дело № 2а-3420/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2022 года город Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Гречишниковой М.А.,
при секретаре Многолетней М.Е.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Оренбургской области к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №15 по Оренбургской области обратились в суд с указанным административным иском к ФИО2, указав что, административный ответчик является налогоплательщиком. Согласно сведениям, поступившим в Инспекцию от филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области», административному ответчику на праве собственности принадлежит недвижимое имущество: жилой дом общей площадью расположенный по адресу: зарегистрированный и по настоящее время. Инвентаризационная стоимость на составляет 191 271 рубль. В соответствии с положениями п. 4 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости, налоговые с устанавливаются на основе, умноженной на коэффициент дефлятор сумм инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве, собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах о муниципального образования. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2014 № 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 коэффициент-дефлятор в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Кодекса установлен на 2015 год в размере 1,147: налоговая база за 2015 год по объекту недвижимости составляет 219 387 рублей. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.10.2015 № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 коэффициент-дефлятор в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Кодекса установлен на 2016 год в размере 1,329. На территории г. Оренбурга налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц на 2015, 2016 года установлены Решением Оренбургского городского Совета от 18.11.2014 N 921 "Об установлении налога на имущество физических лиц" в отношении жилых строений с суммарной инвентаризационной стоимостью объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор до 300 000 рублей (включительно) - 0,099 %. В соответствии с действующим налоговым законодательством административному ответчику в отношении жилого дома начислен налог на имущество физических лиц по следующим периодам: в сумме 217 рублей; за 2016 год в сумме 252 рубля. В соответствии со ст. 69 и ст. 70 НК РФ ФИО2 направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов со сроком уплаты до , в соответствии с которыми должник обязан уплатить задолженность по налогу имущество физических лиц. В указанный в требовании срок задолженность по налогу уплачена не была. Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Административный истец указывает, что срок уплаты налога на имущество физических лиц не позднее . Поскольку налог на имущество физических лиц за в установленный законом срок не уплачен, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пеня за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога по ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по периоду: за пени исчислены в общей сумме 16,94 рублей, в том числе 15,89 рублей за период с ), в размере 1,05 рубль за период пени исчислены в сумме 4,43 рубля за период Кроме того, административный ответчик имеет в собственности с 22.02.2013 по настоящее время транспортное средство - грузовой автомобиль мощностью 98,16 л.с. В силу статьи 6 Закона Оренбургской Области от 16.11.2002 № 322/66-111-03 «О транспортном налоге» ставки транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 150 л. с. установлена в размере 15,00 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л. с. - 50,00 рублей, свыше 200 л.с. до 250 л. с. - 75,00 рублей, свыше 250 л.с. 150,00 рублей. В соответствии с действующим налоговым законодательством административному ответчику исчислен транспортный налог в сумме 2 454 рубля. В связи с тем, что ФИО2 не уплатил в установленный законом транспортный налог на основании ст. 75 НК РФ начислена пеня за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога по ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации: за 2016 год в сумме 43,13 рубля за период Начислена пеня в сумме 17,92 рублей, в том числе 3,32 рубля (требование , 14,60 рублей (требование ). В соответствии со ст. 69 и ст. 70 НК РФ ФИО2 направлены требования уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов со сроком уплаты до соответствии с которыми должник обязан уплатить задолженность по транспортному налогу. В указанный в требовании срок задолженность по налогу уплачена не была. Согласно п.3 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщика физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истек налоговым периодом. Таким образом, срок уплаты транспортного налога В соответствии с главой 11.1 КАС РФ налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №5 Центрального района г. Оренбурга с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу и пени. Определением мировым судьей судебного участка №5 Центрального района г. Оренбурга от судебный приказ отменен. Просит взыскать с ФИО2 в пользу административного истца задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 217 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 16,94 рублей за период с ; по налогу на имущество физических лиц за год в сумме 252 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 4,43 рубля за период с ; по транспортному налогу за год в сумме 2 454 рубля, пени по транспортному налогу в сумме 43,13 рубля за период , начисленные пени в сумме 17,92 рублей за период .
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дате, времени и месту судебного заседания извещен надлежащим образом, представили заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя, исковые требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, представил заявление и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и в обосновании своих возражений указала, что административным истцом пропущен срок исковой давности для взыскания задолженности по уплате указанных налогов за , поскольку требования, направленные административным истцом поздний из которых со сроком уплаты . Вместе с тем, доказательств отправки административным истцом представленных налоговых уведомлений административному ответчику, как и их получения последним, не представлено. Кроме того, указывает, что последние два из приведенных выше требований на которые ссылается административный истец и от даты получения которых административным ответчиком со ссылкой на ст.48 НК РФ исчисляется срок исковой давности, не относятся к обстоятельствам дела. В них указаны суммы долга за более ранние периоды ), не заявленные в иске, то есть требования суд не может принять как доказательство по делу. Считает, что административным истцом пропущен срок для подачи иска в связи с отменой судебного приказа а требование налоговым органом в порядке искового производства на основании абзаца второго пункта 3 ст.48 НК РФ может быть предъявлено не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее , административный иск поступил в суд , то есть с нарушенным сроком. Просит отказать административному истцу в иске.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 Налогового Кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 Налогового Кодекса РФ).
