дело № 2а-442/2025

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2025 года с. Приютное

Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Иванникова В.В.,

при секретаре судебного заседания Клемешове К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Северо-Осетинской таможни Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы к ФИО1 о взыскании задолженности по таможенным платежам,

установил:

Северо-Осетинская таможня Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – Северо-Осетинская таможня) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по таможенным платежам, в обоснование указав, что гражданином ФИО2, <дата> года рождения, место рождения - <адрес>, ID-карта <номер> от <дата>, <дата> в зоне деятельности таможенного поста МАПП «Верхний Ларс» Северо-Осетинской таможни, в целях совершения таможенных операций по таможенному декларированию временно ввез на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство марки "<...>" (<дата> года выпуска, VIN <номер>, государственный регистрационный знак <номер>), подана пассажирская таможенная декларация на транспортное средство (ТДТС) <номер>. Таможенным органом установлен срок временного ввоза до <дата> Между тем, ФИО1 не совершены действия ни по таможенному декларирования в целях вывоза транспортного средства с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с ТК ЕАЭС, ни по помещению транспортного средства под таможенные процедуры в порядке, установленном ТК ЕАЭС. Таким образом, в связи с не вывозом транспортного средства с таможенной территории ЕАЭС у ФИО1 <дата> наступила обязанность по уплате таможенной пошлины. Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, пени от <дата> <номер> на сумму <...> руб. направлено заказной корреспонденцией по адресам регистрации ФИО1 Срок добровольной уплаты по уведомлению, установленный статьей 73 Федерального закона № 289-ФЗ, - 15 рабочих дней со дня получения уведомления, истек.

<дата> судьей Ворошиловского межрайонного суда <адрес> вынесен судебный приказ по делу <номер> о взыскании с ФИО1 в пользу Северо-Осетинской таможни задолженности по неуплаченным таможенным платежам и пени. <дата> определением судьи Ворошиловского межрайонного суда <адрес> судебный приказ по делу <номер> о взыскании с ФИО1 спорной задолженности по неуплаченным таможенным платежам и пеням отменен. На момент обращения в суд с настоящим иском задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, ответчиком ФИО1 не исполнена.

Административный истец, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и положения ст. ст. 264, 268 ТК ЕАЭС, ст. ст. 71 - 73 Федерального закона от <дата> <номер>-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по уплате таможенных платежей и пеней за период с <дата> по <дата> в общей сумме <...> руб., в том числе таможенные платежи в размере <...> руб., пени в размере <...> руб.

Представитель административного истца Северо-Осетинской таможни ФИО3, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Направил в суд возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на регистрацию транспортного средства на территории Российской Федерации в установленный срок и освобождении его на этом основании от уплаты таможенных платежей.

В силу ст. 289 ч. 2 КАС РФ суд, не признавая явку сторон обязательной, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований по следующим основаниям.

Правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Возникшие по настоящему делу правоотношения регулируются с <дата> Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕЭС).

В силу ст. 50 ТК ЕЭС плательщикам таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно п.п. 7 п.1 ст. 2 данного Кодекса декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ТК ЕЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары (пункт 2 статьи 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Согласно п. 4 ст. 56 ТК ЕЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В соответствии с п. 5 ст. 56 ТК ЕЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 1 статьи 264 ТК ЕЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Согласно п. 5 ст. 264 ТК ЕЭС по истечении срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, такие транспортные средства помещаются под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом, либо в отношении таких транспортных средств осуществляется таможенное декларирование в целях вывоза, выпуска в свободное обращение или в иных целях.

Пунктом 7 статьи 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государстве, не являющемся членом Союза, могут ввозиться иностранными физическими лицами и физическими лицами государств-членов без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года.

В соответствии с п. 5 ст. 268 ТК ЕЭС в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса, в том числе в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза.

Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в этом случае является день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 55 ТК ЕЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 Таможенного кодекса Евразийскою экономического союза (пункт 7 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийскою экономического союза).

В силу ч. 3 ст. 270 ТК ЕЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени.

Положениями статьи 71 Федерального закона от <дата> <номер>-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ <номер>) предусмотрено, что взыскание таможенных платежей и пеней с физических лиц за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке (часть 5).

Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (часть 6).

Согласно частям 1, 3 статьи 72 ФЗ <номер> пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного ретуширования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном ретушировании.

Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В соответствии с требованиями ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суде административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты, установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что гражданином иностранного государства ФИО1, паспорт гражданина иностранного государства <номер>, выдан <дата> (с <дата> – гражданин Российской Федерации, паспорт серии <...> <номер>, выдан <адрес> <дата>) <дата> в зоне деятельности таможенного поста МАПП «Верхний Ларс» Северо-Осетинской таможни, в целях совершения таможенных операций по таможенному декларированию временно ввез на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство марки "<...>" (<дата> года выпуска, VIN <номер>, государственный регистрационный знак <номер>), подана пассажирская таможенная декларация на транспортное средство (ТДТС) <номер>.

Таможенным органом установлен срок временного ввоза до <дата>

В установленный таможенным органом срок <дата> транспортное средство марки "<...>" (<дата> года выпуска, VIN <номер>, государственный регистрационный знак <номер>) за пределы Российской Федерации не вывезено, действия ни по таможенному декларирования в целях вывоза транспортного средства с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с ТК ЕАЭС, ни по помещению транспортного средства под таможенные процедуры в порядке, установленном ТК ЕАЭС, ФИО1 не совершены, что подтверждается сведениями, внесенными в базу ФТС России.

