УИД 63RS0024-02-2022-000370-68 РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 сентября 2022 года с. Хворостянка
Приволжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Макаровой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Нарченковой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2(2)а-231/2022 по административному исковому заявлению МИ ФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в соответствии со статьей 558 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в размере 35594 рублей и пени в размере 97 рублей 88 копеек.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик являлся плательщиком указанного налога, в рассматриваемые налоговые периоды. В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления.
В установленный налоговым законодательством срок, административный ответчик свою обязанность по уплате налога не исполнил. Позже в адрес ответчика было направлено требования об уплате страховых взносов, которые ответчиком также оставлены без исполнения.
С целью взыскания с ответчика задолженности по уплате налога на имущество, страховых взносов, административный истец обращался к мировому судье судебного участка № 159 Приволжского судебного района Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
18.04.2022 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности, который 25.04.2022 года был отменен.
В связи с чем, Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика вышеуказанной задолженности.
Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддерживает.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заселения извещен, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствии, предоставил возражения, согласно которых с исковыми требования не согласен, поскольку считает, что данные платежи должны выплатить работодатель АО Роснефтефлот, так как по решению Приволжского районного суда Самарской области по гражданскому делу №2(2)-247/2019 в его пользу частично взыскана заработная плата.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 6 ст. 58 обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статья 69 НК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Как видно из материалов дела ФИО1 состоит на налоговом учете в МИ ФНС России № 16 по Самарской области в качестве плательщика налогов.
На основании ст. 52 НК РФ в адрес ответчика налоговым органом направлялись налоговое уведомление №44338649 от 01.09.2021 об оплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в размере 35594 рубле, содержащие сведения об объектах налогообложения, ставках налога, а также подробный расчёт сумм налогов, подлежащих уплате за соответствующие налоговые периоды.
Административный ответчик не исполнил обязанность по оплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год.
Доказательств, подтверждающих обратное, административным ответчиком не представлено.
На основании ст. 52 НК РФ в адрес ответчика налоговым органом направлялись налоговое уведомление №67535 от 13.12.2021 об оплате налогов за 2020 год, содержащие сведения об объектах налогообложения, ставках налога, а также подробный расчёт сумм налогов, подлежащих уплате за соответствующие налоговые периоды, установлен срок для оплаты до 11.01.2022.
Факт направления налогового уведомления, требования административному ответчику подтвержден документально.
Доводы административного ответчика о том, что указанная задолженность по налогу должна быть взыскана с его работодателя АО Роснефтефлот, поскольку задолженность по заработной плате была взыскана в его пользу в судебном порядке решением Приволжского районного суда Самарской области, суд находит не состоятельными ввиду следующего.
Как установлено пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 данного Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
В силу положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Приложением N 2 к Приказу ФНС России от 2 октября 2018 года № утвержден Порядок заполнения формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц "справка о доходах и суммах налога физического лица (форма 2-НДФЛ)" (далее - Порядок заполнения справки 2-НДФЛ).
Согласно пункту 1.1 указанного Порядка установлено, что сведения о доходах физических лиц, суммах налога на доходы физических лиц, сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог и о сумме неудержанного налога на доходы физических лиц представляются налоговыми агентами по форме 2- НДФЛ "Справка о доходах и суммах налога физического лица" (далее - Справка формы 2- НДФЛ) за налоговый период.
В пункте 2.7 Порядка заполнения Справки 2-НДФЛ закреплена обязанность налогового агента в случае невозможности в течение календарного года удержать НДФЛ, письменно сообщить о данном факте налогоплательщику (физическому лицу) и в налоговый орган. Предусмотрено, что сообщение направляется в адрес указанных лиц в форме Справки 2-НДФЛ с признаком 2.
В соответствии с пунктом 4.11 Порядка заполнения Справки 2-НДФЛ предписано, что при заполнении Справки с признаком 2, в полях "Сумма налога удержанная", "Сумма налога перечисленная" и "Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом" указывается ноль, а в поле "Сумма налога, не удержанная налоговым агентом" указывается исчисленная сумма налога, которую налоговый агент не удержал в налоговом периоде.
Справка 2-НДФЛ с признаком 2 должна быть направлена в адрес налогоплательщика (физического лица) и в налоговый орган в срок не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, налог с которого не удержан (пункт 5 статьи 226, статья 216 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено в письме Минфина России от 29 августа 2018 года N, если при вынесении решения [о взыскании с организации-работодателя сумм в пользу работника] суд не производит разделения сумм, причитающихся работнику и подлежащих удержанию с работника, организация, являющаяся налоговым агентом, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц, если она не производит какие-либо иные выплаты налогоплательщику.
