Дело <номер>а-565/2025
УИД 22RS0<номер>-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2025 года <адрес>
Павловский районный суд <адрес> в составе:
судьи Розбах О.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Алтайской таможни к ФИО1 о взыскании утилизационного сбора за ввезенное на территорию Российской Федерации транспортное средство, пени,
установил:
Алтайская таможня обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоплаченного утилизационного сбора за ввезенное на территорию Российской Федерации из Республики Киргизия транспортное средство категории М1 Mitsubishi DELICA, 2005 года выпуска, <номер> в размере 1 273 800 руб., а также пени за неуплату утилизационного сбора за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 556 990 руб. 28 коп. и с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
В обоснование заявленных требований указывает, что транспортное средство, приобретенное ФИО1 в Республике Киргизия ДД.ММ.ГГГГ, ввезено в Российскую Федерацию как товар для личного использования, при этом уплачен утилизационный сбор за автомобиль, рассчитанный с применением коэффициента, установленного в отношении транспортных средств для личного использования (5200 руб.). После оформления таможенного приходного ордера ДД.ММ.ГГГГ, на регистрационный учет в органах ГИБДД им не ставилось, до истечения 1 года - ДД.ММ.ГГГГ с даты оформления таможенного приходного ордера отчуждено по договору купли-продажи в собственность ФИО2, которым и произведены первые регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства.
В связи с этим, согласно законодательству, действующему на момент возникновения спорных правоотношений, сумма утилизационного сбора подлежит пересмотру, административным ответчиком должна быть осуществлена доплата утилизационного сбора до размера, предусмотренного для колесного транспортного средства, ввезенного в Российскую Федерацию физическим лицом не для личного использования. Направленное после проверки документов и сведений ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени за просрочку, полученное последним ДД.ММ.ГГГГ, оставлено без исполнения.
Алтайская таможня обратилась к мировому судье судебного участка №1 Павловского района Алтайского края с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 суммы утилизационного сбора в размере 1 273 800 руб., пени за неуплату утилизированного сбора в размере 527 523 руб. 04 коп.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом направлено в суд административное исковое заявление.
В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены: ФИО3, представляющий интересы административного ответчика в таможенных органах на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО4, который выступал представителем ФИО1 при приобретении транспортного средства по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; собственник транспортного средства ФИО2
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ стороны, заинтересованные лица не явились.
Представитель административного истца Алтайской таможни ФИО5 извещена ДД.ММ.ГГГГ. Представила письменные пояснения по делу, в которых указывает, что в период с 31 марта по ДД.ММ.ГГГГ Алтайской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, на основании Докладной записки отделения контроля таможенной стоимости и таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ <номер>. Результаты проверки были отражены в Докладной записке от ДД.ММ.ГГГГ <номер>. В связи с чем таможня уведомила ФИО1 о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени в отношении транспортного средства, ввезенного в Российскую Федерацию письмом от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, которое было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ. Также в результате анализа баз данных установлено, что ранее- 17 и 20 июня 2022 года на Барнаульском таможенном посту ФИО1 уплачен утилизационный сбор в отношении двух транспортных средств марки Mitsubishi L200, 2021 года выпуска, в размере 300 000 рублей за каждое.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом ДД.ММ.ГГГГ по известным суду адресам: <адрес>, <адрес>. Возражений по административному иску в суд не представил.
Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились. ФИО4 извещен надлежаще заказным почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>8. Заказные почтовые отправления, направленные в адрес ФИО3 по адресам: <адрес>, и <адрес>2, возвращены в суд за истечением срока хранения.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, в связи с удаленностью места своего проживания просит рассмотреть дело без его участия. Направил в суд письменные пояснения, в которых указывает, что автомобиль Mitsubishi DELICA, 2005 года выпуска, VIN №PD6W-1003817, он приобрел ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 через представителя по договору купли-продажи. Транспортное средство было поставлено на учет в МРЭО, никаких вопросов у инспекторов не возникло, после постановки на учет был произведен расчет с продавцом в соответствии с договором. На руки им были получены: госномер домашнего региона, свидетельство о регистрации транспортного средства, выписка из электронного паспорта, экземпляр договора купли-продажи и копия таможенного приходного ордера на имя ФИО1 С лицами, участвующими в деле он не знаком, по существу дела ничего пояснить не может, считает себя добросовестным приобретателем..