По результатам таможенного контроля <дата> вынесено решение <номер> об установлении факта нарушения требований ст. 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а именно невывоз в установленный таможенным органом срок временно ввезенного транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, повлекший за собой возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Из указанного решения усматривается, что ФИО1, как лицо ответственное за использование транспортного средства марки "<...>" (<дата> года выпуска, VIN <номер>, государственный регистрационный знак <номер>), находящегося в его собственности, заполнившее ТДТС, обязан уплатить таможенные пошлины, налоги которые подлежали бы уплате, если бы транспортное средство марки "<...>" (<дата> года выпуска, VIN <номер>, государственный регистрационный знак <номер>) помещалось под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день пересечения таможенной границы ЕАЭС (<дата>).

Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства <номер>, выданному <дата>, код подразделения ГИБДД <номер>, собственником (владельцем) транспортного средства марки <...>, <дата> года выпуска, VIN <номер>, цвет синий, государственный регистрационный знак <номер>, является ФИО1 Особые отметки – по П.П. РФ <номер> от <дата> мощность <...> Квт/22 о.л.с. <адрес> врем.рег. до <дата> отчуждение запрещено, владелец.

В соответствии со справкой <номер> от <дата>, выданной 2 МРЭО ГИБДД МВД по <адрес> (дислокация <адрес>), ФИО1 по состоянию на <дата> согласно Федеральной информационной системы Госавтоинспекции МВД России зарегистрировано транспортное средство марки <...>, VIN <номер>, ГРЗ <номер>, <дата>, выдано свидетельство о регистрации серия <...> <номер> отделением (РД- <адрес>) 2 МРЭО ГИБДД МВД по <адрес>. ФИО1 указанное транспортное средство было первично зарегистрировано в Донецкой Народной Республике <дата>, выдан временный регистрационный талон <номер> от <дата>.

Из представленного административным ответчиком временного регистрационного талона АА <номер>, выданного МРЭО 1 <адрес> <дата>, следует, что владельцем транспортного средства марки "<...>",<дата> года выпуска, VIN <номер>, цвет синий, государственный регистрационный знак <номер>, является ФИО1 Особые отметки – регистрация до <дата>, временный ввоз, передача управления запрещена. Действителен до <дата>.

Согласно приходным кассовым ордерам и квитанциям, ФИО1 были оплачены транспортный налога за <дата> год, <дата> год, ввозная пошлина (<дата> год), пошлина за транспортное средство за <дата> года, <дата> год

Доводы административного ответчика ФИО1 о регистрации транспортного средства на территории Российской Федерации в установленный срок, в связи с чем он подлежал освобождению от уплаты таможенных платежей, являются несостоятельными, поскольку согласно действующему законодательству транспортное средство за пределы Российской Федерации не вывезено, действия ни по таможенному декларированию в целях вывоза транспортного средства с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с ТК ЕАЭС, ни по помещению транспортного средства под таможенные процедуры в порядке, установленном ТК ЕАЭС, не совершены, что подтверждается материалами дела. Следовательно, обязанность по уплате таможенных платежей и пени сохраняется.

Решение таможенного органа ФИО1 не обжаловано, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

На основании решения по результатам таможенного контроля от <дата> <номер>, в соответствии с Федеральным законом от <дата> <номер>-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" составлен расчет таможенных пошлин, налогов от <дата> <номер>.

В соответствии со статьей 55 ТК ЕАЭС уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, пени от <дата> <номер> на сумму <...> руб. направлено заказной корреспонденцией по адресу регистрации ФИО1

Срок добровольной уплаты по уведомлению, установленный статьей 73 Федерального закона № 289-ФЗ, истек.

Поскольку задолженность по уплате таможенных пошлин ФИО1 не погашена, Северо-Осетинская таможня предприняла меры к взысканию задолженности.

<дата> судьей Ворошиловского межрайонного суда <адрес> вынесен судебный приказ по делу <номер> о взыскании с ФИО1 в пользу Северо-Осетинской таможни задолженности по неуплаченным таможенным платежам и пени.

<дата> определением судьи Ворошиловского межрайонного суда <адрес> судебный приказ по делу <номер> о взыскании с ФИО1 спорной задолженности по неуплаченным таможенным платежам и пеням отменен в связи с поступившими возражениями ФИО1, настоящее исковое заявление подано в суд в установленный законом шестимесячный срок.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возникновении у ФИО1 обязанности по уплате таможенных платежей и пени, ввиду невывоза временно ввезенного транспортного средства, а у таможенного органа наличие предусмотренных законом оснований требовать уплаты таможенных платежей и пеней по состоянию на <дата> в общей сумме <...> руб., в том числе таможенных платежей в размере <...> руб., пени в размере <...> руб. Доказательств невозможности своевременного вывоза транспортного средства административным ответчиком не представлено.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Поскольку истец Северо-Осетинская таможня Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, то с административного ответчика в доход бюджета подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> руб. за требование имущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Северо-Осетинской таможни Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (паспорт гражданина РФ серии <...> <номер>, выдан <адрес> <дата>) в пользу Северо-Осетинской таможни Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы (ИНН <номер>, ОГРН <номер>) задолженность по уплате таможенных платежей и пеней за период с <дата> по <дата> в общей сумме <...>, в том числе таможенные платежи в размере <...> руб., пени в размере <...> руб.

Взыскать с ФИО1 (паспорт гражданина РФ серии <...> <номер>, выдан <адрес> <дата>) в доход бюджета <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия государственную пошлину в размере <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Приютненский районный суд Республики Калмыкия.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции – Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что сторонами была использована возможность апелляционного обжалования решения суда первой инстанции.

Председательствующий