Дело №2а-3096/2022
УИД №22RS0066-01-2022-003946-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2022 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Тагильцева Р.В.,
при секретаре Малышенко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю (далее – МИФНС) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 920 руб. и пени по нему в размере 26,47 руб., по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 744 руб. и пени по нему в размере 61,67 руб., а всего 19 752,14 руб.
В обоснование требований указано, что ФИО1 (№) является собственником транспортного средства, поэтому обязан уплатить транспортный налог (ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 1 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края»). Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ составила 2 920 руб. В связи с неуплатой налога в установленные сроки на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 начислены пени в размере 26,47 руб.
Также административный ответчик является собственником земельного участка, поэтому обязан уплатить земельный налог (ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации). Сумма земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ составила 16 744 руб. В связи с неуплатой налога в установленные сроки на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 начислены пени в размере 61,67 руб.
Во исполнение положений статей 69 – 70 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 направлено требование об уплате налога и пени, которое в установленный в нем срок не исполнено, в связи с чем МИФНС обратилась с настоящим административным иском в суд.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании частично признал исковые требования, пояснил, что у него имеется переплата по налогам в сумме 16 489,41 руб., которые он просил зачесть в счет погашения задолженности по настоящему иску.
Суд с учетом положений статей 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав ФИО1, изучив доводы административного иска, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем решении здесь и далее, приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статья 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что в адрес ФИО1 налоговым органом направлялось требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (самое раннее, в котором общая сумма задолженности превышала 3 000 руб.), в котором установлен срок уплаты задолженности – до ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в течение 6 месяцев с указанной даты, то есть до ДД.ММ.ГГГГ
Межрайонная ИФНС России №15 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье судебного участка с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный срок. Однако судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен этим же мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ по заявлению должника.
С настоящим административным иском МИФНС обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, т.е. в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которым признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
По смыслу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4).
Как следует из представленных УМВД России по г. Барнаулу сведений от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован автомобиль «», государственный регистрационный знак (мощность двигателя .).
Порядок уплаты и взыскания транспортного налога регулируется главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.
Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам налогообложения отнесены транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Расчет транспортного налога производится путем умножения мощности двигателя на ставку налога, а также на количество месяцев, в течение которых имущество было зарегистрировано за налогоплательщиком (п.п. 2, 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10.10.2002 №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».
Данным законом установлены налоговые ставки для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 руб.
Сумма начисленного транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ составила 2 920 руб. (146 л.с. х 20 руб. х 12/12). Расчет налога приведен в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, направленном ФИО1 почтой по адресу его регистрации (проживания) на момент формирования уведомления: , что подтверждается списком почтовых отправлений.
В связи с неуплатой налога в установленные сроки ФИО1 на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26,47 руб. Расчет пени судом проверен, признан верным.
Во исполнение положений статей 69 – 70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику почтой направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором установлен срок уплаты задолженности – до ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку задолженность по транспортному налогу и пени не погашена до настоящего времени, суд взыскивает с ФИО1 в доход соответствующего бюджета недоимку по данному налогу за ДД.ММ.ГГГГ и пени в вышеуказанном размере.
Судом также установлено, что административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ является собственником ?, а с ДД.ММ.ГГГГ собственником ? доли земельного участка, расположенного по адресу: (кадастровый номер №), что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Управлением Росреестра по Алтайскому краю по запросу суда.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В пункте 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговая ставка в соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Сумма начисленного земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ составила 16 744 руб. (2 232 568 руб. х ? х 1,50). Расчет налога приведен в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, направленном ФИО1 почтой по адресу его регистрации (проживания) на момент формирования уведомления: , что подтверждается списком почтовых отправлений.
В связи с неуплатой налога в установленные сроки ФИО1 на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 67,67 руб. Расчет пени судом проверен, признан верным.
Во исполнение положений статей 69 – 70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику почтой направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором установлен срок уплаты задолженности – до ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку задолженность по земельному налогу и пени не погашена до настоящего времени, суд взыскивает с ФИО1 в доход соответствующего бюджета недоимку по данному налогу за ДД.ММ.ГГГГ и пени в вышеуказанном размере.
Всего суд взыскивает с ФИО1 задолженность по налогам и пени в размере 19 752,14 руб.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд взыскивает с административного ответчика в доход местного бюджета – муниципального образования г. Барнаул государственную пошлину в размере 790,09 руб.
Заявление ФИО1 о зачете излишне уплаченных налогов в сумме 16 489,41 руб. удовлетворению не подлежит, поскольку данная обязанность возлагается на налоговый орган (подп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 5 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ФИО1 следует обратиться с заявлением о зачете излишне уплаченного налога в налоговый орган по своему месту жительства, а не в суд.
Руководствуясь статьями 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (№), зарегистрированного по адресу: задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 920 руб. и пени по нему в размере 26,47 руб., по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 744 руб. и пени по нему в размере 61,67 руб., а всего 19 752,14 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета – муниципального образования г. Барнаул государственную пошлину в размере 790,09 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2022 года.
Судья Р.В. Тагильцев