Дело № 2а-3220/2025
УИД 64RS0044-01-2025-004313-56
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
25 ноября 2025 года
город Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Платицыной Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Даниленко Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области (далее – Межрайонная ИФНС № 20) обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ФИО1, указав в обоснование требований, что ФИО1 в период с 2021 по 2023 гг. являлась владельцем транспортного средства CHEVROLET KLIT(AVEO), г.р.н. <№>.
В связи с неуплатой транспортного налога у ФИО1 образовалась задолженность за указанный период в размере 10440,00 руб.
Кроме того, по состоянию на 19.05.2025 г. (дата формирования заявления о вынесении судебного приказа № 4899) у ФИО1 образовалось отрицательное сальдо ЕНС, на которое налогоплательщику начислены пени за период с 02.10.2022 г. до 19.05.2025 г., в сумме 3073,42 руб.
Административный истец обращался к мировому судье с/у № 7 Заводского района г. Саратова с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание налога и пени.
27.06.2025 г. мировым судьей с/у №7Заводского района г. Саратова вынесено определение об отмене вынесенного судебного приказа от 05.06.2025 г. № 2а-1563/2025.
На основании вышеизложенного, административный истец просит взыскать с административного ответчика в свою пользу задолженность на общую сумму 13513,42 руб., в том числе: транспортный налог за период 2021-2023 гг. в размере 10440,00 руб., пени в сумме 3073,42 руб. за период с 02.10.2022 г. по 19.05.2025 г.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Суд, в соответствии с положениями ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст. 356.1 настоящего Кодекса. Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса (ст. 357 НК РФ).
В силу ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока (ч. 1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в рамках перехода с 01.01.2023 года к единой системе уплаты налогов и сборов с использованием Единого налогового платежа, оплаченные суммы налога и пени учитываются на единый налоговый счет (ЕНС).
При формировании начального сально на ЕНС учитываются прямые платежи налогоплательщика и другие средства, которые ему причитаются (возмещаемый НДС, проценты на излишние взыскания, переплаченные налоги и другие суммы), за исключением переплаты, указанной в пунктах 3, 5 статьи 4 Федерального закона 14.07.2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налог кодекса Российской Федерации» и зарезервированных сумм.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 НК РФ положительное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента на основании заявления, представленного в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа меньше денежного выражения совокупной обязанности.
В соответствии с абзацем первым п. 6 ст. 11.3 Налогового кодекса РФ сумма пеней, рассчитанная в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на ЕНС недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
Поступившие от налогоплательщика платежи распределяются, начиная с более раннего срока уплаты, то есть погашается ранее образовавшаяся задолженность, согласно п. 8 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 70 НК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 20.10.2022 года № 1874 предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов процентов, страховых взносов увеличены на 6 месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2023 года № 500 в 2023 предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" требование об уплате задолженности, направленное после 01.01.2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Взыскание задолженности с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1, 3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из содержания п. 2, 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ следует, что шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Административным истцом в исковом заявлении указано на то, что ФИО1 как собственнику транспортного средства CHEVROLET KLIT(AVEO), г.р.н. <№>, начислен транспортный налог, который не уплачен:
за 2021 год: CHEVROLET KLIT(AVEO) Т514АН77: 116,00 л.с. (налоговая база)* 30.00 руб. (ставка)* 1 (повышающий коэффициент)* 12/12 (количество месяцев владения) = 3480,00 руб.;
за 2022 год: CHEVROLET KLIT(AVEO) Т514АН77: 116,00 л.с. (налоговая база)* 30.00 руб. (ставка)* 1 (повышающий коэффициент)* 12/12 (количество месяцев владения) = 3480,00 руб.;
за 2023 год: CHEVROLET KLIT(AVEO) Т514АН77: 116,00 л.с. (налоговая база)* 30.00 руб. (ставка)* 1 (повышающий коэффициент)* 12/12 (количество месяцев владения) = 3480,00 руб.;
Всего в общей сумме 10440 руб.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным РЭО УМВД России по г. Саратову 08.12.2025 г., за ФИО1 было зарегистрировано транспортное средство CHEVROLET KLIT(AVEO), г.р.н. <№>. Право собственности прекращено 09.03.2024 г. в связи с продажей другому лицу. Транспортное средство было продано гр. ФИО2 по договору купли-продажи от 22.02.2022 г., стоимостью 330406 руб.
Судом установлено, что на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 17.08.2021 г. ФИО1 признана несостоятельной (банкротом).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 15.03.2022 г. завершена процедура реализации имущества ФИО1
В ходе процедуры реализации согласно отчету финансового управляющего реализовано транспортное средство CHEVROLET KLIT(AVEO), г.р.н. <№>, по цене 330406,00 руб., за счет чего частично погашен реестр требований кредиторов третьей очереди.
Согласно представленному финансовым управляющим ФИО1 – ФИО3 договору купли-продажи транспортное средство реализовано 22.02.2022 г. ФИО2 Факт передачи автомобиля подтверждается актом приема-передачи автомобиля.
Из ответа Межрайонной ИФНС № 20 от 28.10.2025 года, представленного на основании запроса суда, следует, что налоговый орган обладал информацией о признании ФИО1 несостоятельной (банкротом), в связи с чем задолженность по транспортному налогу за 2019-2020 гг., образовавшаяся до даты принятия заявления о признании должника банкротом (21.07.2021 г.) и подлежащая включению в реестр требований кредиторов в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), была списана налоговым органом в соответствии с пп. 2.1. п. 1. ст. 59 НК РФ.