Исследовав представленные документы, суд, в связи с неявкой надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства, на основании ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), и пришел к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечении таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В соответствии с абз.2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ отдельной категорией плательщиков утилизационного сбора являются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора, в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291 (далее - Правила взимания утилизационного сбора).
Правила устанавливают порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации, и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора, в том числе, порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора (пункт 1).
Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (пункт 2 Правил).
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).
Таким образом, утилизационной сбор является особым видом обязательного платежа, введенным в Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности, взимание которого является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной на них указанными Правилами.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (п.5 Правил взимания утилизационного сбора).
Разделом II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
Названными Правилами коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств определен в зависимости от объема двигателя и даты выпуска транспортного средства (новое или с даты выпуска которого прошло более трех лет), за исключением транспортных средств данной категории, ввозимых физическими лицами для личного пользования, для которых коэффициент установлен вне зависимости от объема двигателя, и для которых имеет значение только дата выпуска.
Для целей исчисления суммы утилизационного сбора применяется базовая ставка и коэффициент расчета размера утилизационного сбора, установленные Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291 (далее –Перечень).
Пунктом 3 раздела I Перечня установлен коэффициент вне зависимости от объема двигателя, и для которых имеет значение только дата выпуска (0,17 - для новых и 0,26 - с даты выпуска которых прошло более трех лет).
В случае ввоза транспортного средства не для личного пользования, с даты выпуска которого прошло более 3 лет установлен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя- свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров – 63,95.
Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20 000 руб.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.
Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены п.4 ст.256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в п.6 названной статьи.
Установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.
В соответствии с п. 11 Правил взимания утилизационного сбора для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абз.2 п.3 ст.24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), в том числе, расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абз.2 п.3 ст.24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
Таможенные органы в соответствии с п.13 Правил взимания утилизационного сбора осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
Согласно п. 15(1) Правил взимания утилизационного сбора в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 4 июня 2023 года в г. Бишкек Республики Киргизия ФИО1, действуя через представителя по доверенности от 5 мая 2023 года ФИО4, приобрел у Д., транспортное средство Mitsubishi DELICA, 2005 года выпуска, <номер>, объемом двигателя 2 972 куб. см. (л.д. 17, оборотная сторона).
6 августа 2024 года на указанный автомобиль выдан Электронный паспорт транспортного средства <номер>, оформленный ООО «Фаворит» (л.д. 17).
7 августа 2024 года на Барнаульский таможенный пост представителем плательщика ФИО1 – ФИО3, действующим на основании доверенности от 6 августа 2024 года, предоставлен Расчет суммы утилизационного сбора для оплаты утилизационного сбора в отношении транспортного средства Mitsubishi DELICA, 2005 года выпуска, VIN №<номер>, объемом двигателя 2 972 куб. см. В расчете суммы утилизационного сбора (графа 9) представителем плательщика указано, что транспортное средство ввозится 6 июня 2023 года для личного пользования, в связи с чем применен льготный коэффициент утилизационного сбора 0,26 (5200 руб.), установленный при ввозе легковых автомобилей в личных целях (л.д. 15).
На основании представленных документов таможенным органом оформлен таможенный приходный ордер <номер>, исчислен утилизационный сбор в размере 5200 руб., а также пени за просрочку уплаты утилизационного сбора в размере 212,21 руб. 26 августа 2024 года ФИО1 осуществлена оплата указанных сумм утилизационного сбора и пени, что следует из представленных суду квитанций от указанной даты (л.д. 16).
