Дело № 2а-2399/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тверь 27 сентября 2022 года
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Замрий В.Н.,
при секретаре Кондратьевой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в Заволжский районный суд г. Твери с указанным административным иском, в котором просила взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу в размере 5600 рублей и пени по транспортному налогу в размере 24 рублей 59 копеек, а всего 5624 рубля 59 копеек.
В обоснование иска указали, что на административного ответчика зарегистрированы транспортные средства, и он является плательщиком транспортного налога. Сведения о транспортных средствах с указанием конкретных идентификационных характеристик транспортных средств и прав владения (государственный регистрационный знак, мощность (налоговая база), доля в праве, количество месяцев владения в отчетном году), а также расчет налога за 2019 год указаны в налоговом уведомлении от 01.09.2022 г. № 26474600. Административным ответчиком налог не уплачен в полном объеме, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налога и пени, которое не было им исполнено. По требованию от 17.12.2020 г. № 55601 взыскиваются пени в сумме 24 рубля 59 копеек за период с 02.12.2020 г. по 16.12.2020 г. на недоимку по транспортному налогу в размере 11573 рублей. Транспортный налог за 2019 год был оплачен частично, задолженность составляет 5600 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил возражения, в которых просил отказать в заявленных административных исковых требованиях в связи с тем, что транспортное средство – автомобиль грузовой 274711, государственный регистрационный знак № находился в его собственности до 12.10.2018 г., затем было продано, что подтверждается договором купли-продажи и актом приема-передачи транспортного средства от 12.10.2018 г.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судом явка сторон обязательной не признавалась и при указанных выше обстоятельствах определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Как следует из п. 1 ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно п. 1 указанной статьи налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые ставки, в соответствии с положениями ст. 361 НК РФ, установлены в ст. 1 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. № 75-ЗО.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно положениям п. 1, 2, 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела, в налоговый период 2019 г. ФИО1 являлся собственником транспортных средств: легкового автомобиля ВАЗ 21060, государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 74,5 лошадиных сил; грузового фургона без марки 274711, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 140 лошадиных сил; грузового фургона 2747-0000010, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 140 лошадиных сил.
В соответствии со ст. 361 НК РФ, ст. 1 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. № 75-ЗО административному ответчику был начислен транспортный налог, подлежащий уплате за 2019 г. за указанные транспортные средства, в размере 11575 рублей.
04.10.2020 г. налоговым органом посредством почтовой связи ФИО1 было направлено налоговое уведомление № 26474600 от 01.09.2020 г. об уплате транспортного налога в сумме 11 575 рублей. (л.д. 10-11,12).
В связи с неуплатой налога административному ответчику посредством службы доставки ООО «Вип-Курьер» 25.12.2020 г. было направлено требование № 55601 от 17.12.2020 г. об уплате транспортного налога в сумме 11575 рублей и пени по транспортному налогу в сумме 24 рубля 59 копеек, в срок до 26.01.2021 г., которое не было им исполнено (л.д. 13, 72-74).
23.03.2022 г. мировым судьей судебного участка № 64 Тверской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу, который был отменен определением мирового судьи от 05.05.2022 г. в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
23.08.2022 г., то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок, Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в суд с настоящим исковым заявлением о взыскании с ФИО1 транспортного налога в размере 5600 рублей и пени в размере 24 рублей 59 копеек, в связи с частичной оплатой транспортного налога по требованию № 55601 от 17.12.2020 г., которая была произведена 20.12.2020 г. в размере 5975 рублей.
Таким образом, административный истец выполнил возложенную на него законом обязанность по направлению ответчику требования об уплате налога в целях предупреждения о наличии задолженности. Ответчик требование в установленный срок не исполнил, законно установленную обязанность оставил без удовлетворения.
ФИО1 не представил доказательств, подтверждающих уплату транспортного налога в указанных выше размерах, равно как и доказательств наличия оснований, освобождающих его от уплаты данного вида налога. Утверждение административного ответчика о том, что он не должен платить транспортный налог за автомобиль, который им был продан основаны на неправильном понимании норм права.
В соответствии со статьями 357, 358 НК РФ возникновение объекта налогообложения связано с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
П. 4 ст. 85 НК РФ на органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Из приведенных выше норм НК РФ следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы.
Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом, представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
ФИО1 в материалы настоящего административного дела представлен договор купли-продажи транспортного средства 274711, государственный регистрационный знак № и акт приема-передачи транспортного средства от 12.10.2018 г.
Положения ст. 357 НК РФ, иные нормы законодательства о налогах и сборах не предусматривают, что основанием для освобождения от обязанности уплаты транспортного налога может являться сам факт заключения налогоплательщиком договора купли-продажи транспортного средства и передачи его покупателю.
Следовательно, само по себе отчуждение ФИО1 автомобиля по договору купли-продажи не освобождает его от уплаты транспортного налога до момента внесения органами ГИБДД в данные регистрационного учета соответствующих записей.
Действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий отказа совершать такие действий лежат на налогоплательщике.
Согласно представленным в ответ на запрос суда сведениям МРЭО ГИБДД УМВД России по Тверской области право собственности на автомобиль 274711, государственный регистрационный знак № в период времени с 20.09.2008 г. по 06.03.2020 г. было зарегистрировано за ФИО1 (л.д. 32).
С учетом изложенного, поскольку в установленные законом сроки административный ответчик задолженность по транспортному налогу не погасил, суд считает требования административного искового заявления о взыскании транспортного налога за 2019 г. в размере 5600 рублей и пени 24 рубля 59 копеек обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
При решении вопроса о размере подлежащей уплате государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 НК РФ, согласно которой размер госпошлины подлежащей взысканию с административного ответчика, с учетом удовлетворенных административных исковых требований, составляет 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области задолженность по транспортному налогу за 2019 г. в размере 5600 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 г. в размере 24 рублей 59 копеек, а всего 5624 рубля 59 копеек.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: , государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Тверь в размере 400 рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Н. Замрий
1версия для печати