Дело №2а-993/2025

УИД 53RS0016-01-2025-001201-93

Решение

Именем Российской Федерации

г.Старая Русса

Новгородской области 29 сентября 2025 года

Старорусский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Голубевой З.Е.,

при секретаре Бальченко О.П.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области к ФИО2 о взыскании налогов и пени,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее – УФНС России по Новгородской области, административный истец) обратилось с административным исковым заявлением к ФИО2, в котором просит взыскать транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в УФНС по Новгородской области в качестве налогоплательщика состоит ФИО2 Согласно сведениям МРЭО ГИБДД УВД Великого Новгорода за ФИО2 зарегистрировано транспортное средство – автомобиль грузовой, ЗИЛ 130, государственный регистрационный знак № Из расчета, представленного административным истцом, следует, что размер транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год с учетом переплаты <данные изъяты> руб. – <данные изъяты> руб. Также УФНС России по Новгородской области произведен расчет пени в размере <данные изъяты> коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из административного искового заявления, административному ответчику выставлялись требования: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ и № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ. На дату подачи административно искового заявления задолженность не погашена.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик ФИО2, её представитель ФИО3 административный иск не признали, указали, что транспортное средство находится на территории <адрес>, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиком в бюджет по месту нахождения транспортного средства, в связи с чем УФНС по Новгородской области транспортный налог исчислен неправомерно. Также административный ответчик и представитель административного ответчика сослались на пропуск административным истцом срока обращения в суд.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, а также материалы административного дела № судебного участка №40 Старорусского судебного района Новгородской области, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1 ст.45 НК РФ).

Согласно с.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 ст.358 НК РФ).

В силу положений пункта 1 ст.363 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, за ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано транспортное средство ЗИЛ 130, государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, мощностью <данные изъяты> л.с., в связи с чем административный ответчик является плательщиком транспортного налога.

Доводы ФИО2 в той части, что транспортный налог исчислен неправомерно, поскольку транспортное средство зарегистрировано на территории <адрес>, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно п.1 ст.363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ, действовавшей на дату исчисления транспортного налога за 2019 и 2020 годы) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В соответствии с пунктом 5 ст.83 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату исчисления транспортных налогов за 2019 и 2020 годы) постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается: 1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства; 1.1) для воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства, а при отсутствии таковых - место государственной регистрации транспортного средства; 2) для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

В соответствии с указанными правовыми нормами ФИО2, зарегистрированной на территории Старорусского муниципального района Новгородской области, транспортный налог правомерно исчислен, исходя из ставок, установленных ст.3 Областного закона Новгородской области от 30 сентября 2008 года №379-ОЗ «О транспортном налоге».

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы административного ответчика о пропуске УФНС России по Новгородской области срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

В соответствии с пунктом 2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 1 ст.362 НК РФ)

Согласно пункту 4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом транспортного налога <данные изъяты> руб. за ДД.ММ.ГГГГ года

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом транспортного налога <данные изъяты>. за ДД.ММ.ГГГГ год.

Согласно положениям пункта 4 ст.52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст.69 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату исчисления и срока уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).

В силу положений пункта 2 ст.48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с положениями ст.4 Федерального закона Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-Ф "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" сальдо единого налогового счета организации или физического лица (далее в настоящей статье - сальдо единого налогового счета) формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов (далее в настоящей статье - суммы неисполненных обязанностей) (пункт 1 ч.1).

В целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания (пункт 1 ч.2).

С 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом следующих особенностей требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) (пункт 1 ч.9).

В соответствии с ч.1 ст.123.1 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 05.04.2016 №103-ФЗ) судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (налог за ДД.ММ.ГГГГ год); на дату направления данного требования за административным ответчиком числилась общая задолженность в сумме <данные изъяты> коп.

Срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по данному требованию истек ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет ФИО2 направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (налог за ДД.ММ.ГГГГ год); на дату направления данного требования за административным ответчиком числилась общая задолженность в сумме <данные изъяты> коп.

Срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по данному требованию истек ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Новгородской области не обращалось с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы.

Из совокупного толкования пункта 1 ч.2 ст.4, пункта 1 ч.2 ст.4 Федерального закона Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-Ф "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года может быть выставлено налоговым органом только в отношении тех недоимок, по которым до 31 декабря 2022 года направлялись требования о взыскании и не были приняты меры взыскания, срок взыскания по которым не истек.

Вместе с тем ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ, в которое были включены, в том числе, недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы, срок взыскания по которым истек.

Срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по данному требованию истек ДД.ММ.ГГГГ.

УФНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилось к мировому судье судебного участка №40 Старорусского судебного района Новгородской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2, в том числе, транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год и за ДД.ММ.ГГГГ год, то есть по истечении установленного ст.48 НК РФ срока. С заявлением о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года административный истец не обращался.

Судебный приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими от ФИО2 возражениями отменен ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление после отмены судебного приказа направлено в Старорусский районный суд Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 ст.48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.

Указанные положения НК РФ были предметом проверки Конституционным судом Российской Федерации.

В своем Постановлении от 25.10.2024 №48-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верзовного Суда Республики Карелия» Конституционный суд Российской Федерации указал, что абзац второй пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает, что суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности (в том числе по пеням) после отмены судебного приказа в связи с подачей налогоплательщиком возражений относительно исполнения судебного приказа, обязан проверить, соблюдены ли налоговым органом все предусмотренные этой статьей сроки осуществления действий по судебному взысканию налоговой задолженности, включая как сроки обращения за вынесением судебного приказа (пункт 3), так и срок для подачи соответствующего административного искового заявления, если судебный приказ был отменен, а также при нарушении данных сроков (в зависимости от обстоятельств - всех в совокупности или одного из них) отказать в удовлетворении административного искового заявления налогового органа, если при этом отсутствуют основания для их восстановления.

Поскольку судом установлено, что срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год истек, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 транспортного налога за 2020 год административный истец обратился с нарушением срока, установленного НК РФ, оснований для восстановления указанных сроков судом не установлено, требования УФНС России по <адрес> в части взыскания транспортного налога за 2019 и 2020 годы удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

В Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Учитывая, что возможность взыскания с ФИО2 транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы утрачена, с административного ответчика также не подлежат взысканию пени в размере <данные изъяты> коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При установленных судом обстоятельствах в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,290, 293,294 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области к ФИО2 о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Старорусский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья подпись З.Е. Голубева

Мотивированное решение составлено 13 октября 2025 года