Согласно ответу на запрос суда, поступившему из МО МВД России «Павловский» (л.д. 38) и в соответствии с карточкой учета транспортного средства (л.д. 22), автомобиль Mitsubishi DELICA, 2005 года выпуска, VIN <номер> на регистрационный учет на свое имя ФИО1 не ставился, 4 октября 2024 года произведена регистрация указанного автомобиля за ФИО2 в связи с приобретением его в частную собственность по договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Указанное также подтверждается сведениями, поступившими от начальника 3 регистрационного отделения МРЭО Госавтоинспекции ГУ МВД России по Новосибирской области, согласно которым регистрационные действия в отношении вышеназванного транспортного средства совершались 04.10.2024, представлена копия договора купли-продажи от 04.10.2024, заключенного между ФИО1 и ФИО2
В силу абз. 7 п. 5 Правил взимания утилизационного сбора, сумма утилизационного сбора, уплаченная в отношении колесного транспортного средства, ввезенного физическим лицом для личного пользования в Российскую Федерацию, подлежит пересмотру в случае, если до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера в отношении этого ввезенного колесного транспортного средства указанным лицом оно отчуждено в собственность иного лица. В этом случае осуществляется доплата утилизационного сбора до уровня утилизационного сбора, предусмотренного для колесного транспортного средства, ввезенного в Российскую Федерацию физическим лицом не для личного пользования. При неосуществлении указанной доплаты утилизационного сбора обязанность по его уплате считается неисполненной.
В соответствии с Примечанием к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291, под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, ввезенное в Российскую Федерацию физическим лицом, в отношении которого одновременно соблюдаются несколько обязательных условий, в том числе, если транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора.
Пунктом 3 раздела I указанного Перечня установлены коэффициенты утилизационного сбора для колесных транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. При этом для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, с рабочим объемом двигателя свыше 2 000 куб.см., но не более 3000 куб.см., применяется понижающий коэффициент утилизационного сбора в размере 0,26. Поскольку базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20 000 рублей (Примечания к Перечню) размер утилизационного сбора в данном случае составляет 5200,00 руб. (20000*0,26).
Согласно п. 2 раздела I Перечня, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291, действовавшей на 7 августа 2024 года, коэффициент расчета размера утилизационного сбора для транспортных средств с даты выпуска которых прошло более 3 лет, с рабочим объемом двигателя свыше 2 000 куб.см., но не более 3000 куб.см., ввезенных не для личного пользования составляет 63,95 (1 279 000 руб.).
Таким образом, административному ответчику следовало оплатить недостающую сумму утилизационного сбора в размере 1 273 800 руб. (1 279 000-5200).
30 апреля 2025 года Алтайской таможней в адрес ФИО1 направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора в указанном выше размере, данное уведомление получено административным ответчиком 10 мая 2025 года (л.д. 11,12).
При этом вышеназванное транспортное средство с момента получения таможенного приходного ордера в таможенном органе отчуждено ФИО2 в срок менее 2 месяцев.
При этом следует отметить, что ФИО2 не является членом семьи ФИО1
По сведениям, представленным Павловским сектором ЗАГС Управления юстиции Алтайского края, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ женат на З., сведения о рождении детей отсутствуют (л.д.69, 70).
Согласно справке о составе семьи Администрации Лебяжинского сельсовета, ФИО1 проживает с женой З. ФИО1 состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>1, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, но фактически проживает по адресу: <адрес>, где с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете по месту жительства З.
Исходя из вышеизложенного, ФИО1 мог перемещать (ввозить) транспортное средство ДД.ММ.ГГГГ для личных, семейных нужд только для себя и своей супруги.
Вместе с тем транспортное средство Mitsubishi DELICA, ввезенное из Республики Киргизия, было реализовано ФИО1 до истечения установленного законодательством срока, на регистрационный учет им или его супругой не ставилось. Кроме того, согласно ответу врио начальника МО МВД России «Павловский», транспортных средств за ФИО1 не зарегистрировано, водительское удостоверение ему не выдавалось (л.д.38).
Установив указанные обстоятельства, таможенный орган пришел к правильным выводам о недоказанности ввоза транспортного средства в личных целях и о неправомерности в связи с этим расчета утилизационного сбора по ставке для автомобиля ввезенного для личного использования.
