Дело № 2а-636/2025

16RS0011-01-2025-000809-34

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 октября 2025 года г. Буинск, РТ

Буинский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Ибрагимовой И.З., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> (МИФНС России № по РТ) обратилась с административным иском к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности в сумме 14 063 рубля 36 копеек, из которых: имущество физического лица по ставкам городских поселений за 2023 год в размере 262,00 руб., имущество физического лица по ставкам городских поселений за 2022 год в размере 349,00 руб., имущество физического лица по ставкам городских поселений за 2021 год в размере 13,00 руб., транспортный налог с физических лиц за 2023 год в размере 3745,00 руб., транспортный налог с физических лиц за 2022 год в размере 3745,00 руб., транспортный налог с физических лиц за 2021 год в размере 3745,00 руб., сумма пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2204,36 руб.

В обоснование административного иска указано, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, по которым имеет задолженность. На возникшую налоговую задолженность по транспортному налогу и отрицательному сальдо единого налогового счета начислены пени.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России 8 по <адрес> не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, в предыдущем судебном заседании ответчик с требованиями административного истца не согласился, в возражение указал, что он признан банкротом арбитражным судом, кроме того автомобиль Хундай после ДТП не подлежит восстановлению.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований у физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных средств в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно постановленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Положениями ст. 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан: уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать и т.д.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является пени (п. 1 ст. 72 вышеназванного Кодекса).

В силу ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком подлежат уплате пени на просроченную сумму (пункт 1), которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3), и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

В силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

Ст. 69 КАС РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Требование об уплате задолженности формируется один раз на сумму отрицательного сальдо единого налогового счета и действует до момента пока сальдо единого налогового счета не примет положительное значение либо равное нулю.

Судом установлено, что административный ответчик ФИО1 в спорный период являлся плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество.

Однако добровольно налог административный ответчик в течение предусмотренного налоговым законодательством срока не оплатил.

В связи с неуплатой отрицательного сальдо ЕНС налоговым органом направлено требование об уплате задолженности от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 3977 руб. 89 коп. Срок уплаты по требованию установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В установленный срок задолженность погашена не была. В результате административный истец был вынужден обратиться к мировому судье судебного участка № по Буинскому судебному району Республики Татарстан с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности.

ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № по Буинскому судебному району Республики Татарстан вынес соответствующий судебный приказ, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ на основании возражения против исполнения судебного приказа, поданного административным ответчиком.

Налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на обязанность административного ответчика оплатить вышеуказанную задолженность.

Представленный расчет по пеням судом проверен и признан правомерным. Какой-либо иной расчет административным ответчиком не представлен, расчет налогового органа, по существу, административным ответчиком не опровергнут.

Налоговым органом представлены сведения о принудительном взыскании налоговой задолженности, на которую начислены пени.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Относительно наличия определения Арбитражного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 признан несостоятельным (банкротом) суд отмечает следующее.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном названным Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.

Текущими платежами в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве являются, в том числе, обязательные платежи, возникшие после даты принятия, заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Исходя из того, что административный истец просит о взыскании транспортного налога с физических лиц, земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2021, 2022, 2023 год, то есть задолженности, возникшей после принятия Арбитражным Судом Республики Татарстан к производству заявления о признании ФИО1 банкротом (ДД.ММ.ГГГГ), данную задолженность следует признать текущей.

Также не состоятельны доводы ФИО1 о том, что транспортный налог на автомобиль Хендэ солярис, государственный регистрационный знак <***> за спорный период взысканию не подлежит, поскольку в 2017 году произошло ДТП и полная гибель автомобиля, по следующим основаниям.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1267-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2391-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 873-О и др.).

В силу пункта 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства внутренних дел России от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке регистрации транспортных средств» (действующих на момент возникновения спорных правоотношений), собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Принимая во внимание приведенные выше положения Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, суд считает, что отсутствие объекта налогообложения, само по себе, в отсутствие прекращения регистрации за ним указанного автомобиля, не свидетельствует о прекращении обязанности по уплате транспортного налога.

Согласно справке РЭО ГИБДД, представленной административным истцом, автомобиль Хендэ солярис, государственный регистрационный знак <***>, 2013 года выпуска снят с учета в связи с его продажей ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о том, что административный ответчик до ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлением о снятии транспортного средства с регистрационного учета суду не представлено.

В силу статьи 114 КАС РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», с административного ответчика в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, зарегистрированного по адресу: <адрес>; паспорт 9215 № выдан Отделением УФМС России по РТ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; ИНН <***>) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> задолженность в размере 14 063 рубля 36 копеек, из которых: имущество физического лица по ставкам городских поселений за 2023 год в размере 262,00 руб., имущество физического лица по ставкам городских поселений за 2022 год в размере 349,00 руб., имущество физического лица по ставкам городских поселений за 2021 год в размере 13,00 руб., транспортный налог с физических лиц за 2023 год в размере 3745,00 руб., транспортный налог с физических лиц за 2022 год в размере 3745,00 руб., транспортный налог с физических лиц за 2021 год в размере 3745,00 руб., сумма пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2204,36 руб.

Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, зарегистрированного по адресу: <адрес>; паспорт 9215 № выдан Отделением УФМС России по РТ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; ИНН <***>) государственную пошлину в размере 4 000 рублей в доход бюджета Буинского муниципального района Республики Татарстан согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Буинский городской суд Республики Татарстан.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.З. Ибрагимова

Копия верна.

Судья И.З. Ибрагимова