Судом установлено, что решением Приволжского районного суда Самарской области от 21.11.2019 года по гражданскому делу № 2(2)-247/2019 по исковому заявлению ФИО1 к АО «Роснефтефлот» о восстановлении нарушенных трудовых прав, частично удовлетворены исковые требования, признаны незаконными приказы АО «Роснефтефлот» № 2880-ок от 31.07.2019, № 3181-ок от 23.08.2019 и № 3292-ок от 30.08.2019 об объявлении простоя в отношении ФИО1 с АО «Роснефтефлот» в пользу ФИО1 взысканы недоплаченная заработная плата за период с 26.03.2019 по 31.10.2019 в размере 273800 рублей 44 копейки, а также компенсация морального вреда в размере 15000 рублей. Решение вступило в законную силу.
С учетом изложенного, установив, что АО «Роснефтефлот» выплатив ФИО1 на основании решения суда задолженность по недоплаченную заработную плату за период с 26.03.2019 по 31.10.2019 в размере 273800 рублей 44 копейки, при невозможности удержания НДФЛ в установленном законом порядке, представило по утвержденным формам соответствующие сведения в МИФНС России N 16 по Самарской области, суд приходит выводу о том, что Инспекции обоснованно составила и направила в адрес ФИО1, как лица обязанного уплатить НДФЛ, вышеуказанного налогового уведомления, а позже налогового требования.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
По смыслу указанных выше правовых норм одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
Из содержания ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налога) следует, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения, и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что основанием для обращения административного истца в суд послужило то обстоятельство, что административный ответчик не выполнил в добровольном порядке требование налогового органа об уплате налогов и страховых взносов.
Поскольку общая сумма задолженности ответчика на момент направлений ему требования об уплате налогов превышала 3000 рублей по каждому требованию, то в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты истечения срока для добровольного исполнения указанных требований об уплате налога.
Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган вправе был обратиться по 11.07.2022 ( 11.01.2022+ 6 месяцев).
Согласно части 1 статьи 123.5 КАС РФ судебный приказ выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.
Как видно из материалов дела, с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье административный истец обращался в апреле 2022 года, что подтверждается входящим штампом. Судебный приказ был вынесен 18.04.2022, т.е. в пределах установленного законом срока для обращения взыскания.
После отмены 25.04.2022 мировым судьёй судебного приказа от 18.04.2022, вынесенного в отношении административного ответчика налоговый орган 07.07.2022, в пределах установленного законом шестимесячного срока, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
С учетом указанных обстоятельств и норм права, учитывая, что основания для взыскания недоимки по налогам имеются, обязательный досудебный порядок урегулирования спора, сроки обращения в суд соблюдены, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных МИ ФНС № 23 по Самарской области требований о взыскания с ФИО1 задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в размере 35597 рублей задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в размере 35594 рублей, поскольку доказательств оплаты, указанной задолженности, административным ответчиком суду не представлено. Указанный размер задолженности основан на налоговом законодательстве, является правильным и не оспорен ответчиком.
Согласно ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пени.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Поскольку суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований о взыскании со ФИО3 задолженности по налогу,, и отсутствия сведений о своевременной оплате земельного налога за указанные периоды, заявленные налоговым органом требования о взыскании с административного ответчика пени по указанным налогу также подлежат удовлетворению.
Исходя из представленного административным истцом расчета пени, с учетом суммы задолженности составят 97 рублей 88 копеек, которые подлежат взысканию с административного ответчика. Расчет по пени судом проверен и признается правильным. Административным ответчиком иного варианта расчета представлено не было, равно как и доказательств необоснованности расчета, выполненного налоговым органом.
Административный истец при подаче административного иска освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ.
По правилам ч.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии с указанными нормами закона с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1270 рублей 76 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИ ФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области, ИНН №, дата регистрации - ДД.ММ.ГГГГ задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в соответствии со статьей 558 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в размере 35594 рублей и пени в размере 97 рублей 88 копеек, а всего взыскать 35691 (тридцать пять тысяч шестьсот девяноста один) рубль 88 копеек.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, в доход бюджета муниципального района Хворостянский Самарской области государственную пошлину в размере 1270 рублей 76 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Приволжский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2022 года.
Судья М.Н.Макарова