Расчет утилизационного сбора, представленный административным истцом, проверен судом, подробно изложен в исковом заявлении, произведен с учетом вида и категории транспортного средства, даты его выпуска, объема двигателя, коэффициента расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, при этом, из величины сбора вычтена уже уплаченная административным ответчиком сумма утилизационного сбора в размере 5200 руб. Оснований для признания представленного административным истцом расчета неверным, у суда не имеется. Административным ответчиком указанный расчет не оспорен.
Таким образом, размер утилизационного сбора составляет в отношении транспортного средства Mitsubishi DELICA, 2005 года выпуска, VIN <номер>- 1 273 800 руб. (20 000 (базовая ставка) х 63,95 (коэффициент расчета) – 5200 руб. (сумма уплаченного утилизационного сбора).
Порядок и сроки проведения проверки, принудительного взыскания утилизационного сбора таможенным органом соблюдены.
В установленный пунктом 15(1) Правил 20-дневный срок со дня получения уведомления от 30 апреля 2025 года утилизационный сбор ФИО1 оплачен не был.
Заявление о выдаче судебного приказа, а также административное исковое заявление подано в установленный законом срок.
Поскольку доказательства уплаты утилизационного сбора ФИО1 в полном объеме не представлены, следовательно, суд считает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, с административного ответчика в пользу Алтайской таможни подлежит взысканию утилизационный сбор в размере 1 273 800 руб.
В соответствии с пунктом 11(1) Правил уплата утилизационного сбора, взимаемого Федерального таможенной службой, может осуществляться с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы).
Документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:
а) выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);
б) фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется) (пункт 11(2)).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Поскольку ФИО1 обязанность по уплате утилизационного сбора в срок, установленный законом, не исполнена, таможенным органом исчислены пени в размере 556 990 руб. 28 коп. в отношении вышеназванного транспортного средства за период с 22 июня 2023 года по 30 июля 2025 года, исходя из суммы утилизационного сбора 1 273 800 руб., количества дней просрочки, действовавшей одной трехсотой ставки рефинансирования.
Расчет пени проверен судом и признается правильным.
С учетом изложенного, требования административного истца в части взыскания с административного ответчика пени подлежат удовлетворению в обозначенном выше размере, в том числе в части взыскания пени с 31 июля 2025 года до момента фактической уплаты утилизационного сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, распределяются между сторонами пропорционально удовлетворённым требованиям.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец освобожден от уплаты госпошлины, наличие льгот либо оснований для освобождения административного ответчика от уплаты госпошлины судом не установлено, следовательно, с административного ответчика в силу ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию в доход муниципального образования Павловский район Алтайского края сумма государственной пошлины, исчисленная на основании положений п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 33 308 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-182, 290, 293-294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Алтайской таможни к ФИО1 о взыскании утилизационного сбора за ввезенное на территорию Российской Федерации транспортное средство, пени удовлетворить полностью.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения (паспорт гражданина РФ серия <номер> выдан 28.07.2005 ОВД Павловского района Алтайского края), в доход федерального бюджета неуплаченную сумму утилизационного сбора в размере 1 273 800 рублей за ввезенное на территорию Российской Федерации транспортное средство Mitsubishi DELICA, 2005 года выпуска, VIN <номер>, и пени за неуплату утилизационного сбора за период с 22.06.2023 по 30.07.2025 в размере 556 990 рублей 28 копеек, а всего- 1 830 790 рублей 28 копеек.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения (паспорт гражданина РФ серия <номер> №<номер> выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД Павловского района Алтайского края), в доход федерального бюджета пени за неуплату утилизационного сбора за период с 31.07.2025 по день фактического исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения (паспорт гражданина РФ серия <номер> №<номер> выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД Павловского района Алтайского края), в доход бюджета муниципального образования Павловский район Алтайского края государственную пошлину в размере 33 308 рублей.
Разъяснить, что в силу ст.294.1 КАС РФ, суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310данного Кодекса.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.А. Розбах