Дело № 2а-3-289/2025
64RS0015-03-2025-000499-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2025 года р.п. Озинки
Ершовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Феденко А.Н.,
при секретаре судебного заседания Маштаковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени,
установил:
представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области обратился с административным иском к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2020-2022 года в размере 6514 руб., и пени в соответствии с п.п. 1 п.11 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в сумме 3509,32 руб. Мотивировали свои требования обстоятельствами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суду не известно.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.
Изучив материалы административного дела, суд находит заявленные административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД.
Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником автомобилей: ВАЗ 21099, государственный регистрационный знак №, ВАЗ 21053, государственный регистрационный знак №, ВАЗ 21060, государственный регистрационный знак №, Ford Fusion, государственный регистрационный знак №, на которые исчислены соответствующие налоги, за соответствующие налоговые периоды.
Налоговыми уведомлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, предлагалось оплатить задолженность по налогам, что не противоречит положениям п.3 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с неуплатой административным ответчиком налогов в его адрес направлялось требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику предлагалось оплатить недоимку по налогам в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности, постановлено взыскать с ФИО1 задолженность в размере 9651,72 руб.
Данное решение было направлено в адрес налогоплательщика № (ШПИ №).
Таким образом, административным истом предприняты все меры для надлежащего извещения налогоплательщика о его обязанности по уплате транспортного налога.
В силу положений п.1 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом (далее по тексту ЕНП) признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговой задолженностью признается общая сумма недоимок, не уплаченных пеней, штрафов и процентов, а также подлежащих возврату в бюджет сумм налогов, равная размеру отрицательного сальдо ЕНС (п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Пунктом 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В свою очередь, п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 263-ФЗ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 46 Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа (далее в настоящем Кодексе - решение о взыскании задолженности) посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности, а также поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику (налоговому агенту) - организации или индивидуальному предпринимателю, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности) и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств) в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 настоящего Кодекса.
Как следует из п.4 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подп. 2 п. 7 ст. 11.3 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах», установлено, что предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
Также в силу п.4 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае увеличения суммы недоимки, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании, соответствующая информация доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после изменения в реестре решений о взыскании задолженности суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности, размещенное в реестре решений о взыскании задолженности, подлежит безусловному исполнению банком, в котором открыт счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, указанный в поручении налогового органа на перечисление суммы задолженности, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Изменение суммы задолженности в поручении налогового органа не влечет изменений очередности платежей, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 46 Кодекса).
Исходя из положений ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Ввиду наличия с ДД.ММ.ГГГГ отрицательного сальдо на ЕНС ФИО1 по причине неуплаты транспортного налога, в его адрес налоговым органом направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ
В установленные сроки требование исполнено не было, в связи с чем, налоговым органом 12 июля 2024 года принято решение №47776 о взыскании задолженности по данному требованию.
Если налогоплательщик не исполнит требование в установленный срок (по общему правилу это восемь рабочих дней с даты получения требования), налоговый орган вправе подать в суд заявление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в порядке административного судопроизводства (п. 6 ст. 6.1, п. п. 1, 3, 4 ст. 48, п. 3 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Такое заявление может быть подано в течение шести месяцев со дня окончания срока исполнения требования, если размер отрицательного сальдо ЕНС превышает 10 000 руб. (пп. 1 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение административным ответчиком конституционной обязанности явилось основанием для обращения ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам в размере 10023,32 руб., который был выдан ДД.ММ.ГГГГ
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Дергачевского района Саратовской области от 21 апреля 2025 года в связи с поступившими возражениями должника судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам был отменен.
Поскольку решением № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному налогу и пени, то суд приходит к выводу о правомерности обращения административного истца с данным иском в суд о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 10023,32 руб., и о соблюдении в данной части процедуры принудительного взыскания, в связи с чем требования административного истца полежат удовлетворению.
В соответствии с пп.1 и 2 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы налоговой службы освобождены от уплаты государственной пошлины, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при обращении в суд в защиту государственных прав и общественных интересов.
При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 100000 руб., в силу абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в размере 4000 руб.
В соответствии с п.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета сумма государственной пошлины в размере 4000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 175-180, 286, 289, 290, ч.1 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ИНН №, <данные изъяты>, уроженца <данные изъяты>, транспортный налог за 2020-2022 года в размере 6514 руб., и пени в соответствии с п.п. 1 п.11 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в сумме 3509,32 руб., перечислив их по следующим реквизитам: Наименование банка получателя средств (номер поля 13) - «Отделение Тула Банка России//УФК по Тульской области, г. Тула; БИК банка получателя средств (БИК ТОФК) (номер поля 14) – «017003983»; № счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) (номер поля 15) – «40102810445370000059»; получатель (номер поля 16) – «Казначейство России (ФНС России)»; номер казначейского счета (номер поля 17) – «03100643000000018500», ИНН получателя 7727406020, КПП получателя 770801001, КБК 18201061201010000510, УИН 18206439230072405242, назначение платежа – Единый налоговый платеж.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Озинского муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 4000 руб.
Решение суда, может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через суд, принявший решение.
Мотивированное решение суда изготовлено 25 ноября 2025 года.
Председательствующий А.Н. Феденко