 34 852 рубля 00 коп. и пени на недоимку в размере 108 руб. 62 коп.;

2. недоимку по земельному налогу за 2019 год в размере 26 800 рублей 00 коп. и пени на недоимку в размере 83 руб.53 коп..

Реквизиты для перечисления денежных средств:

Получатель: УФК по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю)

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ БАРНАУЛ БАНКА РОССИИ// УФК по Алтайскому краю г. Барнаул

БИК банка получателя: 010173001

ИНН <***>

КПП 220401001

Счет банка получателя: 40102810045370000009

Счет получателя (номер казначейского счета): 03100643000000011700

ОКТМО 01615427

КБК 18210604012021000110 – транспортный налог

КБК 18210604012022100110 – пеня на транспортный налог

КБК 18210606043101000110 – земельный налог

КБК 18210606043102100110 – пеня по земельному налогу

Взыскать с ФИО1 (ИНН .......) в доход бюджета муниципального образования – Калманский район Алтайского края государственную пошлину в размере 2050 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.А. Федорова

Мотивированное решение изготовлено 21.09.2022