Таким образом представленными в дело доказательствами установлено, что ФИО1 являлась собственником соответствующего транспортного средства в период с 01.01.2021 г. по 22.02.2022 г.
То есть требования налогового органа являются правомерными в отношении взыскания суммы транспортного налога с ФИО1 за период с 01.01.2021 г. по 22.02.2022 г., что составит:
за 2021 год. CHEVROLET KLIT(AVEO) <№>: 116,00 л.с. (налоговая база)* 30.00 руб. (ставка)* 1 (повышающий коэффициент)* 12/12 (количество месяцев владения) = 3480,00 руб.;
за 2022 год. CHEVROTET KLIT(AVEO) <№>: 116,00 л.с. (налоговая база) 30.00 руб. (ставка)* 1 (повышающий коэффициент)* 2/12 (количество месяцев владения) = 580,00 руб.
Административному ответчику направлялись налоговые уведомления №111543904 от 01.08.2023 г., № 9517347 от 01.09.2022 г. об оплате налога за указанные периоды.
Однако транспортный налог в установленный срок оплачен не был, в связи с чем суд полагает правильным удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика сумм транспортного налога за 2021 г. в размере 3480,00 руб., за 2022 г. – в размере 580,00 руб., а всего в сумме 4060 руб.
В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога с физических лиц за 2021 г. налоговым органом исчислены пени в общем размере 26,10 руб. за период с 02.10.2022 г. до 31.12.2022 г. (3480,00 руб. х 1/300 от ставки ЦБ 7,50% х 30 дн.).
Указанная сумма пени на основании положений ст. 75 НК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Кроме того, по состоянию на 19.05.2025 г. у ФИО1 образовалось отрицательное сальдо ЕНС, на которое налогоплательщику налоговым органом начислены пени за период с 01.01.2023 г. до 19.05.2025 г. в сумме 3073,42 руб.
При этом налоговым органом сумма пени рассчитана исходя из взыскиваемых сумм транспортного налога за 2021-2023 г.г. в размере 10 440 руб.
Поскольку судом постановлено о правомерности требований о взыскании налога только за 2021 год и 2 месяца 2022 года, следовательно, представленный расчет сумм пени не принимается судом во внимание.
Сумма пени за указанный период составит 1333,79 руб. исходя из следующего расчета:
Дата начала начисления пени
Дата окончания начисления пени
Вид обязанности
Тип пени
Кол. дней просрочки
Недоимка для пени, руб.
Ставка расчета пени/ делитель
Ставка расчета пени, %
Итого начислено пени, руб.
01.01.2023
23.07.2023
Совокупная обязанность
Пени ЕНС
204
-3480.00
300
7.5
-177,48
24.07.2023
14.08.2023
Совокупная обязанность
Пени ЕНС
22
-3480.00
300
8.5
-21,69
15.08.2023
17.09.2023
Совокупная обязанность
Пени ЕНС
34
-3480.00
300
12
-47,33
18.09.2023
29.10.2023
Совокупная обязанность
Пени ЕНС
42
-3480.00
300
13
-63,34
30 10.2023
01.12.2023
Совокупная обязанность
Пени ЕНС
33
-3480.00
300
15
-57,42
02.12.2023
17.12.2023
Совокупная обязанность
Пени ЕНС
16
-4060.00
300
15
-32,48
18.12.2023
28.07.2024
Совокупная обязанность
Пени ЕНС
224
-4060.00
300
16
-485,03
29.07.2024
15.09.2024
Совокупная обязанность
Пени ЕНС
49
-4060.00
300
18
-119,36
16.09.2024
27.10.2024
Совокупная обязанность
Пени ЕНС
42
-4060.00
300
19
-107,99
28.10.2024
02.12.2024
Совокупная обязанность
Пени ЕНС
36
-4060.00
300
21
-102,31
03.12.2024
19.05.2025
Совокупная обязанность
Пени ЕНС
42
-4060.00
300
21
-119,36
Итого
-1333,79
В связи с неуплатой задолженности налоговый орган обращался за выдачей судебного приказа о взыскании задолженности.
Вынесенный мировым судьей судебного участка № 1 Заводского района г.Саратова 05.06.2025 г. судебный приказ отменен 27.06.2025 г. в связи с поступлением возражений ФИО1
19.09.2025 г. административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
С учетом изложенного, поскольку факт неисполнения административным ответчиком обязанности по оплате транспортного налога за 2021 г., январь и февраль 2022 г. нашел свое подтверждение, доказательств обратному в материалах дела не имеется, и срок на обращение в суд с настоящим иском административным истцом не пропущен, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2021 г. в размере 3480,00 руб., за 2022 г. в размере 580,00 руб., пени по транспортному налогу за 2021 г. в размере 26,10 руб., пени по транспортному налогу за 2021-2022 г. в сумме 1333,79 руб.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (ИНН <№>) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области (ОГРН <***>) задолженность по транспортному налогу за 2021 г. в размере 3480,00 руб., за 2022 г. в размере 580,00 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.10.2022 г. до 31.12.2022 г. в размере 26,10 руб., пени по транспортному налогу за период с 01.01.2023 г. до 19.05.2025 г. в размере 1333,79 руб.
Взыскать с ФИО1 (ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Заводской районный суд г. Саратова с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 09.12.2025 г.
Судья
Т.Н. Платицына