РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 12 августа 2022 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Бадретдинова А.А.,
при секретаре Кашиной Е.В.,
с участием
административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1807/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Межрайонная ИФНС России № 16 по Свердловской области обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени, в том числе:
- в доход бюджета Свердловской области транспортного налога в размере 32 448 руб. и пени в размере 2 041,94 руб.;
- в доход бюджета муниципального образования «город Нижний Тагил» налога на имущество физических лиц в размере 4 169,03 руб. и пени в размере 478,02 руб.
В обоснование иска указано, что, несмотря на направлявшиеся в адрес административного ответчика налоговые уведомления и требования, обязанность по уплате налога не исполнена.
В судебное заседание представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился.
Участвующая в судебном заседании административный ответчик ФИО1 исковые требования признала частично, пояснив суду, что не оспаривает факт задолженности по уплате налогов, однако просит уменьшить сумму взыскания пропорционального периоду владения транспортными средствами и доли недвижимого имущества.
Исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог относится к региональным налогам (ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Ставки транспортного налога на территории Свердловской области установлены Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ (с изменениями).
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе, квартиры и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 2 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).
Налоговые ставки по налогу на имущество на территории муниципального образования «г. Нижний Тагил» установлены решением Нижнетагильской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями).
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности владеет следующими объектами налогообложения:
-
В адрес ФИО1 заказной почтовой корреспонденцией направлены налоговые уведомления:
- № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 год со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 в установленные законом сроки налоги не уплатила, в связи с чем в ее адрес налоговым органом заказной почтовой корреспонденцией направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный законом срок требование не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ года инспекцией в адрес мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Нижнего Тагила было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате налогов и пени.
Вынесенный мировым судьей судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №А-3870/2021 был отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением возражений от ФИО1
В своих возражениях ФИО1 указывает, что налоговым органом неверно исчислен размер задолженности по уплате налогов, поскольку не применены сроки давности, также не учтены периоды владения транспортными средствами.
Из представленных суду материалов усматривается, что налогоплательщику в срок до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ требования об уплате налога в связи с возникшей недоимкой налоговым органом не направлялись, доказательств иного суду не представлено.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 1, 2 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование об уплате налога (пени, штрафа) должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Верховного суда № 41 и Пленума Высшего Арбитражного суда от 11 июня 1999 года № 9 при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2014 года № 590-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика. В пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса. Следовательно, положения пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, вопреки утверждению заявителя, не приводят к произвольному и неограниченному увеличению сроков для принудительного взыскания налогов, а потому не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте.
Учитывая приведенные положения законодательства и разъяснений высших судебных инстанций, налоговый орган в случае неуплаты налога за 2015 год в срок до 01 декабря 2016 года был обязан выставить требование об уплате налога в срок до 01 марта 2017, которое налогоплательщик должен был исполнить в течение 8 дней, что с учетом положений ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, свидетельствует о том, что налогоплательщик должен был заплатить налог по требованию не позднее 15 марта 2017 года.
Аналогичным образом, в случае неуплаты налога за 2016 год в срок до 01 декабря 2017 года, налоговый орган обязан был выставить требование об уплате налога в срок до 01 марта 2018 года; в случае неуплаты налога за 2018 год в срок до 02 декабря 2019 года, налоговый орган обязан был выставить требование об уплате налога в срок до 02 марта 2020 года.
При таких обстоятельствах суд считает, что налоговый орган после 15.09.2017, 15 сентября 2018 года, 15 сентября 2020 года (спустя 6 месяцев после истечения срока исполнения соответствующего требования об уплате налога) утратил право обращения в суд за взысканием транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2018 гг., поскольку таких требований в адрес налогоплательщика не направлялось, доказательств иного суду не представлено.
Кроме того, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ №, направленному налоговым органом в адрес ФИО1, в расчет транспортного налога за 2019 год включен автомобиль Сузуки Свифт (сумма налога составила 1 080 руб.).
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Из представленных суду материалов следует, что автомобиль Сузуки Свифт, г.р.н. В 432 СС 27, выбыл из правообладания ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, задолженность по уплате налога на данный автомобиль за 2019 год не может быть исчислена.
В связи с тем, что налогоплательщиком не была своевременно погашена задолженность по плате налогов, ей в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно начислены пени, которые подлежат взысканию в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, п.п. 19 п. 1 ст. 333.36, п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «город Нижний Тагил» государственная пошлина в размере 828 руб.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 286, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в , зарегистрированной по адресу: 31:
- в доход бюджета задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 16 653 руб. и пени (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 2 041,94 руб.;
- в доход бюджета муниципального образования «город Нижний Тагил» задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в размере 1 790 руб. и пени (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 478,02 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 828 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 19 августа 2022 года.
Судья - подпись А.А. Бадретдинова
КОПИЯ ВЕРНА
Судья - А.А. Бадретдинова