Статьей 45 Налогового Кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.
Согласно пункту 1 ст. 75 Налогового Кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст. 75 Налогового Кодекса РФ). На основании пункта 6 ст. 75 Налогового Кодекса РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения ГИБДД МВД РФ. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в ИФНС Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
В силу ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя (ст. 361 НК РФ).
Судом установлено, что ФИО2 имеет в собственности по настоящее время транспортное средство - грузовой автомобиль мощностью 98,16 л.с.
В силу статьи 6 Закона Оренбургской Области от 16.11.2002 № 322/66-111-03 «О транспортном налоге» ставки транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 150 л. с. установлена в размере 15,00 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л. с. - 50,00 рублей, свыше 200 л.с. до 250 л. с. - 75,00 рублей, свыше 250 л.с. 150,00 рублей.
В соответствии с действующим налоговым законодательством административному ответчику исчислен транспортный налог в сумме 2 454 рубля и направлено налоговое уведомление .
Согласно п.3 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщика физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истек налоговым периодом.
Срок уплаты транспортного налога за
В соответствии со ст. 69 и ст. 70 НК РФ ФИО2 направлены требования уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от со сроком уплаты до соответствии с которыми должник обязан уплатить задолженность по транспортному налогу.
В связи с тем, что ФИО2 не уплатил в установленный законом транспортный налог за , на основании ст. 75 НК РФ начислена пеня за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога по ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации: в сумме 14,60 рублей (требование от ); в сумме 43,13 рубля за период
Судом установлено, что административному ответчику ФИО2 на праве собственности принадлежит недвижимое имущество: жилой дом общей площадью м2 расположенный по адресу: и по настоящее время. Инвентаризационная стоимость на составляет 191 271 рубль.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости, налоговые с устанавливаются на основе, умноженной на коэффициент дефлятор сумм инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве, собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах о муниципального образования.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2014 № 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 коэффициент-дефлятор в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Кодекса установлен на 2015 год в размере 1,147: налоговая база за 2015 год по объекту недвижимости составляет 219 387 рублей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.10.2015 № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 коэффициент-дефлятор в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Кодекса установлен на 2016 год в размере 1,329. На территории г. Оренбурга налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц на 2015, 2016 года установлены Решением Оренбургского городского Совета от 18.11.2014 N 921 "Об установлении налога на имущество физических лиц" в отношении жилых строений с суммарной инвентаризационной стоимостью объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор до 300 000 рублей (включительно) - 0,099 %.
В соответствии с действующим налоговым законодательством административному ответчику в отношении жилого дома начислен налог на имущество физических лиц по следующим периодам: в сумме 217 рублей; за в сумме 252 рубля.
В соответствии со ст. 69 и ст. 70 НК РФ ФИО2 направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от со сроком уплаты до , в соответствии с которыми должник обязан уплатить задолженность по налогу имущество физических лиц. В указанный в требовании срок задолженность по налогу уплачена не была.
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок уплаты налога на имущество физических лиц не позднее
Поскольку налог на имущество физических лиц за в установленный законом срок не уплачен, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пеня за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога по ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по периоду: пени исчислены в общей сумме 16,94 рублей, в том числе 15,89 рублей за период с
Согласно пояснениям административного истца административному ответчику направлены налоговые уведомления в срок уплаты не позднее уплаты налога на имущество физических лиц в срок уплаты не позднее уплаты налога на имущество физических лиц за
Однако сведений, подтверждающих направление, вручение административному ответчику уведомлений не представлено.
Соответственно суд считает выставленные требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов со сроком уплаты до не могут быть действительными и соответственно право на взыскание у административного истца не возникло.
Силу ч.2 ст.48 НК РФ в редакции на момент выставления требований, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Поскольку сумма исчисленных обязательных платежей и сумм соответствующих пеней административным ответчиком не уплачены, административный истец обратился к мировому судье судебного участка №5 Центрального района г. Оренбурга с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с ФИО2 задолженности по налогам.
Мировым судьей судебного участка №5 Центрального района г. Оренбурга, вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 недоимки по налогам и соответствующим пеням, который впоследствии отменен определением мирового судьи судебного участка №5 Центрального района г.Оренбурга от
Административным истцом не представлено доказательств, что налоговым органом предпринимались предусмотренные законом меры по принудительному взысканию с ответчика задолженности по уплате налогов и пени. И соблюден установленный порядок направления уведомления.
Таким образом, из материалов дела и представленных доказательств следует, что право на взыскание указанных налогов и пени, на момент подачи административного искового заявления налоговым органом не подтверждено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Оренбургской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за налогу и пени, задолженности по транспортному налогу за 2016 год и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Гречишникова М.А.
Мотивированное решение по делу изготовлено 28 сентября 2022 года